Право на подгузник

Казалось бы, эта часть населения как раз наиболее защищена в социальном и правовом отношении, но нет — доклад уполномоченного по правам человека в Курской области Владимира Фирсова за 2018 год свидетельствует об обратном.​
Доклад был обнародован на минувшей неделе, и в нем говорится, что большая часть заявителей является пенсионерами (351) и инвалидами (121), от них поступило 44,6 процента от общего числа обращений (1058).​

Право на подгузник
Даже в обеспечении инвалидов подгузниками нужна политическая воля…

Одна из проблем — обеспечение инвалидов техническими средствами. Вроде бы и законы нужные есть, и нормы всяческие прописаны, но на практике случаются такие «приключения» на ровном месте, что просто диву даешься.

Только в апреле «МК Черноземье» рассказывал, как знакомые Белгородского губернатора Евгения Савченко не смогли добиться памперсов для обездвиженного инсультом человека. И вот еще один пример — уже из Курской области.

Владимир Фирсов столкнулся с ситуацией, когда несовершенство федерального законодательства и излишний формализм органов власти на местах привели к нарушению прав инвалида.

На приеме в Кореневском районе к нему обратилась местная жительница, заявившая о нарушении права ее ребенка-инвалида на обеспечение средствами реабилитации.

И вот что выяснилось. Ребенок является лежачим больным, весит 16,5 кг и в соответствии с ИПРА — индивидуальной программой реабилитации и абилитации (последний термин означает мероприятия для адаптации инвалидов к жизни) нуждается в подгузниках для детей весом свыше 20 кг.

Такой размер подгузников был рекомендован медико-социальной экспертизой (МСЭ) в связи с их хорошей впитываемостью, однако ребенку они оказались малы.

На первый взгляд тут все проще простого — надо поменять на другие. Но не тут-то было. В первый раз в Курском региональном отделении Фонда социального страхования согласились поменять подгузники на большие по размеру, но потом снова выдали те, что указаны в ИПРА.

При этом в отделении ФСС заявили, что больше менять подгузники не будут. В подтверждение своих слов женщина прямо на личном приеме продемонстрировала омбудсмену подгузники, которые подходят ребенку — Seni 1 small (объем талии 55-80 см, вес от 22 до 31 кг), фактически являющиеся подгузниками для взрослых.

Также были показаны и те, которые выданы сотрудниками регионального отделения Фонда социального страхования. Последние были почти на треть меньше, несмотря на то, что те и другие для больных весом свыше 20 кг, как указано в ИПРА ребенка.

Уполномоченный по правам человека вынужден был трижды (!) обращаться к управляющему Курским региональным отделением Фонда социального страхования о рассмотрении вопроса по существу. Кроме того, направил ходатайство руководителю ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области».

Судя по ответам из этих учреждений, сложилась весьма парадоксальная ситуация. Отделение Фонда социального страхования РФ по закону может выдать только тот размер подгузников, который указан в индивидуальной программе реабилитации ребенка заявительницы, т.е. подгузники для детей весом свыше 20 кг.

Половина обращений к курскому омбудсмену по правам человека поступает от инвалидов и пенсионеров
В свою очередь, бюро медико-социальной экспертизы, может скорректировать ИПРА по заявлению мамы и выписать подгузники для взрослых с учетом объема талии, только если ребенок будет весить около 30 кг.

Но ребенок весит 16,5 кг. Поэтому МСЭ, в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, не вправе рекомендовать подгузники иного размера.

В качестве варианта решения проблемы Курское региональное отделение ФСС предложило компенсировать самостоятельно приобретаемые подгузники.

Но заявительница приобретает подгузники для взрослых, а в ИПРА ребенка рекомендованы подгузники для детей, что в дальнейшем будет основанием для отказа в выплате денежной компенсации.

В общем, эта музыка может длиться вечно… Решить вопрос о подгузниках для ребенка-инвалида на уровне региона не получилось!

И уполномоченный обратился с письмом к министру труда и социальной защиты Российской Федерации, изложив свои доводы о нарушении прав ребенка с ограниченными возможностями на обеспечение техническими средствами реабилитации.

Письмо в министерство «сработало». Спустя месяц служба МСЭ выехала домой к ребенку, осуществила замер окружности его бедер и внесла необходимые изменения в индивидуальную программу реабилитации.

И вот только после этого региональное отделение Фонда социального страхования выдало подгузники необходимого размера.

Омбудсмен в докладе дипломатично подводит итог: «Данный пример доказывает, что в законодательстве невозможно предусмотреть всех казусов, поэтому должностным лицам нужно учиться иногда действовать в реально сложившихся обстоятельствах, где ориентиром для них должны быть интересы граждан».

Но инвалиды нуждаются не только в подгузниках. Им нужно и жилье, и это тоже во много зависит от действий должностных лиц.

Еще в 2016 году были сделаны запросы в районы о количестве инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года (по закону именно они имеют право на обеспечение жильем).

Выяснилось, что в Курской области зарегистрировано более 500 граждан данной категории. По состоянию на декабрь 2016 года в областном центре на учете состояло 132 инвалида, из них 82 — с тяжелыми формами хронических заболеваний. При этом обеспечили жильем после 2005 года всего две (!) семьи.

Такие темпы обеспечения инвалидов жилыми помещениями вряд ли можно считать удовлетворительными. А ведь эти люди, подчеркнуто в докладе уполномоченного, «как никто другой нуждаются в особом внимании и помощи государства, поскольку в силу заболевания и тяжелого материального положения не имеют возможности самостоятельного решить жилищный вопрос».

В 2018 году был разработан проект Закона Курской области «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, проживающих на территории Курской области», а также произведен расчет необходимого объема средств для его реализации.

К сожалению, на этом работа была прекращена. Из областной администрации омбудсмену сообщили о направлении проекта Закона Курской области для согласования в Минфин РФ, но позднее органы исполнительной власти, сообщается в докладе, данную информацию опровергли.

В результате, констатирует Владимир Фирсов, администрацией Курской области, по сути, было отказано в принятии регионального законодательства об обеспечении граждан с тяжелыми формами хронических заболеваний и инвалидов-колясочников жилыми помещениями.

Отказ мотивирован тем, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вернула дело по одной из курских семей на новое рассмотрение, указав на отсутствие в законодательстве нормы об отнесении данного вопроса к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

В итоге проблема обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не сдвигается с мертвой точки.

Тем не менее, курский омбудсмен уверен, что «решить ее можно, необходимо лишь наличие политической воли». Идеальный вариант — принятие федеральной программы, которая будет предусматривать, в том числе, и условие о ее софинансировании из регионального и местных бюджетов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 4 июня 2019

Заголовок в газете: Право на подгузник

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру