Курского школьника наказали за честность

Выпускник школы №18 города Курска на себе убедился, что «по закону» — не всегда значит «по справедливости». На ЕГЭ по математике 29 мая 11-классник неумышленно пронес на пункт сдачи мобильный телефон, однако сдал его за 20 минут до начала экзамена. Тем не менее, юноша был удален и лишился повторного права сдачи на целый год.​

Курского школьника наказали за честность


Преграды на пути к мечте

Все произошло 29 мая, когда российские 11-классники сдавали обязательный ЕГЭ по математике. В этот день в Курской области за нарушения с экзамена были удалены несколько школьников, но один из случаев в особенности заинтересовал редакцию «МК Черноземье». Произошел он на пункте сдачи в гимназии №44 города Курска.

Здесь участник госэкзамена, кадет из 18-й школы был удален с экзамена еще до того, как имел возможность ознакомиться с заданиями — этим правом 17-летний юноша не смог воспользоваться тогда и, видимо, не воспользуется до следующего года. А без результатов ЕГЭ не получит он и итогового аттестата, лишь справку об окончании школы.

Выписка из протокола государственной экзаменационной комиссии
Согласно выписке из протокола государственной экзаменационной комиссии, у участника ЕГЭ по математике, выпускника средней общеобразовательной школы №18 в 9 часов 40 минут был обнаружен мобильный телефон, что явилось нарушением пункта 65 Порядка проведения госэкзамена, утвержденного приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора и, соответственно, стало причиной удаления ученика.

С трактовкой «обнаружен телефон» не согласны ни мать школьника, ни родительский комитет класса, ни одноклассники курянина. Ведь телефон был отдан добровольно по его личной инициативе, когда организаторы еще не успели раздать контрольные материалы и вообще до начала экзамена оставалось целых 20 минут.

— Виталик в тот день был настроен хорошо, уверен, что сдаст, и я его проводила, — вспоминает мать мальчика Светлана Стрекалова. — Днем я узнала от него, что произошло, как он уже прошел через металлоискатель в аудиторию, и когда всех попросили выложить на стол личные вещи — достал паспорт и рядом обнаружил телефон. Он был уверен, что оставил его дома. Машинально положил в карман. Тем более телефон самый обычный, кнопочный, без камеры и интернета, был выключен. Пришлось покинуть экзамен. Сказали, что ничто и никто ему теперь не поможет, только сдавать заново со своей школой в следующем году. А нужна ведь еще только математика. Русский, физику и обществознание Виталик уже сдал. Планировал идти в военно-морской институт в Санкт-Петербурге — мечтает быть штурманом на корабле. Но сказал — не сейчас, так в следующем году. Успокаивает меня.

Расплата за честность?

О том, как все происходило, мы узнали и от тех, кто составил «злосчастный» акт о нарушении. Ответственной за проведение ЕГЭ в гимназии №44 в тот день была директор 60-й школы Лидия Асадчих.

Ситуацией заинтересовался блогер и общественник Александр Федулов
— В 9 часов дети были допущены в пункт сдачи, — говорит она. — Я и мои помощники проинформировали ребят о том, что они должны сдать все лишние вещи. При срабатывании металлоискателя напоминали об этом еще раз. Но учитывали, что это учащиеся кадетских классов школы №18, которые пришли в парадной форме с металлическими нашивками и значками. Металлодетектор на это срабатывал, но обыскивать мы никого не имеем права. Занялись разведением детей по кабинетам, рассадкой по местам. При прохождении к своему месту, как рассказал мне один из коллег, школьник достал сотовый телефон. Я сообщила об этом членам комиссии. Дополнительно были просмотрены записи с камер видеонаблюдения. Факт наличия телефона, к сожалению, был зафиксирован, и мы были вынуждены удалить ребенка из-за наличия запрещенных средств связи.

Уже после произошедшего во время детального разбора инцидента выяснилось, что Виталию при удалении полагалось выдать на руки копию акта. Сделано это не было, и теперь Асадчих, вероятно, придется в качестве административного взыскания выплатить до 30 тысяч рублей штрафа. Но это не отменяет нарушения, приписываемого кадету.

Ситуацией заинтересовался и бывший курский депутат, а ныне адвокат и блогер Александр Федулов. Он просит учесть человеческий фактор, простить ребенку его волнения и не травмировать психику на раннем этапе жизни.

— Мы все сдавали экзамены и тоже волновались, — признается он. — Виталий не делал никакой подлости, не доставал телефон на самой экзаменации, пытаясь по нему связаться с кем-то.

С общественником солидарны члены родительского комитета, ставшие на защиту ученика — активиста, участника олимпиад, «правой руки» классного руководителя и военных наставников, имевшего всего одну четверку по русскому языку и еще недавно претендовавшего на серебряную медаль.

Поддержать выпускника вышли его одноклассники и родительский комитет класса
— Он больше времени проводил в школе, чем дома, помогал всем, а теперь маму Виталия просят «не раздувать огонь», якобы она сделает только хуже, — сетуют мамы других ребят. — Наши дети признаются, что это единственный в их классе человек, по своим морально-волевым качествам достойный носить погоны офицера. Вот его честность и привела к его же наказанию. Какой смысл пронести телефон через рамку и выложить его? Да оставь он его лежать в кармане, никто бы не узнал, и все было бы хорошо!

Настало время перемен

Заместитель председателя областного комитета образования и науки Виталий Рязанцев призвал не делать из случившегося трагедии, а использовать появившийся год для лучшей подготовки перед поступлением в вуз, либо пока что пойти в колледж для моряков.

— Всегда есть субъективные факторы, но важно, чтобы все поняли, что это не конец жизни, что можно выбрать иной вектор развития ребенка, — говорит чиновник. — Мы как представители органа власти обязаны следовать закону, даже если в чем-то сами не согласны. Мы изучили видео, посмотрев, можно ли на самом деле что-то сделать, но я могу сказать абсолютно точно, что решение, к которому мы на сегодняшний день пришли, очевидно — нарушение есть, и мы обязаны реагировать на него в соответствии с законом. Результаты заключения государственной экзаменационной комиссии можно, конечно, оспаривать в суде, но вероятность того, что вы их опротестуете, мала. Потому что, согласно положению, сам факт наличия устройства связи автоматически влечет к удалению с экзамена. Не важно, пользовались им или нет, было оно выявлено в ходе или до начала аттестации. Даже в случае выигрыша в суде в этом году в резервный день Виталий уже не успеет сдать математику повторно.

Представитель областного комитета образования прибыл в 18-ю школу
Тем не менее, в родной школе юноше и его семье пообещали всю возможную поддержку, в том числе в составлении искового заявления.

— Мальчик очень хороший, был кандидатом на серебряную медаль, один из лучших кадет нашей школы, командир взвода, — отозвалась о Виталии директор средней общеобразовательной школы №18 Светлана Медвецкая. — Это очень важно. Мы были уверены, что он и другие ребята сдадут ЕГЭ успешно. С болью в сердце приняли эту новость все учителя. В тот же день мы подготовили письмо в государственную аттестационную комиссию с просьбой учесть, что грубых, серьезных нарушений не было, что нарушение могло быть связано с усталостью, волнением. Тем более что парень очень честно поступил. Он сам достал телефон еще до начала, когда не были выложены аттестационные материалы. Он почувствовал, что что-то забыл. В то же время это не первый класс, а взрослые ребята, которые понимают ответственность за каждый свой шаг на ЕГЭ, а нарушить закон ни под каким видом и ни в каких мелочах нельзя.

Однако даже при всем желании ни школа, ни комитет образования города или области не вправе решать вопрос отмены какого-то пункта правил проведения ЕГЭ. Повлиять может только законодательство Российской Федерации, необходимость поправок в котором явно назрела.

— Неоднократно бывая на встречах с министром образования Ольгой Васильевой, я выступала, говоря, что ЕГЭ в нынешней форме — это оскорбление всего российского народа, — уверена Светлана Геннадьевна. — Такое впечатление, что у нас в России все дети бесстыжие, обманщики, чуть ли не воришки, преступники. Учителя такие же. Нас не уважают, не уважают наших детей. Я читаю инструкцию к ЕГЭ — только плеток не хватает. А ведь дети просто трясутся. Одной нашей девочке на экзамене стало плохо, и ее забрала скорая…

Кстати, «телефонным» инцидентом в курской школе заинтересовались даже федеральные СМИ.

P.S. В одном из ближайших выпусков «МК Черноземье» мы расскажем о ЕГЭ глазами выпускников и их родителей, а также дадим несколько практических советов будущим одиннадцатиклассникам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 18 июня 2019

Заголовок в газете: Наказание за честность

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру