Медный дворник

Стал ли Белгород городом для жизни

Как-то в Москве две женщины – курянка и белгородка – спорили, чей город лучше. Первая говорила, что Курск – это город выбора. Захотел пестрой суеты столицы – иди в развлекательный центр, которых в городе множество. Хочешь тишины и природы – поезжай на реку, отдохни от суеты. А еще Курск расположен на возвышенности, мол, из Москвы и Белгорода «не видно так далеко», как из Курска. А взволнованная темой белгородка, дыша полной грудью, выкрикнула, что Белгород – это город для жизни!

Стал ли Белгород городом для жизни

«ГОРОД ДЛЯ ЖИЗНИ».

Что хотела сказать тем самым эта приятная во всех отношениях дама? То, что Белгород уютный, удобный, современный?
Да, все эти эпитеты применимы к белому городу на Северском Донце. Еще он компактный, что, согласитесь, для больших городов скорее достоинство.
Пешим шагом, если двигаться динамично и напористо, можно пройти через весь Белгород от Аэропорта до 43-й школы часа за четыре, а это, пожалуй, самая длинная городская диагональ.
Что ж, давайте и мы проследуем этим маршрутом и познакомимся с городом и его жителями.
Начнем с одного из самых известных мест Белгорода. Широкий проспект Богдана Хмельницкого – сквозная улица, на которую, как на леску, нанизаны кварталы. Остановки городского транспорта здесь часты, автобусов и троллейбусом много, они то и дело «смывают» с остановок пассажиров, те не успевают скапливаться даже в час пик.
Впрочем, в этот оживленный час все тем же пассажирам приходится задерживаться уже в самом транспорте, поскольку пробки – это беда и Белгорода тоже. Причем автомобили здесь не только на дорогах, они понатыканы везде, где возможно. Внятных, оборудованных стоянок в городе практически нет.

МЫ ЕДЕМ-ЕДЕМ...

В маршрутках кто-то психует из-за давки, кто-то уткнулся в телефон, кто-то – через окна любуется торгово-развлекательными центрами, которых, кстати, немало. Их только на «Богданке» три – «Рио», «Мега-ГРИНН», «Славянский». Их архитектура сложна и футуристична, впрочем, один из жителей на интернет-форуме назвал их «корявыми».
Обыватели считают, что все эти объекты принадлежат представителям местной правящей элиты.
Порой косо поглядывают на них, тем не менее посещают с удовольствием – не купить, так почувствовать себя человеком. Там кондиционеры, мягкое освещение, плавные эскалаторы и всякие приятные штучки, на которые у посетителей далеко не всегда хватает кошелька.
Белгородцы жалуются на запредельные цены, на то, что, к примеру, молоко белгородского производства в Москве дешевле, чем в Белгороде.
То же касается и мяса – свинина постепенно выходит из зоны доступности по причине роста ее стоимости. И это при том, что Белгородская область – в российских лидерах по свиноводству.
Агрохолдинги 31-го региона насчитывают до 3,5 млн. голов свиней. При населении области в 1,5 млн. человек получается по две с гаком свиньи на брата.
И когда застенчивый ветер заносит в городские кварталы малоприятный, навязчивый запах, белгородцы шутят, что «так пахнет наше свиноводство», с которого местному жителю – лишь чудный «аромат» да невеселые раздумья.
Власть оправдывается, что отрасль в значительной мере формирует областной бюджет. А в городе, если очень редко чем и «попахивает», так это промышленными предприятиями, у которых иногда случаются проблемы с очистными сооружениями. 
Белгородский район опять же вокруг, а там по весне, поля удобряют навозом, вот его здоровый дух и резвится в городских улицах.
Что касается улиц, то относительно недавно почти все главные претерпели переименование, суть которого заключалась в искоренении советского и возвращении более раннего, исторического.
Так, в столице области появились улицы князя Трубецкого, Преображенская, Белгородского полка.
Под эту же сурдинку на центральной площади был снесен памятник Ленину, а сама площадь стала именоваться Соборной.

В МЕЛЬКАНЬИ УЛИЦ, В СУЕТЕ ТОЛПЫ 

В те достопамятные времена, вместе с Лениным, по непонятной логике, пошли под снос в массовом порядке деревья города. Так что теперь некоторые улицы и проспекты «лысые», что, впрочем, не мешает существовать великолепным паркам Белгорода. При отсутствии уличных тополей и сосен, они даже как-то заметнее, зримее. Словно деревья города, уклонившиеся от пилы, сбежались сюда и объединились в организованные зеленые насаждения.
Парки здесь действительно чудесные: просторные, чистые, благоустроенные. 
В последнее время на реке Везелке в районе Левобережья оборудована превосходная набережная с пешеходными и велодорожками. 
И это в необыкновенно скученном городе, где на месте стадиона вдруг может возникнуть жилая многоэтажка, как это произошло близь улицы Гостенской. 
Замысловатый, тяжелый дом «подмял» под себя подступы к стадиону, грозно навис над несчастной «панелькой» советского образца.
Обилие новостроя наводит на мысль, что население Белгорода неуклонно прирастает. Да, это так. Прирост, в значительной мере, происходит за счет переселенцев с Дальнего Востока и Севера, которые дружно скупают здесь квартиры. 
Хотя беременные женщины и мамы с колясками в городе тоже не редкость.
Приезжие отмечают открытость и прямодушие местных жителей, правда, именуют местный менталитет  «колхозным».
Это неудивительно. Белгородский край – аграрный. И нет ничего странного в том, что население его столицы формировали люди из села. Поэтому фрикативное «гэ» здесь в порядке вещей, как и частица «чи» – «Ты выгулял Маркиза, чи не»?
Хотя на деле, как  и в любом городе, здесь наличествуют самые разные социальные слои, они перемешаны и вполне органично сосуществуют в звонкой уличной разноголосице, в толпах богатого Центрального рынка, населенного душистыми персиками, сочными арбузами и солнечными дынями – рабочие, педагоги, юристы, врачи, музыканты, актеры, художники.
Они с охотой посещают и различные уютные кафешки Белгорода, которых здесь тоже великое множество. И в каждом – свой неповторимый вкус и стиль. Они ни в чем не уступают столичным, а иногда так могут дать и форы. Тут вам и камины, и кованые фонари, и кареты у подъезда, и цветы, и Бог знает, чего только нет. 
Вот и там по вечерам, а то и средь бела дня вы можете встретить гостя или коренного белгородца с его неизменной улыбкой и приветливым взглядом.

