Курский губернатор выступил на Первом канале

Раньше в России говорили, что у нас две беды — дураки и дороги. Теперь же формулировка иная. Беды по-прежнему две, но называются они — инфраструктура и менеджмент. Но кто из них представляет более серьезную проблему? С этого вопроса ведущий Андрей Макаров и начал свою программу. А вопрос он адресовал гостю — Евгению Дитриху, министру транспорта…

Курский губернатор выступил на Первом канале

Наш первый на Первом

Телевизора у меня дома нет уже несколько лет. Тут вопрос серьезный — или жизнь жить, или ТВ смотреть. Но компьютер имеется, и потому нужную по работе или по интересу программу всегда посмотреть можно.

А тут совпало — и интересно, и для работы нужно: наш курский губернатор принимал участие в передаче «Право на справедливость». Кстати, о справедливости Роман Старовойт вспоминает довольно часто, так, по его мнению, несправедливым является транспортный налог в его сегодняшнем виде.

Старовойт — технарь и дорожник с большим опытом, но пригласили его не в качестве эксперта, а в некотором роде в качестве ответчика по делу о ямочном ремонте в Курске на улице Верхней Казацкой.

Показали, как ныне водится, ролик из интернета, который дошел до Первого канала. Местный житель под объективом палочкой расковыривает мусор, землю и асфальтовую крошку. Этой смесью и были заделаны ямы.

Ни один мускул не дрогнул на лице курского губернатора. Он спокойно все пояснил. Улица Верняя Казацкая — это район индивидуальной застройки, ремонт ее запланирован на 2023 год, так как сейчас Курск старается в первую очередь ремонтировать дороги, где ходит общественный транспорт.

Андрей Макаров съехидничал — показал еще один ролик, где уже съемочная группа Первого канала (приехали-таки) застала дорожников на Верхней Казацкой за работой — прямо по выше упомянутому мусору ямы закатывали горячим асфальтом.

И снова на лице Старовойта не отразилось ничего, похожего на ужас. Даже наоборот — легкая улыбка уверенного в себе человека. Понятно, что передача подготовлена, все проговорено-переговорено сто раз — про что будут спрашивать и что когда показывать, но все же — на всю Россию… Тем не менее, реакция вот такая. Железный человек…

Губернатор ответил, что городская власть вынуждена прибегать к ямочному ремонту из-за нехватки денег. Но сейчас в рамках нацпроекта «Качественные и безопасные дороги» деньги стали поступать. И деньги огромные. Поэтому в Курской области в этом году и отремонтировали более полусотни километров дорог, чего не было со времен Советской власти.

Но Макаров все цеплялся за ямы на Казацкой. Мол, это очковтирательство, и спросил Дитриха, сколько продержится такой ремонт. Тот честно ответил — до весны.

Это только один фрагмент из плана ремонта и строительства дорог в Курске уже в следующем 2020 году.

Но казнить Старовойта не стали. Наоборот, спросили совета — как бороться с нерадивыми подрядчиками? А тут, надо признать, опыт у Курска за это лето накопился изрядный. Губернатор лично выезжал на трассы, брались пробы, и 10 процентов отремонтированных дорог подрядчики были вынуждены переделывать.

Срезали фрезой новенький асфальт и укладывали другой — еще новей, но уже по технологии. Себе в убыток, конечно, и рабочие не получали премий…

Роман Старовойт пояснил, что инструменты воздействия на недобросовестных подрядчиков есть. Контракт просто не будет оплачен…

«Люди часто указывают нам на брак в дорожном строительстве, так что работаем и учимся все вместе, — заключил курский губернатор, — и власть, и подрядчики, и население».

Потом показали ролик, снятый с помощью дрона — курские уже новые дороги — вид сверху. Приятная картинка.

— Хорошие дороги? — спросил Макаров у эксперта Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

Тот не стал подслащать и так уже сладкую картинку и ответил нейтрально, но с улыбкой:

— Надо пробы брать…

Но не всем так повезло, сказал Макаров, имея в виду курян с их губернатором-дорожником, и перешел к Удмуртии, к деревне Вортчино, где по просьбе жителей закопали в землю 17 миллионов рублей.

То есть люди просили дорогу, дорогу сделали, деньги потратили, но то, что теперь осталось на месте работ, дорогой назвать невозможно…

Что это было?

