Курск "завяз" в рекламе

11.07.2019 в 14:50, просмотров: 3528

2 июля новый глава Курска Виктор Карамышев собрал пресс-конференцию по одному из наболевших вопросов, касающихся внешнего облика города и незаконного обогащения владельцев рекламного бизнеса в урон муниципальному бюджету. Незадолго до этого один из собственников демонтированных конструкций организовал митинг протеста. Курский опыт в борьбе с незаконной рекламой наверняка покажется полезным и руководителям соседних регионов, где проблема не менее актуальна.​

Курск
Ситуация с наружной рекламой в Курске дошла до критической

 

Ущерб городу исчисляется миллионами рублей

За последние годы областной центр превратился в одну большую доску объявлений: навязчивые рекламные предложения во всех возможных формах и обличьях преследуют курян на улице, остановках, в транспорте и даже в лифте собственного дома. Широчайший спектр видов рекламы, конечно, делает комплимент изобретательности тех, кто хочет на этом заработать, даже если это в обход закона. Но вторая сторона медали в том, что сами жители Курска, на внимании которых и строится данный бизнес, мягко говоря, устали от рекламных нападок. И, если до смены руководителей областной и городской администрации на самовольное размещение, к примеру, рекламных билбордов чаще закрывали глаза, теперь решено ситуацию в корне изменить.

— Всего на территории города на муниципальных землях (без учета частных земель, где также стоят рекламные конструкции) 336 рекламных конструкций, из них 44 установлены незаконно, — рассказал мэр Виктор Карамышев. — В течение 2019 года планируется демонтаж всех 44 конструкций. Проверка прокуратуры города Курска показала, что городской комитет архитектуры допустил ряд существенных нарушений при исполнении своих полномочий, что привело к непоступлению в доход городского бюджета более четырех миллионов рублей за 2017 и 2018 год. Это по самым скромным подсчетам. Общая задолженность по рекламным конструкциям, ориентировочно, — порядка 15 миллионов.

Простым курянам такое обилие рекламы не по душе
Одно из основных требований прокуратуры в настоящее время — принятие мер по демонтажу самовольно установленных рекламных конструкций, либо конструкций, срок разрешения по которым истек. Закон возлагает эту обязанность на собственника — тот обязан в течение одного месяца со дня выдачи предписания комитетом архитектуры за свой счет демонтировать незаконную рекламу.

— К сожалению, в период с 2016 по 2018 год комитет архитектуры предписания о демонтаже не выдавал, необоснованное обогащение в судебном порядке с владельцев не взыскивал, не проводилась работа по аннулированию ранее выданных разрешений при наличии на то законных оснований, — вынужден констатировать Виктор Николаевич. — Сейчас по требованию прокуратуры мы начали наводить порядок в данной сфере. Приказом комитета архитектуры аннулированы 164 разрешения на размещение софтбордов на контактных опорах «Курскэлектротранс», подготовлены предписания в адрес комитета ЖКХ, МУП «Курскэлектротранс», акционерного общества «Курские электрические сети» на демонтаж рекламы с опор освещения. В адрес нерадивых рекламораспространителей направлены претензии на общую сумму более восьми миллионов рублей.

 

На рекламные щиты по улице Энгельса жалуются даже водители - отвлекает от дороги
Упорство золотого тельца

За выявленные нарушения закона к дисциплинарной ответственности привлечен и председатель комитета архитектуры Виктор Казьмин, ему объявлен выговор. Свои недоработки чиновник признал и с уже большим пониманием ответственности принялся за выполнение приказа по демонтажу 44 незаконных щитов.

— С апреля рекламные агентства собирались неоднократно, и всем была поставлена задача максимально своими силами снести незаконные конструкции, на что откликнулось всего два собственника, — говорит Виктор Казьмин. — Один из них уже снес семь щитов, это предприниматель Нестерова, другое агентство, у которого лишь один незаконный щит, согласовывает мероприятия по его сносу. Остальные рекламные организации выбрали другой путь — всеми возможными средствами противостоять сносу.

Первые электронные торги на снос рекламных конструкций состоялись, но были обжалованы в суде компанией, которая напрямую рекламной деятельностью даже не занимается. Вторые торги выиграл никому не известный подрядчик, упавший в цене больше чем в три раза, но сейчас всячески уклоняющийся от предписания договора: электронная почта заблокирована, телефоны не отвечают. В городской администрации понимают, что таким образом собственники нелегальных щитов отсрочивают демонтаж. Поэтому было принято решение обойти необходимость проведения тендера, заключая прямые договоры по сносу маленькими порциями. По этой схеме демонтировано уже четыре щита.