БОДРЫЕ НОВОСТИ

Весомый взнос в формирование приподнятого настроения у местного жителя вносят СМИ, оперирующие позитивными новостями.
Будучи зрителем местного телевидения, хочешь – не хочешь, а поймешь, что проблем тут нет вообще, на их месте – сплошное процветание и благоденствие.
А как иначе в краю, где большая часть руководства осталась с советских времен. Вот и сейчас в Белгороде – на идеологическом уровне – везде «Единая Россия» и патриотизм.
На обывательском – пофигизм и «моя хата с краю».
Потому вывести на протестный митинг белгородца практически нереально, и если он участвует в каком-то политическом мероприятии, то лишь «из-под палки», то бишь под давлением административного ресурса. 
В основном это всевозможные хилые мероприятия поддержки, где переминаются с ноги на ноги зрелые бюджетники да студенты белгородских ВУЗов – юноши, девушки.
Девушки в Белгороде – это отдельная статья, решительно затмевающая собой все городские недостатки, среди которых – отсутствие ливневой канализации и разбитые дороги на задворках.
Девушки здесь многочисленны, активны и немыслимо красивы. Как написал один местный публицист-романтик, «их искрометные, бриллиантовые улыбки разбросаны по всему городу, их гибкие фигуры, подобно оленьим, грациозно разгуливают по паркам и скверам, их лукавые взгляды будят в вас самые возвышенные чувства»! Тонко, не правда ли?!
Впрочем, встретить молодых барышень можно не только в парках. 
Прекрасные создания, наряду с другими зрителями, зачастую вместе со своими мужественными кавалерами, посещают Белгородскую филармонию с ее непревзойденным оркестром и богатейшим концертным графиком, драмтеатр, кинотеатры типа «Победа» или «Русич», Диораму, Дворец спорта «Космос», крытую арену «Оранжевый лед», где можно покататься на коньках по самому настоящему льду даже в густую летнюю жару.
Заметный вклад в пополнение прекрасного женского населения вносит Белгородский университет – авторитетное учебное заведение с десятками факультетов. 
Он же «снабжает» город темнокожими студентами-иностранцами. Этих в великом множестве можно встретить в очередях в магазинчиках, торгующих минеральной водой из глубинных скважин. Оснащенные какими-то совершенно немыслимыми по объему емкостями, белозубые, смешливые ребята беспрерывно покупают эту воду и несут, и несут ее в свои таинственные общежития. 
Что они делают ею в таком количестве- непонятно. Словно у них оборудован прямой водовод, и они пускают воду самотеком в самую Африку. 

«ЧЕЛНОКИ» ПОД «СЕНЬЮ» КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Эти же любознательные студенты являются поклонниками уличной скульптуры Белгорода. 
Она здесь тоже богата и разнообразна. Есть и медный дворник с метлой и котом, и «челноки», и солнечные часы, и ГАИшник с мотоциклом. 
И даже девочка с мыльными пузырями, у которой все время крадут соломинку.
И если того же кота, что дружит с дворником, можно погладить по голове, ввиду его тротуарной доступности, то памятник князю Владимиру по шлему не погладишь, поскольку его высота измеряется десятками метров. 
Стремительно вознесся грозный основатель на 15-метровый постамент на Харьковской горе, распрямился в полный рост и замер, благословляя Белый Город каменным крестом.
Что сравниться по масштабам с этой скульптурой? Разве телевышка, такая фигурная и высокая, что кажется, сам Господь выставил на доску величественного ферзя. 
На ее шпиль наматываются облака, ее огни сияют новым, симметричным созвездием над городом, которому, согласно исследованиям краеведа Шмелева, более тысячи лет!
Так и живет этот чудо-город в окружении своих меловых гор. До Москвы 700 и до Симферополя 700. И ветер с полей. И дождь. И солнце. И вроде нет в нем какой-то особой тайны, как нет и выдающихся достопримечательностей. 
Но чем-то неуловимым неизменно очаровывает он всякого приезжего. Своим ли международным аэропортом, который соседи-украинцы используют, как транзитный, или богатым звездным небом, похожим на Зеркало мира, вкуснейшим белгородским мороженым или доверчивым городским пейзажем, который нежно, как родной человек, берет тебя в свои бережные, душевные объятия, и ты вдруг понимаешь: «Я дома». И хочешь вернуться сюда снова.
Ведь не зря же сами белгородцы, будучи в разлуке, в самом дальнем далеке самозабвенно скучают по своему городу.
А возвращаясь, выходя из вагона или сбегая с трапа самолета в сбившейся на затылок косынке, в нахлобученной на макушку смешной шляпе или же растрепанно-простоволосые горячо шепчут:
«Я люблю тебя, Белгород»!
А значит тайна какая-то есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру