«Большой Брат» следит за тобой

24.05.2019 в 14:45, просмотров: 1864


В прошлый четверг, 16 мая, сотрудники ГИБДД Курской области организовали для журналистов и общественников выездной брифинг, на котором рассказали об особенностях функционирования на региональных дорогах средств фото- и видеофиксации. Поводом послужило недавно опубликованное в сети видео курского активиста, который поставил под сомнение законность установки одной из камер в областном центре.​

«Большой Брат» следит за тобой
Контроль скорости на северном выезде из Курска

Скандальный видеоролик

Так называемые «письма счастья» со штрафами за нарушение правил дорожного движения хотя бы раз получал каждый, даже самый законопослушный водитель. У большинства камеры на дорогах не вызывают негативных эмоций, ведь они на практике в разы сокращают количество ДТП, в том числе со смертельным исходом. Другой вопрос, что общественность хотела бы понимать, как именно работают средства фото- и видеофиксации, кому принадлежат и куда направляются деньги от уплаченных штрафов. Обеспокоенность автомобилистов прежде всего вызывает факт, что в России на трассах появились частные камеры, и в ряде случаев их владельцы работают за процент от «выручки», то есть заинтересованы найти как можно больше нарушителей. Для таких частных лиц это скорее будет просто бизнес.

В связи с этим ролик курянина в соцсетях, где он пытается изъять камеру с проспекта Дериглазова и отправить устройство в полицию, вызвал большой резонанс. Видео набрало больше трех с половиной тысяч просмотров. Автор стал подозревать, что тренога была установлена незаконно, а оператор, обеспечивающий ее работу, представить сопроводительные документы в тот момент ему не смог. Но, кстати, само отсутствие сотрудника ДПС на месте не являлось нарушением. Согласно инструкции по эксплуатации, вышедшей в 2016 году, осуществлять контроль за переносными камерами могут и специалисты обслуживающих организаций.

О безопасности на дорогах нужно и важно говорить

Снижение аварийности на дорогах

На территории Курской области сегодня действует сто средств автоматической фото- и видеофиксации. Из них 47 стационарных, 50 передвижных и три камеры, которые фиксируют стоянку и остановку транспортных средств.

— Система работает в Курске с 2011 года и хорошо зарекомендовала себя, — отметил врио начальника Центра автоматической фото-, видеофиксации ГИБДД УМВД России по Курской области Роман Овчинников. — Она служит одним из основных средств профилактики правонарушений. Только за прошлый год было пресечено и официально задокументировано 817 тысяч подобных случаев, из которых большее количество — это нарушение скорости, а также выезд на полосу встречного движения, несоблюдение требования дорожных знаков и разметки. В текущем году мы ввели в действие новые комплексы, которые работают пока в пилотном режиме и пресекают наиболее опасное и распространенное для городских поселений нарушение — непредоставление преимущества движения пешеходам. Пока установлена одна такая камера в Октябрьском районе.

Трасса «Курск-Рыльск» прежде считалась крайне опасной и аварийной, но после того, как ее буквально «напичкали» камерами, риск ДТП снизился в разы.

— Сейчас эта дорога у нас не вызывает никаких опасений, — поясняют в ГИБДД. — Поэтому использование камер является очень эффективным методом работы. На фоне роста парка автомобилей, на фоне того, что очень много молодых водителей сейчас садится за руль, отмечается снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

Юрий Рассамакин отвечает на вопросы журналистов

Бизнес в помощь

Вопреки опасениям курских водителей, на территории региона, по информации областного ГИБДД, нет частных камер. Все использующиеся находятся в оперативном управлении Комитета автодорог и принадлежат областной администрации. А вот уже их обслуживанием в настоящее время занимаются две частные фирмы — «Кордон» и «Светофор контроль», выигравшие тендер на многомиллионный контракт. Общественники задаются вопросом, можно ли производимые ими услуги оказывать дешевле, а также уйти от монополизации, поскольку, по их предположению, обе организации принадлежат одним и тем же лицам.

— В прошлом году на обслуживание фоторадарных передвижных комплексов, которые принадлежат областной администрации, потрачено свыше 44 миллионов рублей, — показывает выписки из документов активист Николай Ишков. — Мне, например, не понятна экономическая обоснованность и целесообразность выплат таких крупных средств из областного бюджета частным организациям, которые оказывают услуги даже не на своем оборудовании, как происходит в других регионах.

Тендеры на обслуживание средств фото- и видеофиксации проводятся автодорожным комитетом дважды в год. Очередной контракт должен быть заключен 30 июня. Принять участие в нем может любая компетентная организация, способная обеспечить необходимую подготовку сотрудников. Прежде, например, участвовали фирмы из Липецка и Нижнего Новгорода.

Подобные треноги устанавливаются в местах, где водители чаще нарушают скоростной режим

Штрафы без обмана

Принципиально важный момент, который исключает возможность «подкручивания» камер или иных способов «развода» автомобилистов на деньги, заключается в том, что фирмы, обслуживающие данные комплексы в Курской области, получают почасовую оплату, а не процент с итоговой выручки. То есть оператору передвижного радара нет никакой выгоды как-то дополнительно стимулировать выписку штрафов. Напротив, камеры в регионе, во избежание спорных ситуаций, настроены на превышение скорости даже не на 19 километров, а на все 23.

— Нам не важно, выявлено одно или 300 нарушений, мы платим за час использования камеры, — говорит заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения комитета автодорог Курской области Юрий Рассамакин. — Сумма эта приблизительно равна 300 рублям в час, куда входят заработная плата сотрудников, бензин, аренда машины.

В заключение добавим, что большой процент фотографий, зафиксировавших то или иное нарушение, уходит в брак из-за нечеткого снимка, обрезки номерного знака или части автомобиля. Так, из приблизительно 4,3 миллиона нарушений, выявленных с 2013 года, миллион ушли в брак.

Использование на автодорогах камер фото- и видеофиксации в любом случае оправдывает себя. По информации пресс-службы областного ГИБДД, благодаря работе передвижных и стационарных комплексов в населенных пунктах количество дорожно-транспортных происшествий за два года сократилось на 26 процентов.