Конструкция у Памятника танкистам - героям Курской битвы
— Получается интересная ситуация: город бездействовал, потери бюджета исчисляются миллионами, а сейчас мы дополнительно вынуждены выделять деньги для того, чтобы сносить те конструкции, которые устанавливались самовольно, — отмечает мэр Курска. — Где захотел предприниматель — там и поставил, ни у кого не спрашивая, не участвуя в процедурах, в результате которых бюджет города может пополняться.

Городскому бюджету снос одного стандартного щита обойдется от 4500 до 15 тысяч рублей, а на крупные рекламные конструкции (а таких нужно снести три) может уйти 300 и более тысяч рублей за каждую. В списке недобросовестных рекламщиков порядка 15 организаций, из них большинство имеют небольшие относительно других задолженности, но и с тех, и с других упущенная прибыль и штрафы взыскиваются только через суд.

 

Щит издевательски торчит из геоглифа «Курск – город воинской славы»
Реклама должна быть там, где это уместно

На самом деле, 44 щита, приготовленные к сносу, — лишь вершина «айсберга», то, что установлено на муниципальной земле. Но еще более 60 таких незаконных конструкций формально находятся на частных владениях — наверняка куряне не раз замечали, что «ноги» билбордов растут из-за забора чьих-то палисадников. Эта группа конструкций, как пояснили в городской администрации, будет следующей на снос, ведь процедуры демонтажа здесь несколько иные.

Кстати, законные щиты приносят в бюджет города порядка десяти миллионов рублей. Возможно, даже они могли бы приносить больше — это в скором времени должна будет выяснить комиссия из представителей счетной палаты и других городских и областных структур.

Не лучше ситуация на Сумской
На рынке наружной рекламой грядут и другие изменения. В скором времени в мэрии должны быть уточнены Правила благоустройства города, а также разработан дизайн-код, который позволит распрощаться с аляповатыми вывесками, установит рекомендованные стандарты цвета и величины. Неуместные рекламные баннеры на жилых многоэтажках также, возможно, уйдут в прошлое.

— У нас предложение запретить размещение коммерческой рекламы на жилых домах, — поделился идеей главный архитектор Курска Виктор Казьмин. — Чтобы не было огромных баннеров «Живое пиво» и других, закрывающих по полфасада. Реклама коммерческая должна быть там, где это уместно — на отдельно стоящем коммерческом предприятии.

 

Протест сменится диалогом

Незадолго до пресс-конференции в парке «Солянка» состоялся небольшой митинг, организованный предпринимателем Евгением Бухлаевым. Листки со словами «Против беззакония», «За Старовойта» и подобные им держали по большей части старшеклассники и студенты, к рекламной сфере не имеющие отношения, но, как объяснили за них руководители мероприятия, — «сочувствующие».

Юные куряне пикетируют
Недовольство их касалось не столько самой кампании по сносу незаконных щитов, сколько ее избирательности. Так, бизнесмен был возмущен, когда под первую волну сноса попали именно его рекламные конструкции, установленные возле спорткомплекса «Динамо» на улице Радищева, а не щиты конкурентов, находящиеся на муниципальной земле дольше. Впрочем, их демонтаж также лишь вопрос времени.

Мэр Курска Виктор Карамышев опроверг информацию о якобы неправомерном сносе рекламных конструкций Евгения Бухлаева. Окончательно разъяснила ситуацию начальник административно-правового управления городской администрации Ольга Гранкина.

— То, что у вас было заключено соглашение с правообладателем (на тот период) земельного участка, к которому была присоединена данная конструкция, не освобождало вас от обязанности получить разрешение на ее установку, — ответила она предпринимателю. — В соответствии с законом вы должны были обратиться в комитет архитектуры, представив полный пакет документов. По закону о рекламе установка рекламной конструкции до получения разрешения не допускается.

В заключение Виктор Карамышев отдал распоряжение собрать всех представителей рекламного бизнеса Курска для выстраивания диалога в рамках правового поля. Также в целях экономии бюджетных средств городской глава предложил поручить снос конструкций одному из муниципальных предприятий вместе со структурами МЧС. Тем более что щиты, установленные самовольно, не проходили необходимые экспертизы на безопасность и могут представлять угрозу для граждан и транспорта.