Последние трамваи

«Одноглазый» курский электротранспорт просит о помощи

В последние годы все больше вопросов вызывает техническое состояние трамвайного парка Курска, который, хотя и обновляется, но пока только подержанными вагонами. Однако, судя по отзывам пассажиров, даже два десятка поступивших весной «собянинских» трамваев недополучают внимания.

«Одноглазый» курский электротранспорт просит о помощи

Трамвай как повод гордиться

Речь не о каком-то глобальном ремонте, не о покраске даже, что, естественно, требует более серьезных средств. Обращения курян в редакцию «МК Черноземье» связаны с тем, что трамваи стали часто выходить на маршруты с неработающими передними и задними фарами. Многие обратили внимание, что чуть ли не у каждого перевозящего пассажиров транспортного средства не горит по крайней мере один фонарь.

В сети можно найти мнения, что на фоне острых дебатов о будущем курского трамвая его противникам выгодно представить неугодный «мешающий на дорогах» электротранспорт в худшем свете. Но стоит хотя бы обратиться к опыту Москвы, которая, начав закатывать рельсы в асфальт, быстро убедилась, что при ликвидации электротранспорта загруженность городских магистралей лишь возрастает и потому запустила обратный процесс – возрождение трамвая. В итоге сегодня столицу украшают ультрасовременные трамваи «Витязи» и ретро-вагоны чешских «Татр», как у нас, только отреставрированных по примеру того же Сан-Франциско, где старые трамваи превратились в достопримечательность.

– Создается впечатление, что трамваи намеренно пускают на маршруты, не заменив фонари, чтобы усилить ассоциацию с какой-то ненужной рухлядью или металлоломом, и тем самым заставить курян самим захотеть избавиться от этого вида электротранспорта, – считает житель Курска Георгий Федоров. – Но мы вовсе не хотим, чтобы трамваи исчезли с наших улиц совсем. Это было бы сравнимо с закрытием градообразующего предприятия. Довольно и того, что сокращены некоторые маршруты, а из трех депо оставили только одно. Пока еще не поздно, нужно спасать оставшиеся трамваи, находить возможности для ремонта линий, ремонта старых вагонов и приобретения новых. Тем более для Курска наличие трамвая – уже один из символов наряду со Знаменским собором на Красной площади или трубой ТЭЦ за Домом Советов, но, в отличие от последней, трамваи могут быть еще и визитной карточкой. Недаром гости Курска, приезжающие из сел или городов, где трамвая нет, любят прокатиться на непривычном для них транспорте.

Проблема взята под контроль

Обеспокоенность горожан по поводу неработающих фар связана еще и с тем, что в темное время суток трамваи становятся менее заметными, что создает опасность для других участников дорожного движения и пешеходов. Чтобы разобраться, почему так происходит, и узнать, когда светотехнику удастся привести в порядок, мы обратились в дирекцию «Курскэлектротранс».

– В целях обеспечения безопасности дорожного движения и транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров, все трамвайные вагоны перед выпуском на линию проходят предрейсовый контроль технического состояния, – сообщили на предприятии. – Внешние световые приборы на трамвайных вагонах обслуживаются согласно «Руководству по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов», организованных в трамвайном депо, а именно: ежедневное обслуживание (ЕО), техническое обслуживание №1 (ТО1), техническое обслуживание №2 (ТО2).

Кроме этого, как указано в Правилах технической эксплуатации трамвая, водитель на конечных станциях должен производить осмотр вагона, в том числе и работу световых приборов, а обо всех обнаруженных неисправностях докладывать центральному диспетчеру и делать запись в книге поезда.

– Замечания водителей по записям книги поезда своевременно устраняются по возвращении вагона в депо, – отметил генеральный директор МУП «Курскэлектротранс» Виталий Наумов. – В настоящее время, в связи с поступившим обращением, усилен контроль за работой трамвайных вагонов на линии с исправными внешними световыми приборами. С водительским составом проведен дополнительный инструктаж о необходимости своевременной подачи заявок на устранение обнаруженных недостатков для исключения случаев работы поездов на линии с неработающими внешними световыми приборами.

Транспорт всех поколений: какие города Черноземья могут похвастаться собственным трамваем с 1898 года

Нынешний год для курского трамвая – юбилейный. В апреле ему исполнилось 120 лет. Первые рельсы по Московской (ныне – улица Ленина) и Херсонской (теперь – Дзержинского) были проложены в 1898 году, когда в большинстве российских городов о транспорте на электрической тяге никто и мечтать не мог. Вообще первый в России трамвай был пущен в Калининграде всего тремя годами ранее. В Москве они появятся на год позже Курска, а в тогдашней столице Санкт-Петербурге и вовсе только спустя девять лет. В 1998-м, в честь 100-летия со дня пуска курского трамвая, был сделан репликар бельгийского вагона образца 1898 года. Прокатиться на нем можно в дни городских праздников в теплое время года.

Орел – с 1898 года

Вслед за соседним Курском в том же 1898 году трамваем обзавелись орловчане. Они лишь недавно, в ноябре, отпраздновали этот большой юбилей. Орловская трамвайная сеть за сто с лишним лет разрослась всего в четыре раза до 40 километров путей, тем не менее трамвай был и остается главным общественным средством передвижения для пассажиров-льготников. Наибольшую известность приобрел долгое время проработавший на линии в Орле вагон №106. Списанный в 1982 году, после реставрации он отправился в свой самый долгий маршрутный рейс длиной более девяти тысяч километров: «Орел – Сан-Франциско». Своим ходом он доехал до железнодорожного узла Орла и был погружен на поезд, после чего на пароме переправлен на побережье Тихого океана. Подарок из Орла, послуживший укреплению советско-американских отношений, вплоть до 1994 года курсировал по улицам Сан-Франциско как действующий музейный экспонат. Сегодня орловский ретро-вагон стоит на тупиковой станции в одном из запасников трамвайного музея.

Липецк – с 1947 года

Жители Липецка испытали трамвай в 1947 году. Первая линия длиной около пяти километров, проложенная между Спиртовым и Тракторным заводами, представляла собой одноколейку, поэтому для одновременного функционирования нескольких составов на остановках использовались разъезды. Пик развития липецкого трамвая пришелся на 1989 год, когда действовало 13 регулярных маршрутов (против шести нынешних). Несмотря на то, что в последние два десятилетия маршруты сокращались и часть рельс была демонтирована, планируется строительство двух новых линий. Согласно генеральному плану Липецка, одна из них пройдет от улицы Литаврина до центрального рынка, другая соединит улицу Катукова с автостанцией «Воронежское шоссе». Помимо этого, с 2006 года ведется разработка линии скоростного трамвая, которая охватит городские окраины. Строительство планируется начать уже в новом году.

Белгород – в перспективе

Пока в некоторых российских городах «трамвайное» наследство от Советского Союза в руках неумелых чиновников или по иным причинам медленно приходит в запустение, лучшие умы Белгорода, где, к их огорчению, трамвая никогда не было, заняты мыслями о необходимости запуска альтернативного экологически чистого транспорта. В борьбе с увеличивающейся загазованностью города от автомобилей продвигается идея запуска в Белгороде скоростного трамвая. Что интересно, такой уже есть в одном из белгородских райцентров. В Старом Осколе он был создан еще в 1981 году как высокопровозное средство передвижения между жилыми кварталами северо-восточного городского района и новой промзоной. Линия всего одна, зато тянется на 27 километров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру