Война за ТКО в Курске:регоператоров могут лишить статуса

20.12.2018 в 17:49, просмотров: 737

На минувшей неделе региональное отделение ОНФ в Курской области выступило с заявлением, в котором указывалось, что курскими «фроновиками» выявлены многочисленные нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов региональными операторами.

Война за ТКО в Курске:

По мнению курского ОНФ, есть серьезные нарушения минимум в шести районах области. Например, в Щигровском районе образуется 8,3 тыс. тонн ТКО в год, их обрабатывают и размещают на полигоне ТБО в деревне Чаплыгино Курского района. Общественники выяснили, что регоператор не полностью реализует логистику террсхемы ТКО. Прокуратура подтвердила, что регоператор территории работает только в Пригородненском сельсовете и городе Щигры – население 17 муниципалитетов района не обслуживаются.

«Мы выявили нарушения схемы логистических потоков ТКО еще в Суджанском, Солнцевском, Дмитриевском и Советском, – сказал представитель регионального штаба ОНФ в Курской области Сергей Григорьев. – В последнем не охвачены вниманием регоператора 56 процентов жителей. То есть сегодня в тариф на обращение с ТКО заложены расходы на транспортировку, которые фактически регоператорами не осуществляются. Следовательно, с учетом реального качества услуг, тариф в 2018 году должен быть значительно ниже. Однако регоператоры продолжают получать дополнительные прибыли за счет потребителей. Оба регоператора нарушают схему потоков ТКО, и, следовательно, должны быть лишены своего статуса. Новый конкурс по определению региональных операторов с открытой процедурой привлечения большого количества претендентов с большой долей вероятности повлечет снижение тарифов», – сообщили в ОНФ.

«Фронтовики» обратились в прокуратуру, которая направила регоператорам представления об устранении нарушения законодательства.

По мнению активистов из курского отделения Народного фронта, несоблюдение мусорной логистики может стать причиной лишения курских регоператоров ТКО имеющегося статуса.

Напомним, что в настоящее время в Курской области осуществляют деятельность два региональных оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами – ООО «Экопол» и АО «Спецавтобаза по уборке города Курска».

За комментариями по заявлениям ОНФ мы обратились к Генеральному директору АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» Шкляру Вадиму Юрьевичу.

– Как вы расцениваете заявление ОНФ о возможности лишения регоператоров своего статуса?

– Для начала хочется напомнить, что все мы живем в Российской Федерации, следовательно, должны соблюдать законы, независимо от того являемся ли мы обычными гражданами, представителями коммерческих компаний или общественных организаций. Тем более представители органов государственной, правоохранительной или местной власти должны соблюдать закон и направлять всех остальных по пути его исполнения.

Представители ОНФ в соответствии с нормой, установленной Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 считают целесообразным лишить местные компании статуса регионального оператора за нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Данное требование установлено законодательно, а также отражено в заключенных Соглашениях между Региональными операторами и уполномоченным органам власти Курской области, но, как отмечалось выше, свои обязательства должны выполнять все стороны. Лишить компанию статуса можно только при невыполнении ею обязательств, однако мы с этим не согласны.

– Но ОНФ говорит о том, что значительной части населения услуга по вывозу мусора не оказывается. Это правда?

– Во-первых, необходимо отметить, что для АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» был утвержден единый тариф на услугу регионального оператора с 1 сентября текущего года, что позволило с указанной даты приступить к обращению с ТКО в статусе регионального оператора. На сегодняшний день, АО «САБ по уборке г. Курска» в новом статусе осуществляет обращение с отходами в Северо-Восточной зоне Курской области всего четвертый месяц.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с параметрами, установленными в 2016 году Региональной программой обращения с отходами в Курской области, региональный оператор должен был приступить к обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области с 1 января 2018 года, при условии утверждения до указанной даты Единого тарифа. В соответствии с Региональной программой обращения с отходами показатели охвата населенных пунктов в границе деятельности к 1 января 2019 года должны были составить не менее 60%.

Соглашение, согласно его условиям, вступает в силу с даты утверждения тарифа. Соответственно, годовой цикл работы АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» должен завершиться 1 сентября 2019 года. Предложения по актуализации региональной программы были направлены в комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, но программа пока не изменена.

При этом основным сдерживающим фактором работы АО «САБ по уборке г. Курска» является отсутствие инфраструктуры в области обращения с ТКО, необходимой региональному оператору. Прокуратурой, кстати, отмечено, что органы местного самоуправления не обеспечили создание соответствующей инфраструктуры, хотя Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает их прямую обязанность по организации:

– площадок централизованного накопления отходов, используемых Региональным оператором для перегрузки отходов  в целях их дальнейшего транспортирования к местам обработки и захоронения. Данные площадки должны быть созданы органами местного самоуправления и соответствовать требованиям природоохранного законодательства;

– контейнерных площадок, используемых потребителями для накопления ТКО в целях их дальнейшего транспортирования Региональным оператором к местам централизованного сбора и (или) обработки и (или) захоронения;

– к большинству сельских населенных пунктов отсутствуют дороги с твердым покрытием.

При этом, в тариф регионального оператора на услугу по обращению с ТКО расходы на (обустройство) централизованных мест временного накопления ТКО и контейнерных площадок не включены. Дороги – вообще не наша компетенция.

– Также в заявлении ОНФ указывалось, что на один из районов области приходится всего 3 единицы техники. Позволяет ли имеющийся парк техники выполнять заключенное соглашение?

– АО «САБ по уборке г. Курска» приобретен в лизинг необходимый автотранспорт, приняты на работу сотрудники (водители, грузчики), функционирует весовой контроль на въезде на полигон ТБО в д. Чаплыгина Курского района Курской области, все автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС и отслеживаются в онлайн-режиме. Кроме того, несмотря на то, что затраты на приобретение контейнеров не вошли в тарифную составляющую, АО «САБ по уборке г. Курска» приобретается контейнерный парк и распределяется по населенным пунктам для организации цивилизованного сбора ТКО.

– Как Вы прокомментируете заявление, что региональные операторы получают излишки из тарифа, не охватывая все территории, в связи с чем «ценник» за ТКО должен быть снижен?

– Там, где услуга не оказывается, нет и оплаты за нее, что влечет за собой отсутствие доходов региональных операторов с неохваченных их услугой территорий. Кроме того, из-за дискредитации отдельными лицами всей системы обращения с ТКО, соответственно, и самой идеи, нацеленной на создание экологически благополучной среды в регионе, уровень платежей граждан в сельской местности не превышает 50%, оставшаяся дебиторская задолженность населения относится на убытки региональных операторов.

– Насколько нам известно, в настоящее время проводится проверка конкурсных процедур по отбору региональных операторов. И хотя еще нет ее итогов, многие уже заявляют о незаконности конкурса. В чем кроется нарушение законодательства?

– Затрагивая вопрос об открытости конкурса по отбору региональных операторов, необходимо отметить, что все потенциальные участники имели равные условия для участия в данном отборе. Решение об участии в конкурсном отборе для АО «САБ по уборке г. Курска» и ООО «Экопол» принималось взвешенно, исходя из производственных возможностей, в целях сохранения данных организаций на рынке услуг в сфере обращения с отходами.

Документация о проведении конкурсного отбора была опубликована на федеральном сайте торгов, участвовать могли компании, имеющие в своем активе только транспорт и обязательства по строительству объектов обработки, утилизации, размещения ТКО. 

Тот факт, что в конкурсном отборе победили местные компании, которые платят налоги в казну региона и создают дополнительные рабочие места, не должен был огорчить земляков.

Дискредитирующим работу региональных операторов стоит помнить, что это более 1000 человек, работающих в сфере оказания услуг. Один из региональных операторов (АО «САБ по уборке г. Курска») является не частной компанией и наряду с прочими налогами долю своей прибыли отчисляет в городскую казну для развития городского хозяйства.

Сегодня АО «САБ по уборке г. Курска» обслуживает около 30% населенных пунктов и 531 543 человека, что составляет 81% от проживающих в обслуживаемой зоне.