Что связывает космос и города Черноземья

В пятницу, 12 апреля, в день, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, в России отмечается День космонавтики. Корреспондент «МК Черноземье» собрал подборку удивительных фактов о связи городов Белгорода и Орла, а также Брянска, с бесконечной Вселенной. Такую, что в пору ахнуть – не может быть! Оказывается, еще как может. Как сказал бы Юрий Алексеевич: «Поехали!»​

Что связывает космос и города Черноземья

Знаете ли вы, что Белгород есть не только на земле, но и в космосе? Маленькая планета с порядковым номером 9612 так и называется – Белгород. 4 сентября 1992 года астроном Крымской обсерватории Людмила Журавлева открыла астероид главного пояса, который был назван в честь города первого салюта. Находится он между орбитами Марса и Юпитера, как и весь главный пояс, в который входит. Открыватель астероида Людмила Васильевна Журавлева находится на 58-м месте в рейтинге астрономов – первооткрывателей малых планет, который насчитывает почти полторы тысячи ученых. На ее счету открытие планет с интересными названиями: Любовь, Цой, Визбор, ВладВысоцкий.

А одна из звезд в созвездии Льва носит название «Город Орел». Сертификат о присвоении имени преподнесли в 2013 году на день города представители Союза российских городов. Координаты – 149,89396, 22,73050. Так что все к телескопам, товарищи!

На первый взгляд может показаться, что Белгород и Орел совсем далеки от космоса. В областных центрах есть улица Гагарина – скажете, а в каком российском городе ее нет? Однако немногие знают, что на просторах Белгородчины есть еще одна «космическая» улица. Она носит имя дважды Героя СССР летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова. А «птичий город» может гордиться своим космонавтом Александром Мисуркиным. Почетный гражданин города родился в Смоленской области, однако, когда ему было восемь лет, семья переехала в Орел. Мисуркин учился в лицее № 1, где в настоящее время располагается музей космонавта-испытателя.

Думаете, на этом все? Как бы не так! Космический полет продолжается, товарищи! Несколько покорителей околоземного пространства связаны также с Белым городом. Так, решением первой сессии городского Совета депутатов трудящихся от 19 марта 1965 года летчикам-космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову (который в мае отпразднует 85-летний юбилей) были присвоены звания «Почетный гражданин Белгорода» (на данный момент таких 75 человек). Напомним, что 18 марта 1965 года они совершили космический полет на корабле «Восход-2», в ходе которого Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.

Отношение к Белгородчине имеет и еще один космонавт – дважды Герой Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой. Своей первой Звезды Героя он был удостоен за мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны. Летом 1943 года в составе 90-го гвардейского штурмового авиационного полка летчик Береговой прикрывал действия 5-й танковой армии, которая сражалась под Прохоровкой.

Космос Черноземья

Смотрите фотогалерею по теме

А вот орловчанин Валерий Ефимов стал ближе к звездам, но немного другим способом. Он по поручению конструктора Сергея Королева нарисовал первую галерею космонавтов – копировал с фотографий портреты Валентины Терешковой, Алексея Леонова, Германа Титова, чтобы их потом размножили литографическим способом и распространили по всему СССР.

И только в Белгороде можно изготовить настоящее «космическое» письмо. Волшебный штемпель проставляют на Главпочтамте в рамках набирающего популярность движения посткроссинга. Будете проездом на Белгородчине, не упустите шанс воспользоваться уникальной возможностью!

А вообще, космос ближе, чем вы думаете. И выходить в космическое пространство жителям Белгорода можно хоть ежедневно. Для этого достаточно заглянуть по адресу: улица Королева, дом 5. Здесь «прописался» одноименный Центр досуга, а ранее дворец спорта «Космос». Вот уже на протяжении нескольких десятилетий под сводами «космического дворца» зажигаются настоящие «звезды» на спортивном небосводе: Сергей Тетюхин, Тарас Хтей, Дмитрий Мусэрский, Дмитрий Ильиных – думаю, имена прославленных олимпийских чемпионов знакомы каждому из вас! Примечательно, что у белгородского «Космоса» есть «братья-близнецы». И даже имена у них – все одной тематики. Старший брат, дворец спорта «Полет» открылся в 1977 году в городе Рыбинске Ярославской области, а другой находится в Липецке и также имеет «космическое» название – «Звездный». Космические «родственники», не иначе!

Кстати, «космическая» тема не отпускает нас ни на секунду – даже, казалось бы, в далекой от нее политики. Согласитесь, ведь только в Белгороде могут провести «космическую инаугурацию» нового главы областного центра по мотивам известной киноэпопеи «Звездные войны».

А как же связан город Брянск с космонавтикой? Ответ очевиден. В этом городе есть пешеходная зона, расположенная в историческом центре города. В 1966 году, после визита в Брянск первого космонавта Земли Юрия Гагарина, прошедшего пешком по этой улице, было принято решение о переименовании части улицы Советской в бульвар Гагарина.

Позже здесь появился памятник первому космонавту Земли. В скульптурном образе подмечена любопытная деталь – развязавшийся шнурок на ботинке Юрия Гагарина, когда он после исторического полета шел навстречу первому лицу государства. Здесь же открыли Аллею космонавтов и скульптурную композицию под названием «12 апреля 1961 года» – в честь знаменательной даты первого полета человека в космос. В центре сферы, олицетворяющей Землю, находится лик Юрия Гагарина, устремленный взглядом в небо. По окружности расположились Николай Коперник, Галилео Галилей, Михаил Ломоносов, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Мстислав Келдыш, Валентин Глушко, Сергей Королев и Циолковский, но отчего-то не Константин, а Эдуард. Также не повезло и создателю теории относительности. Его фамилия превратилась в Энштеин – без второй и предпоследней «й».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 9 апреля 2019