Передача «Право на справедливость» — это встречи с федеральными чиновниками. «Главная наша задача, чтобы власть и люди услышали друг друга», — не перестает повторять ведущий.

На этой-то передаче слышимость хорошая. Показали фрагмент одной из прошлых программ с вице-премьером Антоном Силуановым. Речь шла о школе древней постройки (кажется, 1957 года), строительства новой люди добиться не могут.

У стенда Курской области на выставке «Дорога 2019» в Екатеринбурге…

И вот уже через неделю после эфира Силуанов выехал на место и разрулил проблему. Новая школа будет построена.

Вот и документы по дороге в деревню Вортчино вручили Дитриху. И он пообещал тоже во всем разобраться и справедливость восстановить. Не всем так повезло…

Что же получается? Получается, что ручной режим управления страной, который практикует президент Путин, признан эффективным, и теперь этот метод транслируют на уровень министров и губернаторов. О системном подходе, когда каждый начальник на своем уровне своевременно решает свои задачи, речь, кажется, не идет.

Впрочем, логика в такой форме обучения, есть, недаром же Андрей Макаров сказал, что будем надеяться, что и регионы научаться так же работать, как федеральный центр. А связью между запросами населения и властью должны стать социальные сети.

Есть сигнал — должна быть реакция. Совсем недавно на одной из планерок Роман Старовойт попросил мэра Курска обратить на этот момент особое внимание — мэрия, на его взгляд, пока в этом отношении недорабатывает.

Но сигналы бывают разные. На той же передаче с участием Старовойта шла речь еще об одном сюжете из Удмуртии. Школьники по дороге в свое учебное заведение должны переходить федеральную трассу. Оборудованный официальный переход есть, но он находится в полутора километрах от домов тех, кто пожаловался. Нужен, мол, еще один переход.

Спорный вопрос. Федеральная трасса — это не переулок на окраине города. А полтора километра не такое уж и большое расстояние даже для школьников. У каждого дома переход не сделаешь.

Но — нет. Надо, и все. И раз за разом показывали видео, где подростки стоят на обочине большой дороги, по которой несутся автомашины. В конце концов разжалобили — Дитрих пообещал, что в ближайшее время в этом месте передвинут знак, ограничивающий скорость, а по весне сделают и переход. Повезло…

Менеджмент и инфраструктура

Но что же ответил министр транспорта на вопрос ведущего, который мы обозначили в сам начале — что для России представляет большую беду — менеджмент или инфраструктура?

Инфраструктура у нас улучшается, сказал Дитрих, федеральные дороги за последние годы стали неузнаваемыми. Вся загвоздка в менеджменте… То есть в дураках. Выход? Учить… И менять систему подхода к строительству и ремонту дорог.

Глава Бурятии Алексей Цыденов, руководитель группы Госсовета России по направлению «Транспорт», рассказал об идее «контракта жизненного цикла» (сервисный контракт). Это когда одно лицо отвечает за проект, сами работы и последующую эксплуатацию объекта.

Для России это относительно новая практика, хотя небольшой опыт уже имеется. В Европе так работают очень давно и успешно. Будем надеяться, что и у нас получиться. И нам когда-то повезет...

Прямая речь

Губернатор Курской области Роман Старовойт: «Ямочный ремонт краткосрочный, хватает его действительно на сезон. Но городские дорожники вынуждены прибегать к такому ремонту исключительно из-за отсутствия денег. Только в этом году по Курску был выполнен беспрецедентный объем работ: мы отремонтировали более 51 километра дорог, это 31 улица. Таких объемов работ не выполнялось с советских времен. Десятилетия таких объемов не было! И как заказчики, так и подрядчики отвыкли от такой работы. По большому счету, весь год мы мучились с выполнением этих работ. Мы переделали 10 процентов улиц, отремонтированных по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Есть инструментальные методы контроля. В ходе лабораторных исследований было выявлено, что работы выполнены с браком. Нам приходилось фрезеровать хорошо внешне сделанную дорогу, что вызывало недоумение у горожан. Но в противном случае весной эти дороги развалились бы».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 19 ноября 2019

Заголовок в газете: «Минуты славы» курского губернатора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру