Свалочные войны в Курской области

В Курской области конфликт вокруг «мусорных» тарифов регоператоров достиг точки кипения

Местные власти и региональные операторы пытаются объяснить населению, почему тарифы на вывоз мусора выросли в разы. Но их старания вызывают еще большие возмущения потребителей: одних не устраивают суммы в платежках, других – компании, которые работают в статусе региональных операторов.

В Курской области конфликт вокруг «мусорных» тарифов регоператоров достиг точки кипения
Фото Андрея Герасимова.

Уже не первый месяц местные власти и региональные операторы пытаются объяснить населению, почему тарифы на вывоз мусора выросли в разы. Но их старания вызывают еще большие возмущения потребителей: одних не устраивают суммы в платежках, других – компании, которые работают в статусе региональных операторов.

В диалог с населением вступил врио губернатора региона Роман Старовойт. Он предпринял несколько попыток «разрулить» ситуацию. Но быстрого эффекта не получилось. Тогда власти решили прибегнуть к поэтапному разрешению проблемы. Эксперты предрекают несколько вариантов дальнейшего развития событий.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. ТРАДИЦИОННО-ОФИЦИАЛЬНЫЙ

Почти две недели назад врио главы региона побывал в городе Суджа, чтобы лично услышать, чем недовольны местные жители. Выяснилось, что население, получив новые платежные документы с тарифами от регоператора – компании «Экопол», устроило бунт. А причиной такого противостояния, по мнению очевидцев, являются не только высокие тарифы, но и отсутствие разъяснительной работы.

На минувшей неделе, 1 ноября, врио губернатора вновь столкнулся с подобной проблемой. На сей раз в городе Щигры, где региональным оператором является акционерное общество «Спецавтобаза по уборке города Курска».  

На встрече в этом городе, куда приехали областные чиновники, главы районов и непосредственные участники конфликта – регоператоры, Роман Старовойт справедливо заметил, что ситуация, связанная с переходом на новую систему, вызывает много вопросов у граждан не только в нашем регионе, но и в других субъектах РФ. А сама проблема, по его мнению, возникла, в том числе, «благодаря» отсутствию должной разъяснительной работы.

– Необходимо было в открытом режиме проводить расчет объемов накопления, тарифов, указывать, как собирается и какими маршрутами перевозится мусор, как он сортируется, как организована его дальнейшая переработка. Я согласен с тем, что процедура расчёта тарифов не до конца прозрачна, – таково мнение врио губернатора.

Буквально на следующий день после щигровского «разбора полетов» Роман Старовойт распорядился создать рабочую группу, которая и займется столь недостающим для населения информированием по вопросам обращения с ТКО и работы региональных операторов.

Как сообщает пресс-служба регадминистрации, «руководителем рабочей группы назначен врио первого заместителя председателя комитета ЖКХ и ТЭК Курской области Николай Киселев, а в ее состав вошли представители комитета по тарифам и ценам Курской области, Государственной жилищной инспекции Курской области, а также руководители АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» и ООО «Экопол».

За три недели с небольшим рабочей группе предстоит убедить городских и сельских жителей области принять новые правила «коммунальной игры», которая стартовала во всех регионах страны, и исправно платить. В конце концов, несколько лет назад появление квитанций за капремонт с невиданно высокими на тот момент тарифами тоже вызывало много недовольств. Сейчас же народ привык и платит за капремонт. Его просто убедили методом «кнута и пряника». Не так исправно, как планировалось, но все же платит за мифическую услугу, которая может быть оказана дому через десятки лет. Доживет ли плательщик и его дом до этого счастливого момента или нет, история умалчивает. И в этом принципиальная разница мужду сбором платежей на капремонт и оплатой за ТКО. По «мусорным» квитанциям население платит уже за фактически оказанную услугу. Может, и к новым «ценникам» на вывоз мусора население скоро привыкнет?.. В противном случае, придется прибегнуть к практически революционным способам «лечения» ситуации.

Кстати, Роман Старовойт, общаясь с журналистами, пообещал детально разобраться в ситуации с «мусорным» тарифом, сделав уточняющие расчеты. Он не исключил, что этот самый тариф в итоге даже может понизится.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ. «РЕЗАТЬ К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПЕРИТОНИТОВ!»

Эксперты, наблюдающие за ситуацией в Курской области, пришли к выводу, что тариф в теории можно немного снизить. Но только сугубо политическими обещаниями осуществить подобное невозможно. А экономической базы, как говорят специалисты, для этого пока нет.

Вот пример: сейчас на одного жителя города Курска, проживающего в многоквартирном доме, начисляется 100 рублей 44 копейки. Этот размер можно уменьшить, воспользовавшись опытом других городов, где на одного человека, живущего в многоэтажке, начисляется  чуть меньше. Чтобы совершить такой «фокус», есть вполне законные методы, к которым, по мнению все тех же экспертов, при отсутствии иных способов «удешевления», врио губернатора и попросит прибегнуть.  В результате сумма в платежке за ТКО несколько понизится. 

По мнению же представителей работающих сегодня в регионе регоператоров, любое понижение тарифа – это популистский метод угодить населению, которое в итоге и пострадает. И на то есть веская причина. Судите сами: сегодня, несмотря на кажущийся сверхвысокий тариф, регоператору достается его мизерная часть.

Например, ООО «Экопол», официально оказывая услугу, стоимость которой 548 рублей 43 копейки за один кубический метр, на транспортировку этого куба тратит 392 рубля 10 копеек, еще 139 рублей 93 копейки идет на обработку и захоронение отходов.

Компании-оператору с каждого кубического метра достается «мелочь» – 16 рублей 40 копеек. За эти деньги надо ухитриться выпускать квитанции, содержать персонал, находить средства на ежедневные текущие расходы, которые есть в каждой организации.

У второго регоператора – АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» – условия, при которых работает компания, еще более жесткие.

При тарифе 560 рублей 61 копейка за один кубический метр мусора на транспортировку уходит 441 рубль 86 копеек, на захоронение отходов тратится 107 рублей 72 копейки. Региональному оператору остается только 11 рублей 73 копейки.

Снижение расчетной стоимости на человека, прежде всего, повлечет за собой сокращение сумм, которые достаются регоператору. И это, бесспорно, повлияет на качество работы. Согласитесь, никто не станет работать лучше, если ему зарплату урежут. И это также поставит под угрозу производственные программы регоператоров, не говоря уже об инвестпрограммах, которые вообще не вошли в существующий сегодня тариф. Это все приведет к невозможности обновления парка техники, вызовет отказ банков от гарантийных обязательств. Все это закончится коллапсом в отрасли, а далее по незабвенному Виктору Степановичу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Есть и иное экспертное мнение, заслуживающее отдельного внимания. Специалисты, знакомые с ситуацией, утверждают, что территориальная схема, разграничивающая зоны ответственности курских регоператоров, составлена, мягко говоря, не совсем корректно. Расходы компаний «Экопол» и «САБ по уборке города Курска» на транспортировку отходов можно было бы сократить, если уменьшить расстояние от пунктов сбора мусора до полигонов. Правда, такое получится, только если разделить территорию Курской области не на две зоны для двух регоператоров, а на три.

Территориальная схема зон ответственности регоператоров.

Но в настоящий момент в регионе только два полигона, полностью отвечающих требованиям закона. Создание новых мест захоронения потребует больших финансовых и временных затрат, а их обслуживание и вовсе может привести к удорожанию тарифа.

Однако эта версия тоже выглядит не самой удачной, поскольку территориальную схему придется кроить по-новому, а значит, сталкиваться с очередными проблемами и конфликтами интересов...

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. НОВЫЙ ИГРОК: ТРЕТИЙ – НЕ ЛИШНИЙ?

Впрочем, идея перекраивания схем зон присутствия региональных операторов более чем осуществима. Во всяком случае, судя по данным поисковиков интернета.

Корреспонденты «МК Черноземье» без труда нашли сайт компании, которая то ли хотела, но не смогла прийти на курский рынок, то ли только собирается сюда зайти. Речь идет о компании «Днепр», оказывающей услуги в области твердых коммунальных отходов. Ее головной офис, судя по информации, расположенной на официальном сайте, находится в городе Смоленске. По данным того же сайта, компания имеет филиалы в Смоленской области, в Саратовской области, а также… в Курской области. Правда, точного адреса филиала «Днепра» в Курске или районах региона не указывается.

Впрочем, представители существующих в Курске операторов уверены, что третья компания явно будет лишней. Да и новичком на здешнем рынке они «Днепр» не считают. Как стало известно из неофициальных источников, знакомых с ситуацией, одноименная фирма занималась аналогичным бизнесом в регионе – в городе Железногорске. Поэтому ее появление, в случае пересмотра территориальной схемы и внедрения третьего оператора, не станет неожиданностью.

– Появление компании «Днепр» ни в коем разе не улучшит ситуацию. Скорее, наоборот, начнется новый раздел территорий, пересмотр тарифов, ссоры и споры, а в результате – сбои в графиках вывоза мусора у уже работающих операторов. При таком подходе к решению уже существующей проблемы в Курской области начнется «мусорный» коллапс, такой же, как постиг Челябинск в сентябре. А может еще и хуже, – сделал пессимистичной прогноз источник. Впрочем он не исключил, что «Днепр» на самом деле может стать курским регоператором, поскольку за этой компанией виднеются тени руководителей серьезных холдингов, а также политики федерального уровня.

Официального подтверждения тому, кто стоит за компанией, не нашлось. Эксперты, согласившиеся дать свою оценку происходящему, уверены, что нет смысла вершить революции «на ровном месте» и приводить в Курск новых регоператоров. Как уверяют они, местные бизнес-элиты будут защищать свои интересы всеми доступными способами – от судов до сабботажа с последующим утопанием всех и вся в мусоре. И на их сторону могут встать банки, выдавшие гарантии и предоставившие лизинговые и кредитные программы уже работающим курским регоператорам. Вместо этого стоит заняться делом, а именно, как распорядился губернатор, надо вести разъяснительную работу среди населения.

– Нужно работать с потребителем, приучая его к тому, что тарифы не будут прежними. И это не выдумка местных властей, решение о создании региональных операторов и сборе мусора «по-новому» было принято на федеральном уровне. Потребитель это должен запомнить и начать исправно платить. Только так мы решим проблему, – сообщили в компании одного из действующих регоператоров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру