Рейтинг влияния глав субъектов РФ за декабрь: кто вверх, а кто — вниз

14.01.2020 в 13:35, просмотров: 3043

«К мандатам почтения нету!» — писал лет сто назад классик советской поэзии. А сегодня нет былого почтения к когда-то внушавшим священный трепет рейтингам. Всякий читатель, хоть немного интересующийся политикой, знает, как все тут устроено и для чего сей инструмент используется. Тем не менее, появление нового рейтинга всегда вызывает любопытство — а как там наш губернатор, а что у соседей?​

Рейтинг влияния глав субъектов РФ за декабрь: кто вверх, а кто — вниз

Оценку ставят эксперты

Вот и очередной рейтинг АПЭК — Агентства политических и экономических коммуникаций «Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в декабре 2019 года», не лишен интереса — декабрь все-таки итоговый месяц.

Рейтинг построен на результатах экспертного опроса, который проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Губернаторы распределяются по разделам «Очень сильное влияние» (1-20), «Сильное влияние» (21-50), «Среднее влияние» (51-85).

Неожиданное усилие Клычкова

Нам интересны, разумеется, в первую очередь свои — главы регионов Черноземья и Брянской области. Что мы имеем?

В группе «Сильное влияние» находятся сразу четыре «черноземных» губернатора: Евгений Савченко (Белгород, место в рейтинге декабря — 24, в ноябре — 17), Роман Старовойт (Курск, место в рейтинге декабря — 28, в ноябре — 29), Игорь Артамонов (Липецк, место в рейтинге декабря — 36, в ноябре 31) и Александр Гусев (Воронеж, место в рейтинге декабря — 37, в ноябре — 38).

В группе «Среднее влияние» оказались Александр Богомаз (Брянск, место в рейтинге декабря — 61, в ноябре — 52), Андрей Клычков (Орел, место в рейтинге декабря — 66, в ноябре — 73) и Александр Никитин (Тамбов, место в рейтинге декабря — 72, в ноябре — 74).

И что получаем в итоге? Незначительное усиление позиций Романа Старовойта, Александра Гусева, Александра Никитина и буквально рывок вверх у Андрея Клычкова.

Остальные несколько утратили достижения ноября. Особенно Савченко, который покинул группу «Очень сильное влияние». Да и Артамонов потерял немало.

Почему «просел» Артамонов

Как полагают специалисты Агентства политических и экономических коммуникаций, основными факторами, повлиявшими на позиции участников рейтинга, стали пресс-конференция Путина, кадровые перестановки, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также проблемы распределения полномочий между региональными и муниципальными властями…

Что касается последнего фактора (перераспределение полномочий между регионом и муниципалитетами), то, как считает гендиректор АПЭК, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов, как раз этот момент и стал причиной потерь и место в рейтинге у губернатора Липецкой области Артамонова.

Областная администрация подготовила законопроект о перераспределении полномочий от муниципальных к региональным властям, но местная элита встретила этот шаг весьма скептически.

В то же время Орлов считает этот пример очень ярким, так как в текущем году борьба за перераспределение полномочий обострится во всех субъектах.

Липецкий вариант предполагает передачу на областной уровень полномочий в сфере планировки территории, землепользования, застройки, градостроительной политики, а также дорог, транспорта и теплоснабжения.

Кстати сказать, как подчеркнуто в аналитической записке АПЭК, «этот сюжет иллюстрирует и другую закономерность — усиления публичной критики действий региональных властей со стороны представителей местных элит в субъектах, где прошли губернаторские выборы. Так, скептическую оценку законопроекту о передаче полномочий дал председатель Липецкого городского совета Игорь Тиньков».

Взлет Орла и падение Белгорода

Однако, стоит отметить, что насколько убедительным выглядит объяснение ослабления позиций Артамонова, настолько же малоосновательными представляются попытки прояснить ситуацию с Орлом и Белгородом.

Например, вот как АПЭК объясняет рывок Клычкова: «После подписания соглашения о создании в Орловской области кластера легкой промышленности укрепляются позиции губернатора региона Андрея Клычкова (с 73-го на 66-е место)».

А вот как падение Савченко: «Покидает группу «Очень сильное влияние» губернатор Белгородской области Евгений Савченко (с 17-го на 24-е место), для которого негативным информационным поводом становится взрыв бытового газа в жилом доме в поселке Яковлево».

Не знаем, насколько подписание орловского соглашения могло вдохновить экспертов на выставление высоких оценок Клычкову, а вот к Савченко могли бы отнестись с большим пониманием — взрыв газа от него не зависел, к тому же практически сразу губернатор был на месте и разруливал сложную ситуацию. Тут скорее надо было давать высокую оценку…

А как эти оценки выставляются? АПЭК не скрывает. Экспертам задается вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов? Сначала эксперты оценивают влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Ох уж эти наши российские среднеарифметические оценки всего и вся — от инфляции и зарплат до влиятельности губернаторов!...

Что год текущий нам готовит?..

К чему готовиться губернаторам, да и нам всем в наступившем году? Какой повестки будет придерживаться федеральный центр?

Среди проблем, которые с большой вероятностью будут находиться в центре особого внимания федеральной власти в 2020 году, аналитики АПЭК выделяют несколько ключевых.

Во-первых, особое внимание к контролю за реализацией нацпроектов. Владимир Путин призвал «усилить и детализировать» личную ответственность руководителей в этой сфере.

Такие задачи предполагают более жесткий контроль Центра, недаром глава государства на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал неправильным подход, при котором «деньги выделены, и на этом наши федеральные коллеги в ведомствах считают отношения с коллегами в регионах завершенными».

Но решение такой задачи предполагает и вовлечение граждан. Говоря об уровне информированности жителей о реализации нацпроектов, глава государства призвал не только выделить средства на информационное сопровождение таких программ, но и наладить «постоянный контакт с гражданами и общественными объединениями».

Во-вторых, поддержка учреждений первичного звена системы здравоохранения. Этой проблеме в декабре было уделено внимание и в ходе пресс-конференции главы государства, и на заседании Госсовета по аграрной политике, и в рамках «Разговора с Дмитрием Медведевым».

В-третьих, значимой становится повестка, связанная с празднованием 75-летнего юбилея Победы.

Путин отметил, что в поддержке ветеранов «эффективность многократно повышается, если каждый депутат, каждый руководитель на местном уровне, на региональном… занимается той или другой проблемой лично».

Такие приоритеты предполагают более высокую степень личной ответственности муниципальных и региональных руководителей в случае любых инцидентов в данной сфере — причем касающихся не только поддержки ветеранов, но и содержания памятных мест и музейных учреждений, а также реализации образовательных программ и патриотического воспитания молодежи.

В-четвертых, развитие сельских территорий. Значительная часть дискуссии в ходе декабрьского заседания Госсовета по вопросам аграрной политики и часть вопросов на встрече главы государства с представителями общественности в Адыгее была посвящена этой теме.

Для решения этого вопроса также будет логичным сочетание более жесткого контроля Центра с привлечением общественности к независимому мониторингу ситуации в данной сфере.

Показательно, что в рамках заседания Госсовета обсуждалась необходимость разработать специальную программу по развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления сельских территорий.

Это вполне согласуется с прогнозом АПЭК о значительной кадровой перезагрузке на муниципальном уровне, которую можно ожидать в ближайшие годы наряду с более пристальным интересом правоохранительных органов к антикоррупционной политике в сфере местного самоуправления.

Мнение эксперта

Доктор политологии Владимир Слатинов в интервью «Клубу регионов»: «Один из самых важных сюжетов в региональной политике — этомайские поправки в 131-й Федеральный закон о создании муниципальных округов. Это отражение общей вертикализации системы управления регионами. Губернаторы, начиная с 2014 года, отстраивали систему управления под себя, упрощали ее и встраивали остатки местного самоуправления в вертикаль. В ближайшее время мы будем видеть активное преобразование сельских территорий в муниципальные округа. Я не исключаю, что перед выборами 2021 года они немного притормозят, потому что, например, курский губернатор Старовойт, резонно взвесив риски, уже сказал, что ничего такого до 2022 года не будет. Потому что ставить на дыбы и так злое население, перетряхивая весь муниципальный аппарат, — это, конечно, большой риск накануне парламентских выборов. Но, учитывая самые последние заявления Путина о том, что Конституцию нужно изменить, более серьезно встроив муниципалитеты в систему власти, можно прогнозировать, что эта работа будет продолжена».