Против естественного

Оказывается, не все региональные операторы по обращению с ТКО одинаково полезны

Привыкание к новым тарифам на вывоз ТКО во всех регионах проходит тяжело. Населению трудно свыкнуться с мыслью о том, что платить за мусор теперь придется в разы больше. Ладно, если бы качество обслуживания новоиспеченных регоператоров также в разы улучшилось. Ан нет. В большинстве регионов услуги по новым правилам оказывают компании, которые годами зарабатывали репутацию «самых неблагонадежных». Взять, к примеру, Курскую область, где ситуация разворачивается по самому плохому сценарию…

Оказывается, не все региональные операторы по обращению с ТКО одинаково полезны
Фото Андрея Герасимова.

«ЭКОПОЛ» ВАШЕМУ ДОМУ
На днях врио губернатора Курской области Роман Старовойт взялся за решение «мусорных» проблем. И это не случайно. Незадолго до его назначения региональные операторы, коих в области два – ООО «Экопол» и АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» – приступили к работе по «новым правилам», заключив с властями необходимые контракты и согласовав тарифы. Но тут же возникли проблемы. Оказалось, что население не устроили «сверхдорогие» услуги. Во-первых, жители многоквартирных домов и частного сектора, особенно в сельской местности, заподозрили, что обнародованные «ценники» чрезмерно завышены, а во-вторых – начало реализации нововведений выявило ряд проблемных моментов. Именно о них одними из первых врио губернатора рассказали жители Суджанского района, куда Роман Старовойт приехал, чтобы пообщаться с руководством муниципального образования и ООО «Экопол» – региональным оператором по обращению с ТКО в Юго-Западной зоне области, а также с потребителями.
По итогам общения Роман Старовойт заявил, что очевидны недоработки властей. 
– Необходимо было проводить разъяснительную работу и все подготовительные мероприятия в более открытом режиме. Потому что по факту получилось, что жители получили новые платежные документы с тарифами, которые существенно превышают ранее ими оплачиваемые. И это, безусловно, вызывает недовольство и справедливое негодование, – отметил он.
Кстати, критика в адрес ООО «Экопол», которое является как раз оператором Юго-Западной зоны, куда входит Суджанский район, была в минимальном объеме. Большинство претензий компания получает только из-за высоченного тарифа. 548 рублей 43 копейки за один кубический метр, согласитесь, дорогое удовольствие. В остальном недовольство населения в Юго-западной зоне сводится к бытовым «у меня мусора мало, я платить не буду» или «я все отходы в огороде закапываю, мне оператор не нужен». Более существенных претензий нет. Это и объяснимо, поскольку руководство компании сейчас прилагает максимум усилий, чтобы наладить диалог с населением и стабилизировать работу.
У второго регоператора – АО «Спецавтобаза по уборке города Курска», работающего на территории Северо-Восточной зоны области, куда входит областной центр, все иначе. Здесь скандал за скандалом, наваливаясь и разрастаясь, как снежный ком, скоро могут довести противостояние населения и компании до «катастрофы». И не только экологической.

