Весь нынешний год посвящен театру, поэтому «МК Черноземье» не смогло обойти «театрально-культурную» тематику, пообщавшись с уникальным человеком. Родион Бунин-Конарев прививает людям нового поколения любовь к сцене, уважение к искусству и развивает хороший вкус у нынешних любителей современных течений.
О том, как ему это удается и что требуется для того, чтобы культура и искусство в регионах заиграло новыми актуальными красками, наша беседа.
– Вы – известный в Курской области режиссер. Являетесь автором театральных постановок, восторженными зрителями которых становятся и взрослые, и дети. Почему для творчества выбрали именно Курск?
– Это моя родина. Я здесь родился и вырос. Были годы учебы в Орле – окончил там институт культуры, и несколько лет работы в Москве. Но судьба вернула меня домой. И здесь начался мой творческий взлет. Полноценным стартом своей карьеры считаю областной центр развития творчества детей и юношества, которым руководит Марина Егорова.
– Почему выбрали именно институт культуры, а не, скажем, вуз экономической направленности, востребованный в последние годы?
– Так получилось, причем совершенно случайно. У нас в семье отец – медик, мама – творческий человек, заканчивала институт культуры. И изначально планировалось, что я буду в медицинский вуз поступать. Я и поступал в медицинский, а как запасной аэродром мама предложила попробовать подать документы в Орел, в институт культуры, поскольку в детстве я всегда отличался неординарными организаторскими способностями. И так получилось, что приказ о моем зачислении раньше появился в институте культуры, чем в медицинском вузе. Правда, в медуниверситет я тоже поступил, но менять что-то было уже поздно. Получился такой судьбоносный фрагмент в моей биографии… Хотя, знаете, что получилось именно так, сейчас я совсем не сожалею.
– Не исключено, что мир потерял выдающегося врача. Ваши нынешние коллеги отмечают у Вас скорпулезный подход к работе, что очень бы пригодилось в работе врача. Еще отмечают у Вас особую «чуйку». Говорят, что из любого Вы можете сделать настоящего актера, звезду сцены. Это правда?
– Я работаю с молодежью, с детьми и подростками, многие из которых порой впервые выходят на сцену. Есть определенные режиссерские каноны, которых я всегда придерживаюсь. Конечно, я их применяю. Но в процессе работы, на самом деле, появляется «чуйка». В голове складывается тот алгоритм, которого должен придерживаться исполнитель, появляется четкое понимание того, что зритель в этот момент будет испытывать. Вот это и есть «чуйка». Возникающая на эмоционально-интуитивном уровне.
– Что нужно привнести в театральную постановку, чтобы привлечь сегодняшнего зрителя, который зачастую не понимает, чем премьера музыкально-театрализованного представления лучше кинотеатра и просмотра фильма в обнимку с попкорном?
– Сегодня немаловажен синтез искусств, при котором в любую постановку можно вдохнуть свежее прочтение. Кстати, меня именно это в работе привлекает, потому что мне нравится такой размах: чтобы был реквизит крупный, людей было много. Сегодня даже театры в классическом понимании перешли на современные формы подачи. Классика постепенно приобретает очертания театрализованного представления.
– Если не секрет, почему Вы уехали из Москвы?
– Там не получилось творчески самореализоваться, и в один момент стал такой вопрос – а для чего тогда было учиться в специализированном вузе? Я пережил столичный двухгодичный творческий застой. И принял решение уехать в Курск, где, по сравнению с тем же Орлом, есть перспективы для развития. Я б не сказал, что Курск богат на идеи. Праздники, которые в городе проходят, оригинальностью не отличаются. И вот тут-то я и могу себя реализовывать.
– Неужели Орел так отличается от своего соседа – Курска?
– Конечно, отличается. Понимаете, Орел – это город, который дарит стране работников культуры. Некоторые из них там же и находят себе применение. На самом деле, в Орле очень много площадных праздников. Праздник 9 мая – это всегда зрелищно, массово, глобально. И с каждым годом орловские театрализованные представления привлекают все большее количество зрителей и почитателей. Там не боятся экспериментировать.
А Курск перенасыщен традиционными мероприятиями. Мне хочется здесь оживить культурную событийность.
– Чего сегодня не хватает именно Вам как режиссеру?
– Мне хочется все больших и больших размахов. Хочется на площадь выходить, делать массовые представления, которые смогут видеть тысячи людей. Пока же по традиции все залами ограничивается. Я ежедневно, ежечасно ищу что- то новое. Нахожусь в постоянном поиске.
Сейчас в Курске мне не хватает команды профессионалов. У нас много хороших хореографов, которые ну просто хореографы. Много хороших просто звукорежиссеров. А вот люди, которые могут работать в контексте большого мероприятия в унисон с режиссером, таких людей достаточно мало. А жаль.
– А при создании проектов, рассчитанных на большую аудиторию, что преобладает – коммерческий интерес или желание создать нечто необычное, грандиозное..?
– В моей творческой биографии есть несколько проектов, в которых я участвую как волонтер культуры. Я их реализую с детскими коллективами. Езжу на репетиции в выходные за пределы областного центра в область. И я заранее понимаю, что для меня это не будет иметь никакой выгоды. Но я еду туда ради иного. Я хочу подарить людям зрелищную постановку.
Кстати, о коммерции. Недавно хотели абсолютно бесплатно показать курскому зрителю театральную постановку – мощный проект, который оценили зрители других населенных пунктов. Но, увы, нам никто не предоставил сцену. Помешала бюрократическая система, разрушить которую крайне тяжело. Видите, быть волонтером культуры – дело не из легких… Сейчас занимаюсь постановкой нового проекта. Надеюсь, что нынешние региональные власти помогут реализовать задуманное.
– Кто Ваш самый суровый критик?
– Мама. Она – профессионал: дирижер, режиссер. Вот мама все критикует. Наверное, это и дает стимул.
– А есть предел Вашего творческого роста?
– Не ощущаю. Стараюсь расти и развиваться ежечасно. Новые веяния молодежные, новые технические возможности – все пытаюсь отловить, изучить и прощупать. Обязательно нахожу в этом что-то новое и интересное.
– Какие известные постановки Вы смотрите и черпаете ли в них интересные идеи?
– Конечно. Яркий пример – сейчас была универсиада в Красноярске. Я смотрел открытие – ну как-то не очень оно меня тронуло. А вот 9 мая смотришь на площади – всегда интересно… Вот яркий пример – это 55 лет Победы, когда Мирей Матье приезжала. Вот там по всем канонам все было правильно сделано. Открытие фестиваля молодежи в Сочи – тоже интересный молодежный подход. Постоянно смотрю подобное, что-то беру на карандаш, чтобы потом, трансформировав, предав своего, применить в другом проекте. Но опять же у нас в Курске технологические возможности очень узкие, трудно что-то реализовывать. Помню проект, где кровать должна была летать и все это так сложно шло. Но в итоге кровать все-таки полетела!
– К сожалению, в последнее время громкие проекты завоевывают популярность, скатываясь до пошлости. Как не перейти грань приличия?
– Согласен. Очень важно эту грань поймать. Конечно, молодежи сейчас очень много хочется. Они почему-то считают, что пошлость – это классно. Но всегда нужно помнить, что существуют рамки морали, которые нельзя игнорировать. Иначе из любого проекта может получиться нечто!
– Сейчас региональный комитет культуры возглавил новый человек. Как вы считаете, будут какие-то сдвиги?
– Я надеюсь на это. Не побоюсь кого-то удивить, но современной культуре, современному искусству нужен руководитель-менеджер. Это должен быть такой культурный менеджер, который сможет умело управлять и дать возможность развиваться региональным культурным центрам в правильном направлении, отвечая всем современным запросам. Сегодня русские народные песни или классические произведения могут быть актуальными и звучать современно при умелом подходе к их подаче.
Очень надеюсь, что новое руководство сможет успешно реализовать пусть самые обычные, но столь важные для той же молодежи проекты. Например, представим: лето, выходной день, особо не разнообразишь свой досуг – ну пойдешь в кино, покатаешься на роликовых коньках, погуляешь с друзьями. А вот что-то большее уже не сделаешь. Отлично будет, если появится в Курске большая зона типа парка Горького, скейт-парк, свободная сцена и тому подобное. Тогда молодым станет интересно жить в родном городе, они не будут смотреть на столичные заманухи. Я точно знаю, в Курске есть что развивать. Чем быстрее это начнется, тем лучше.