Белгородец стоял у истоков создания ракетоносителей «Энергия»

Советские разработки до сих пор остаются передовыми

В октябре прошлого года в Белгороде скончался инженер, который стоял у истоков первых запусков и командовал пуском таких ракет. Юрий Петрович Свистунов с чистой совестью писал во всех анкетах в графе «специальность» — ракетчик. Главным событием своей жизни он считал пуск ракетоносителя «Энергия» в 1987 году. За несколько месяцев до своей смерти ветеран-ракетчик дал интервью нашему корреспонденту. Выдержки из него мы и публикуем сегодня.

Советские разработки до сих пор остаются передовыми
Юрий Петрович с макетом ракетоносителя «Энергия». (Фото автора)

У истоков

Не так давно, встречаясь в столице с руководителями российской ракетно-космической отрасли, Владимир Путин потребовал ускорить работу по развитию ракетоносителей «Ангара». Ранее, в других выступлениях, глава государства говорил об отставании России в космической сфере. Как в свое время было утеряно лидерство, рассказал нам и белгородец Юрий Свистунов.

Еще в 1974 году, сразу после окончания Серпуховского Высшего военно-командного училища (ВВКУ), Юрий Петрович был направлен на космодром Байконур. В те годы Серпуховское ВВКУ было единственным в стране, где готовили профессионалов, способных обслуживать космические ракетоносители. Свистунов окончил его с красным дипломом, поэтому был направлен на Байконур, где тут же стал инженером отделения по заправке пилотируемых объектов сжатыми газами, — так правильно называлась его первая должность.

— Я попал аккурат к запуску проекта «Союз-Апполон», — вспоминал он в ходе интервью. — Ракетоноситель «Союз» заправлялся при моем участии. Затем я возглавил команду по заправке пилотируемых ракет. При этом работать приходилось на «гагаринском старте» — площадке, с которой в 1961 году был отправлен в космос Юрий Гагарин. Чтобы было понятно, поясню: Байконур — это гигантский комплекс, на котором имеется несколько площадок для стартов ракет различной мощности. Я командовал заправкой топлива и готовил к запуску космические аппараты типа «Союз», «Прогресс», «Космос». А в 1982 году был переведен на строящийся комплекс — старт-стенд для отработки и запуска ракеты сверхтяжелого класса типа «Энергия». На ту же должность начальника группы заправки. Позже стал здесь главным инженером.

— А что это за ракета «Энергия», о которой сегодня мало кто слышал?

— «Энергия» представляла собой двухступенчатую ракету-носитель. Первая ступень состояла из четырех блоков, каждый из которых был диаметром четыре, а длиной 40 метров. Стартовая масса такой ракеты — 2400 тонн. Полезная нагрузка — свыше 100 тонн. Но в этой, казалось бы, компактной ракете была сосредоточена огромная энергия. Для сравнения: американский аналог подобного класса был в 2,5 раза длиннее, но при этом имел мощность в 4 раза меньшую. Двигатели ракетоносителя «Энергия» на старте развивали тягу около 3600 тонн — это примерно 132 миллиона киловатт. Но наличие таких мощных характеристик несет и огромную потенциальную угрозу. Поэтому для реализации проекта на космодроме Байконур был построен Универсальный Комплекс Старт-Стенд — особая стартовая площадка.

— В чем же был ее уникальность?

— Прежде всего, это котлован глубиной 43 метра, сверху — стартовый «стол», стоящий на специальных опорах. Именно на него ставилась ракета, а вокруг — мачты-молниеотводы высотой 235 метров, а также осветительные мачты высотой 110 метров. Кроме того, были созданы заправочно-дренажная мачта и мобильная башня обслуживания. Вокруг — 171 сооружение, откуда производились заправка ракеты, где были расположены пункт управления, хранилище воды для системы охлаждения, для той же цели — емкости с жидким азотом и различные компрессоры. В случае катастрофы, взрыва заправленной ракеты, образуется огненный шар диаметром полтора километра с температурой 2000 градусов. Поэтому подземный пункт управления находится от места старта на расстоянии в 2,5 километра.

Аналогов не было и нет

Говоря об особенностях ныне забытой «Энергии», Юрий Свистунов вспоминал, что она, в варианте с четырьмя боковыми блоками, способна была вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза, что в 5 раз больше, чем эксплуатируемый до сегодняшнего дня ракетоноситель «Протон». Также были возможны, но не испытаны, варианты компоновки «Энергии» с несколькими носителями, с рекордной грузоподъемностью до 200 тонн.