А ШКЛЯР И НЫНЕ ТАМ
На встрече в Судже Роман Старовойт сообщил, что обсуждение вопроса, связанного с работой регоператоров по вывозу ТКО, продолжится в Щиграх (территория, закрепленная за «Спецавтобазой Курска»), где, по его информации, также существует аналогичная проблема. 
– Я посмотрю, как там обстоят дела со сбором и утилизацией мусора. Есть заявления о том, что региональный оператор недостаточно техники выводит на улицы, в местах сбора отходов формируются кучи мусора, которые вывозятся несвоевременно. Это отрицательно влияет на экологическую ситуацию. Ну и элементарно вызывает недовольство жителей, - сказал Роман Старовойт.
А возмущаться, на самом деле, есть чему. Тариф у этого оператора, пожалуй, один из самых высоких по сравнению с коллегами «Спецавтобазы» из других регионов Черноземья. Он равен 560 рублей 61 копейка за один кубометр.
Впрочем, о том, сколько надо платить, сегодня не рассуждал только ленивый. Но это не столь глобальная проблема, по сравнению с другой. На самом деле в скором времени может возникнуть вопрос: «Кому платить?». Компании, которая, по мнению некоторых экспертов, может претендовать на звание «хуже некуда!»?
Источник, знакомый с ситуацией сообщил нашему изданию, что о недобросовестности руководства АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» можно слагать легенды. Вот несколько ярких примеров. 
Пример первый. Многолетний опыт работы «Спецатобазы» в форме муниципального предприятия и переход в статус акционерного общества не дал желаемого результата – чище город не стал. Процесс «налаживания ситуации», о котором, в оправдание собственного бездействия, твердят представители и регоператора, и администрации города, все длиться и длиться, сопровождаемый красочными экспериментами типа закрытия наиболее проблемных контейнерных площадок (а люди по старой памяти приносят туда пакеты с мусором, и тогда пространство огораживается сеткой-рабицей, а жители ищут другую площадку или волокут пакеты в ближайший лес, овраг, пустырь – нужное подчеркнуть), расстановки мусорных контейнеров прямо у подъездов жилых домов (ну и что, что запах и крысы, мелочи какие), ростом несанкционированных свалок. 
А ведь намерения были самые благие: чистота, порядок и раздельный сбор. Спецавтобаза отметилась и тут, установив контейнеры для раздельного сбора мусора. Интересно бы еще знать, куда деваются отсортированные добровольно и безвозмездно жителями пластик и бумага, которые исправно забирают машины регионального оператора. Если на полигон для захоронения, то к чему эти пляски с бубном, то есть с раздельным сбором? Получается, что мусор, разделенный жителями, так же сваливают в общую кучу с остальными отходами? А если на переработку, то почему прибыль от нее не снижает расходы на вывоз и утилизацию мусора и никак не отражается в ежемесячных квитанциях, исправно рассылаемых спецавтобазой?
Кстати, то, что «Спецавтобаза по уборке города Курска» сменила свою организационно-правовую форму с муниципального предприятия на акционерное общество, вовсе не означает, что автобазу отправили в «свободное плавание». Согласно выписке из налоговой, основным и просто единственным акционером осталась Администрация города Курска. Да и руководитель предприятия остался прежний – депутат Курского городского Собрания Вадим Шкляр. Неужто качество его работы, «украшенное» многочисленными скандалами, и есть забота об избирателях?

«САБ» НЕ МЕНЯЕТСЯ
Акционирование и превращение в регоператора «Спецавтобазы по уборке города Курска» не изменило ни ситуацию с мусором, ни подход к делу ее руководителя Вадима Шкляра. 
«Получив тариф и разослав хозяйствующим субъектам уведомления о необходимости заключения договоров на вывоз и утилизацию ТКО, оператор принялся работать так же, как и работал. То есть, как получится. Новая реформа не избавила от старых проблем», – считают эксперты.
Если специалисты так говорят, немудрено, что жители города, недовольные новыми расценками, не видят качественного улучшения услуг: «Ничего не изменилось, как носили мусор, так и носим, больше его не стало… Чаще тоже не возят. Контейнеры что, золотые стали? Те же самые контейнеры на тех же площадках», – сетуют жители улицы Республиканской в Железнодорожном округе Курска.
И хорошо еще, если на площадках стоят контейнеры. Многие площадки были ликвидированы, а мусорные баки переставили к подъездам со всеми ароматическими и визуальными составляющими, наполняющими подъезды и квартиры.
Меньше не стало и жалоб на нерегулярный вывоз и переполнение контейнеров, летающий по дворам мусор. Обслуживание осталось на прежнем уровне – жалуются горожане. И улучшения ситуации не прогнозируется. 
К старым проблемам прибавились новые. На первом этаже Спецавтобазы, в узком коридоре у прямо туда выставленных столов не иссякает очередь жителей, пришедших выяснять, почему в их квитанциях появились «мертвые души» давно уже выселившихся, а то и вправду упокоившихся людей. Ничто не мешало регоператору, подконтрольному Администрации города и тесно работающему с административными структурами, воспользоваться актуальными данными да хотя бы МФЦ. Вывод напрашивается один: не захотели. Проще было людей вынудить приехать и принести о себе все данные, да еще и «мариновать» людей в очереди в мрачном коридоре, даже кабинет не выделив. Правильно, кабинеты для сотрудников, граждане потерпят. Потерпят и заплатят.
Между тем реформа идет полным ходом. Чем обернутся благие намерения строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов, нетрудно догадаться, которые, как считают курские операторы, им не выгодны, поскольку никогда не окупятся. 

Г… ОТРЯДЫ
Еще один пример. Самый красноречивый и болезненный. Он демонстрирует, насколько безнаказанно чувствует себя руководство «САБ Курска». 
Проблема отлова бродячих собак – тема для Курска актуальная. Ранее этим на территории областного центра занимались представители «Спецавтобазы по уборке Курска». Точнее, как занимались, – вели себя как живодеры. Но обо всем по порядку.
 В августе 2016 года по итогам торгов был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию гицельного отряда и пункта передержки животных в Курске.
По условиям указанного контракта, исполнитель – АО «САБ по уборке города Курска» – принял на себя обязательства по выполнению нескольких видов работ. В число которых в теории входило патрулирование территории города, выезд экипажа по заявкам жителей города, отлов и обезвреживание с дальнейшей утилизацией бродячих животных.
Обезвреживание должно было происходить согласно правилам и следующей технологии: выезд отряда осуществляется по заявке жителей, собак отлавливают и направляют в пункт временного содержания с обязательным кормлением в течение 10 дней. Осмотр животных ветврачом в эти дни обязателен. Если собака за этот период времени не обзаводится хозяином, ее усыпляют. Дальше труп должны были увозить в Орел на «Ветсанутильзавод». Ключевые слова «должны были»…
На практике это выглядело иначе. Во исполнение контракта руководство «Спецавтобазы» создало три гицельных отряда. Что представляли из себя эти отряды? Все просто до варварского безобразия. Было три «Газели» с водителями. В своей работе эти г… отряды использовали специальные ружья для летающих шприцов. Но не для усыпления, для… убийства.
По уже «рассекреченной» информации, опубликованной в СМИ, отлов собак производился путем отстрела, а не обездвиживания. Получается, что не было никакого предварительного усыпления и транспортировки до места передержки.
Остается также неизвестным тот факт, какое именно количество собак отлавливалось ежемесячно, как и где они содержались, если это действительно было, какими препаратами они обездвиживались и каким способом транспортировались в соседний регион и утилизировались.
Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что на утильзавод в Орел никто трупы не возил. Вместо этого они завозились на полигон в деревне Чаплыгино, который опять же принадлежит предприятию «Спецавтобаза по уборке города Курска», и там захоранивались. 
Фиксировали и вовсе вопиющие случаи. Горожане неоднократно жаловались на беспредел со стороны работников г… отряда, которые попросту вытряхивали трупы животных в мусорные контейнеры, предназначенные для вывоза ТБО.
Неужели руководитель предприятия Вадим Шкляр не знал о творящемся беспределе? Осведомленные люди говорят, что знал и способствовал этому. Ведь куда проще избавляться от бродячих собак по своим, нигде не писанным правилам. Ну и пусть незаконно, зато экономия какая – сотни тысяч, нет, даже миллионы!

Фото Андрея Герасимова.

…Уверены, что эта публикация сейчас вызовет массу возмущений как среди защитников животных, так и среди сторонников Шкляра. Мы также уверены, что вторых - меньшинство, поскольку здравый смысл все еще главенствует над алчностью и безнаказанностью. Во всяком случае, очень хочется в это верить. Еще хочется надеяться, что руководство «Спецатобазы по уборке города Курска» прекратит действовать против естественного и повернется к населению лицом, а врио губернатора обязательно поможет привести депутата Шкляра «в чувство».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру