Одна из проблем — обеспечение инвалидов техническими средствами. Вроде бы и законы нужные есть, и нормы всяческие прописаны, но на практике случаются такие «приключения» на ровном месте, что просто диву даешься.
Только в апреле «МК Черноземье» рассказывал, как знакомые Белгородского губернатора Евгения Савченко не смогли добиться памперсов для обездвиженного инсультом человека. И вот еще один пример — уже из Курской области.
Владимир Фирсов столкнулся с ситуацией, когда несовершенство федерального законодательства и излишний формализм органов власти на местах привели к нарушению прав инвалида.
На приеме в Кореневском районе к нему обратилась местная жительница, заявившая о нарушении права ее ребенка-инвалида на обеспечение средствами реабилитации.
И вот что выяснилось. Ребенок является лежачим больным, весит 16,5 кг и в соответствии с ИПРА — индивидуальной программой реабилитации и абилитации (последний термин означает мероприятия для адаптации инвалидов к жизни) нуждается в подгузниках для детей весом свыше 20 кг.
Такой размер подгузников был рекомендован медико-социальной экспертизой (МСЭ) в связи с их хорошей впитываемостью, однако ребенку они оказались малы.
На первый взгляд тут все проще простого — надо поменять на другие. Но не тут-то было. В первый раз в Курском региональном отделении Фонда социального страхования согласились поменять подгузники на большие по размеру, но потом снова выдали те, что указаны в ИПРА.
При этом в отделении ФСС заявили, что больше менять подгузники не будут. В подтверждение своих слов женщина прямо на личном приеме продемонстрировала омбудсмену подгузники, которые подходят ребенку — Seni 1 small (объем талии 55-80 см, вес от 22 до 31 кг), фактически являющиеся подгузниками для взрослых.
Также были показаны и те, которые выданы сотрудниками регионального отделения Фонда социального страхования. Последние были почти на треть меньше, несмотря на то, что те и другие для больных весом свыше 20 кг, как указано в ИПРА ребенка.
Уполномоченный по правам человека вынужден был трижды (!) обращаться к управляющему Курским региональным отделением Фонда социального страхования о рассмотрении вопроса по существу. Кроме того, направил ходатайство руководителю ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области».
Судя по ответам из этих учреждений, сложилась весьма парадоксальная ситуация. Отделение Фонда социального страхования РФ по закону может выдать только тот размер подгузников, который указан в индивидуальной программе реабилитации ребенка заявительницы, т.е. подгузники для детей весом свыше 20 кг.
В свою очередь, бюро медико-социальной экспертизы, может скорректировать ИПРА по заявлению мамы и выписать подгузники для взрослых с учетом объема талии, только если ребенок будет весить около 30 кг.
Но ребенок весит 16,5 кг. Поэтому МСЭ, в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, не вправе рекомендовать подгузники иного размера.
В качестве варианта решения проблемы Курское региональное отделение ФСС предложило компенсировать самостоятельно приобретаемые подгузники.
Но заявительница приобретает подгузники для взрослых, а в ИПРА ребенка рекомендованы подгузники для детей, что в дальнейшем будет основанием для отказа в выплате денежной компенсации.
В общем, эта музыка может длиться вечно… Решить вопрос о подгузниках для ребенка-инвалида на уровне региона не получилось!
И уполномоченный обратился с письмом к министру труда и социальной защиты Российской Федерации, изложив свои доводы о нарушении прав ребенка с ограниченными возможностями на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Письмо в министерство «сработало». Спустя месяц служба МСЭ выехала домой к ребенку, осуществила замер окружности его бедер и внесла необходимые изменения в индивидуальную программу реабилитации.
И вот только после этого региональное отделение Фонда социального страхования выдало подгузники необходимого размера.
Омбудсмен в докладе дипломатично подводит итог: «Данный пример доказывает, что в законодательстве невозможно предусмотреть всех казусов, поэтому должностным лицам нужно учиться иногда действовать в реально сложившихся обстоятельствах, где ориентиром для них должны быть интересы граждан».
Но инвалиды нуждаются не только в подгузниках. Им нужно и жилье, и это тоже во много зависит от действий должностных лиц.
Еще в 2016 году были сделаны запросы в районы о количестве инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года (по закону именно они имеют право на обеспечение жильем).
Выяснилось, что в Курской области зарегистрировано более 500 граждан данной категории. По состоянию на декабрь 2016 года в областном центре на учете состояло 132 инвалида, из них 82 — с тяжелыми формами хронических заболеваний. При этом обеспечили жильем после 2005 года всего две (!) семьи.
Такие темпы обеспечения инвалидов жилыми помещениями вряд ли можно считать удовлетворительными. А ведь эти люди, подчеркнуто в докладе уполномоченного, «как никто другой нуждаются в особом внимании и помощи государства, поскольку в силу заболевания и тяжелого материального положения не имеют возможности самостоятельного решить жилищный вопрос».
В 2018 году был разработан проект Закона Курской области «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, проживающих на территории Курской области», а также произведен расчет необходимого объема средств для его реализации.
К сожалению, на этом работа была прекращена. Из областной администрации омбудсмену сообщили о направлении проекта Закона Курской области для согласования в Минфин РФ, но позднее органы исполнительной власти, сообщается в докладе, данную информацию опровергли.
В результате, констатирует Владимир Фирсов, администрацией Курской области, по сути, было отказано в принятии регионального законодательства об обеспечении граждан с тяжелыми формами хронических заболеваний и инвалидов-колясочников жилыми помещениями.
Отказ мотивирован тем, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вернула дело по одной из курских семей на новое рассмотрение, указав на отсутствие в законодательстве нормы об отнесении данного вопроса к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
В итоге проблема обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не сдвигается с мертвой точки.
Тем не менее, курский омбудсмен уверен, что «решить ее можно, необходимо лишь наличие политической воли». Идеальный вариант — принятие федеральной программы, которая будет предусматривать, в том числе, и условие о ее софинансировании из регионального и местных бюджетов.