— К слову, современные новейшие сверхтяжелые ракетоносители «Ангара» имеют диапазон грузоподъемности от 3,5 до 37,5 тонн. Наверное, это экономически обоснованно. Но я сооружал стартовую площадку для ракеты «Энергия», имеющую рекордную грузоподъемность. Я думаю, что в контексте подготовки пилотируемой экспедиции на Марс мы еще вернемся к ракетам сверхтяжелого класса.

— Почему свернули этот перспективный проект?

— Как обычно в начале 1990-х годов сослались на недостаток финансирования, но, на мой взгляд, к сворачиванию идеи «Энергии» приложили руку Штаты, которые до сих пор не научились строить надежные ракетоносители, из-за чего и вынуждены были отказаться от собственной программы «Шатл». Насколько я знаю, в начале 90-х работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. К моменту окончательного ее закрытия, а это было в 1993 году, на космодроме Байконур в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей «Энергия». Две из них в незаправленном состоянии до 2002 года хранились на космодроме Байконур. После распада СССР они стали собственностью Казахстана и были уничтожены 12 мая 2002 при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112. Еще три находились на различных стадиях строительства на стапелях научно-производственного объединения «Энергия». Сегодня это одноименная ракетно-космическая корпорация. Но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет: либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих пор.

— Юрий Петрович, расскажите, когда был первый старт этого мощного ракетоносителя?

— 15 мая 1987 года. Это самый главный день моей жизни. «Энергия» несла на себе 86 тонн песка и имитатор лазерного оружия, но из-за сбоя в программе полета ракетоноситель ушел намного не туда и упал в Тихий океан, у острова Пасхи. Но в целом испытания прошли успешно. Во многом благодаря строительству уникальной стартовой площадки для этого ракетоносителя, возведенной под моим руководством как главного инженера. УКСС — уникальное сооружение, ведь такую мощную ракету нельзя было бы запустить с «гагаринского старта». Мощная струя выброса разнесла бы его. Энергия, которая выходит из сопла этой ракеты-носителя, по мощности в 27 раз превышает энергию Красноярской ГЭС. За несколько секунд температура пламени доходит до более чем 4000 градусов Цельсия. Даже пуск ракетоносителя «Союз», который относится к среднему классу, всегда сопровождался мощным энергетическим выбросом. Во время старта «обычного» «Союза» за 500 метров от места пуска земля ходила ходуном, все укрывались в специальном убежище. Испытав ракетоноситель «Энергия», мы достигли предела возможностей современного химического топлива. Ракетой «Вулкан», которая была запланирована на следующем этапе проекта, в космос можно было бы поднимать свыше 200 тонн полезного груза. Это максимальная экономически-целесообразная нагрузка для ракет на химическом топливе, свыше этого на незначительную полезную нагрузку ракетоносителя придется сильно увеличивать массу самой ракеты.

— Сегодня много говорят о халатности в космической отрасли, а как с этим обстояли дела на Байконуре?

— У нас среди офицеров практически не было такого понятия, как «очковтирательство». При работе на заправке ракет никто никогда не допускал халатности. Ведь это было чревато гибелью людей. Ракетное топливо — несимметричный диметилгидразин или гептил, — это ужасно токсичное вещество. Моему товарищу как-то случайно капля гептила попала за шиворот. Он лежал парализованным целый год. Спасли, но остался инвалидом на всю жизнь.

— Юрий Петрович, вам доводилось бывать на мысе Канаверал?

— Нет, да и не хотелось бы. Я не привык быть ротозеем на старте любой космической ракеты. Мне неинтересно просто смотреть. Я должен понимать, кто и какую задачу выполняет на старте. Только едва ли американцы мне об этом рассказали бы. Но я знаю, что у них другой принцип запуска. Например, лунный носитель «Сатурн» везли на стартовую площадку вертикально из монтажно-испытательного корпуса. Я горжусь, что принимал участие в создании, отработке и эксплуатации комплексов нового поколения — комплексов ХХI века. Несколько стран в настоящее время пытаются создать ракету подобного класса, но, думаю, у них это получится не раньше 2035 года. Я благодарен судьбе, что подарила мне такой шанс. Все 460 гектаров УКСС мне приходилось не раз «проползать на коленках». Я благодарен жизни и за то, что в процессе испытаний я не только познакомился, но тесно общался и работал с великими учеными и конструкторами.

Ракетоноситель «Энергия» с кораблем «Буран». (arms-expo.ru)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 31 июля 2018

Заголовок в газете: Уходят старые ракетчики

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру