Врагов бояться – пограничником не быть

О почетной, но нелегкой службе на границе поведал полковник в отставке Юрий Иванович Букреев

О почетной, но нелегкой службе на границе поведал полковник в отставке Юрий Иванович Букреев
Фото из личного архива Юрия Ивановича Букреева. Самая дорогая сердцу медаль —«За заслуги в пограничной службе».

В сердцах людей, когда-либо служивших на рубежах, никогда не умрет пограничная служба. И пускай фотографии, сделанные много лет назад, несколько пожелтеют, память о минувших днях никогда не исчезнет. Это стало ясно, когда порог редакции перешагнул Юрий Букреев, улыбчивый мужчина, полный сил и энергии, с ходу начавший показывать снимки со службы.

«МК Черноземье»: Расскажите, как так распорядилась судьба, что вы оказались на границе?

Юрий Букреев: Не думаю, что судьба так распорядилась. У меня большинство в семье военных. Отец мой ушел на фронт в конце июня 1942 года, а я родился в январе, он меня не видел никогда, погиб в 1943 году. Я жил с братом и бабушкой в Курске. Семь классов я закончил на отлично, но на жизнь, понятное дело, стало не хватать, я пошел работать. Совмещал учебу в вечерней школе и работу. Помню,в десятом классе было очень трудно, я тогда отучился на права, закончил аэроклуб, работал — и выпускной класс. На сон выходило часа 3-4.

Ну а в погранвойсках я оказался после того, как проходил комиссию в военкомате. Там меня спросили, в каком училище я бы хотел учиться — в пограничном или медицинском. Мой ответ очевиден, да? Через несколько месяцев мне пришло сразу две повестки. По одной из них я должен был явиться к 20:00 в КГБ, по второй — на следующее утро. Как положено, уволился с работы и к назначенному времени приехал на Добролюбова, нас всего было пять человек. Развезли по домам, мы собрали вещи и отправились в Калининград.

«МК Черноземье»: Как проходила служба в училище?

Ю. Б.: Первый курс прошел в Багратионовске, это на границе с Польшей. Второй, третий и четвертый курсы мы были в Алма-Ате.

Ну что сказать, как у всех, изучали высшую математику и военное дело. Ну а после училища меня распределили в Тихоокеанский пограничный округ, на «Графскую» заставу. Хотя заставой это трудно было назвать, скорее заброшенное здание. Сначала жили в палатках. Я в одной, а рядом, в другой, 20 солдат. Отремонтировали, выстроили заставу и вскоре уже начали охранять границу. Я тогда, кстати, числился заместителем начальника.

«МК Черноземье»: То есть вы тогда не были женаты?

Фото из личного архива Юрия Ивановича Букреева. «Выпускник училища — лейтенант».

Ю. Б.: Через год после начала службы начальник погранотряда дал мне путевку в Сочи, съездить отдохнуть. По пути назад заехал к дяде в Курск, где познакомился с будущей супругой, она училась в медицинском училище. Мы быстро оформили брак, я же военный, попросили ускорить этот процесс. Она осталась в Курске завершать дела, а я вернулся на заставу. Через месяц мы уже с ней были на заставе «Ильинка» вместе. Там родился и мой сын. Она, к слову, была одна женщина на заставе, ближайший населенный пункт в десяти километрах. Но супруга со временем привыкла, никаких вопросов не возникало, сына воспитывала. В период обострения обстановки на границе по всем заставам делали опорные пункты, чтобы в случае конфликта мы жили и оборонялись, в окопах. Жена не уехала никуда, сыну год и месяц был. Со многих рубежей женщины уезжали, нас предупреждали, что возможен обстрел пограничных застав. А моя, нет, не уехала.

«МК Черноземье»: А с личным составом как, повезло?

Ю. Б.: Не то слово. Сержанты у меня были отменные. Вот я поставил приказ на охрану границы и ушел в наряд, они приходили и в час, и в два часа ночи, докладывали. Знаете, служба на границе — это далеко не так просто. Тяжелая ежедневная работа и личного состава, и сержантов, и офицеров. Сдвигается время приема пищи, ведь мы день и ночь несем службу на рубежах.

С личным составом мне действительно повезло. Когда задерживали вооруженных нарушителей границы, которые хотели уйти в Китай, никто не давал слабины. Пока преследовали, ни один солдат, ни один сержант не сомневался в своих действиях. Все находились в напряжении: либо задержать, либо уничтожить. Да, бывало, что по нам открывали огонь. На заставе нарушителей границы было немного, но нам хватало с головой. На службе переживаешь за каждого. Вот моя мотоманевренная группа была в Афганистане два месяца. Они участвовали в боевых действиях, но, к счастью, ни одного солдата не потеряли, все вернулись. Ведь главное, что людей сберегли.

«МК Черноземье»: Вот вы охраняли границу, а супруга чем была занята помимо воспитания сына?

Фото из личного архива Юрия Ивановича Букреева. Офицер с семьей.

Ю. Б.: И ей забот хватало. Она каждый год помогала сажать подсобные хозяйства, я доставал семена. Собирали урожай, все на усиления питания личного состава. Помню, как-то ко мне подходит секретарь комсомольской организации и спрашивает, будем ли мы сажать огород. Они меня просили и им семена доставать. Потом уже за каждым солдатом закрепляли небольшие земельные участки, за которыми они ухаживали. Ну а как иначе, если участок не прибран, занимались сельскохозяйственными работами, вместо того чтобы пойти поиграть в волейбол. А уж спорт у нас любили и делали все вовремя, ухаживали за урожаем. Было приложено много усилий для улучшения питания, у нас и корова была, давала три ведра молока, поросята.

«МК Черноземье»: Вот вы говорите, у вас сын рос на заставе, да?

Ю. Б.: Да, конечно. На заставах было довольно много детей. Когда детям вот-вот пора было в школу идти, семьи отправляли на заставы поближе к населенным пунктам. А вообще, все ребятишки же, им игрушки нужны были, одежда, вещи. Помню, часто приходилось связывать с начальником военторга, чтобы они нам помогали. Обходили каждую семью, спрашивали, кому что нужно. Мне приходилось решать многие бытовые вопросы, порой давал распоряжения и о том, чтобы женщинам молоко привозили, которые только родили. Ведь находился на должности начальника пограничного отряда, это 14 погранзастав, комендатура.

«МК Черноземье»: Многие женщины так и рожали на заставах?

Ю. Б.: Да, конечно. Звоню как-то раз на погранзаставу, а там женщина была беременная, скоро рожать. Я предложил ее к нам забрать, у нас была отличная гостиница в отряде, где был и женсовет. Муж ее, офицер, отказался. Разговор состоялся утром, а вечером того же дня он звонит и говорит: «Жена рожает». Ну а что делать, выслали туда вертолет, женщина родила в небе. Как только доставили, ей оказали необходимую помощь уже тут у нас.

«МК Черноземье»: Часто приходилось переезжать?

Ю. Б.: Ой, не то слово. С семьей переезжали десять раз, сын сменил шесть школ. Часто приходилось жить и в гостиницах, и в частных квартирах. Но, несмотря на это, когда сын заканчивал школу, я ему предложил на выбор много военных училищ. Он выбрал пограничное, хотя видел службу изнутри, помнил множественные переезды, но все равно был уверен в своем решении. Он, кстати, учился уже в Москве, а потом попал в Тихоокеанский округ. Отслужил он 27 лет, на 10 лет меньше меня.

«МК Черноземье»: То есть вы прослужили 37 лет? Не жалеете, что выбрали тогда пограничное училище, а не медицинское?

Ю. Б.: Да, 37 лет. Заканчивал службу в Хабаровске, уволился в 1994 году. Потом пошел работать в ГУ ЦБ России по Хабаровскому краю. Ну а затем уже вернулись с супругой в Курск. Мы с женой, пока жили на заставе, мечтали иметь свой дом. Тут ничего приличного не нашли, в 60 лет я сам начал строить свой дом, опыт же был на погранзаставах. Нет, не жалею и не жалел никогда. Мы с супругой часто вспоминаем нашу с ней службу. Есть несколько самых запомнившихся моментов. Когда был начальником погранзаставы и начальником погранотряда — две самые ответственные должности. Я отвечал за участок 332 километра, представляете себе? Это 14 застав, и всех надо было обеспечивать, решать проблемы.

Еще очень запоминающийся момент после даманских событий. Сами знаете, какой там конфликт был… Так вот люди со всего Советского Союза присылали посылки. Их вагонами привозили в наш пограничный отряд. Там было все, начиная от носков и заканчивая конфетами и другими вещами для солдат. Такой вот был порыв у людей.

Пограничников всегда считали людьми с активной гражданской позицией. Они день и ночь несут службу для спокойствия мирных граждан, защищая бескрайние просторы России. Юрий Иванович рассказал о том, какова непростая жизнь на рубежах. Могла ли сложиться жизнь полковника в отставке как-то иначе? Вряд ли. Ведь вся семья у пограничника оказалась военная. Отец и отчим — военные. Старший брат — майор, младший брат — капитан второго ранга на подводной лодке, сын — пограничник, полковник, сын брата служил в ПВО, тоже полковник. Юрий Иванович седьмой военный в семье, отдавший службе Родине 37 лет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Врагов бояться – пограничником не быть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру