Будущее курского трамвая темно и непонятно

18.07.2019 в 10:42, просмотров: 829


«Гаврилин начал свою речь хорошо и просто: «Трамвай построить, — сказал он, — это не ешака купить». В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу». Но и отменить трамвай в городе, где он работал более ста лет, тоже еще та заморочка…​

Будущее курского трамвая темно и непонятно

Жуткая жуть?..

Никогда еще о курском трамвае не писали так много, как в последние годы. Вот и мы в январе публиковали статью «Последние трамваи» (https://chr.mk.ru/social/2019/01/18/poslednie-tramvai.html).

Но время идет быстро. В Курске не только сменился глава региона, но и был избран новый мэр. Они не замедлили высказаться о проблеме.

Врио губернатора Курской области Роман Старовойт:

— То, что мы называем курским трамваем — жуткая жуть. Неудобно, небезопасно, выглядит непристойно, неприглядно, рельсы всем мешают. Поэтому это надо менять. Есть варианты государственно-частного партнерства. Трамвай мы 100% должны делать по концессии. Не тратить бюджетные средства на это...

Мэр Курска Виктор Карамышев:

- Что не так с курским трамваем? Картина удручающая, сумасшедший износ подвижного состава! Виноват в этом и рельеф. Потому что трамвай — транспорт для равнинной местности. Трамвай надо сохранить. Но в каком количестве? Надо обсуждать с горожанами и депутатами…

Грохоча и колтыхаясь…

И вот я как горожанин решил просто проверить, как это — проехаться в курском трамвае? Кто-то из курян ежедневно пользуется этим видом транспорта. Я езжу на трамвае редко, так как живу вдали от трамвайных путей.

Приехал вначале на железнодорожный вокзал. Будний день, дело близится к полудню. Версия такая — я турист, впервые в Курске и слышал, что тут работает один из старейших в России трамваев.

Где остановка? Подсказали — пройти немного направо от здания вокзала — там трамвайное кольцо. Все правильно. Кольцо есть, внутри него в некошеной траве (скорее бурьяне) разлеглась стайка бродячих псов. Я насчитал пять, один — весьма жалкого вида, с перебитой лапой…

Остановки как таковой нет, зато много легких торговых павильонов: кепки-тапки и прочая ерунда. Туристы бывают, конечно, разные. Есть и такие, кому подобный вид в радость — типа экзотика… Но как курянину мне за все это стыдновато.

Трамвай ждать долго не пришлось. Через пять минут прикатил большой вагон (судя по всему, из тех самых подаренных Москвой — б/у, но еще крепкий). Он был практически пустой — вышло девять человек. Зашло десять. Маршрут номер 4 «Ж/ д вокзал — улица Малышева». Тронулись.

Мотает и грохочет так, что вспоминаются американские горки и хочется, чтобы водитель добавил скорости, а пассажиры завизжали от страха и восторга.

На первой же остановке вышло двое пассажиров. Новых не вошло. Погромыхали дальше. Женщина-билетер, демонстрируя наличие явно здорового вестибулярного аппарата, наделяет билетами вошедших.

На подъезде к Кировскому мосту вагон вдруг пошел заметно мягче и ровнее. Догадался — новый Кировский мост возвели совсем недавно и, судя по всему, здесь рельсы были заменены.

Доехали до остановки «Хлебозавод», вагон пассажирами так и не наполнился. Произошла смена водителя и билетера. На этот раз билетами заведовал мужчина, что бывает редко. Покатили дальше, все также покачиваясь и громыхая. Вниз по Запольной…

Так и доехали до Центрального рынка. На остановках входило-выходило по два-три человека. На рынке, разумеется, большинство вышло — цель поездки достигнута, вошло тоже немало, но все равно многие кресла были пусты.

Вывод я делаю из этой поездки простой — при таком пассажиропотоке трамвай явно не окупится, а если в перспективе менять рельсы и покупать новые вагоны, то денег на все это нужно очень много.

Концессия — единственный вариант?

Что касается концессии, о которой упомянул Роман Старовойт, то в Петербурге в прошлом году запустили частный трамвай «Чижик», правда, строительство его не обошлось без сложностей, вплоть до уголовных дел.

Как пойдет дело в Курске — пока неясно. Нам, а также Саратову, Нижнему Новгороду, Новосибирску и ряду других городов ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодор-инвест» предложили отдать муниципальный трамвай в концессию.

Детали неизвестны. Но понятно, что для того, чтобы вагоны были полны, их придется возвращать на центральные улицы, сокращать число частных автобусных маршрутов. Проще говоря, убрать всем осточертевшие маршрутки, запретить въезд в центр города частным автомашинам и предложить людям современные трамваи. Но — навряд ли…

Это когда-то было представление, что город будущего — это город автомобилей, теперь-то ясно, что будущее как раз за общественным транспортом, муравейник частных авто превращает город в ад. Но до этого понимания надо еще дорасти.

Справка МК


Трамвай (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь) — наземная электрическая железная дорога, вид уличного для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Используется преимущественно в городах. Трамвай возник в первой половине XIX века — первоначально на конной тяге. Экспериментальный электрический трамвай, изобретенный и испытанный Пироцким, впервые появился в Санкт-Петербурге в 1880 году, а регулярное трамвайное сообщение впервые запущено в пригороде Берлина в 1881 году.

У нас ведь даже в жуткий снегопад и гололед не уговоришь никого оставить дома свое авто. А ведь как было бы здорово — по Ленина, Радищева идут красивые большие и чистые вагоны (хоть троллейбусов, хоть трамваев) или автобусы, никаких частников, только служебные машины…

Но оставим мечты. Да, трамвай экологичен и в чем-то романтичен. И без него Курск потеряет часть своего и так немногого обаяния. Но лично мне все же ближе троллейбусы, которые, кстати, редко ездят пустыми и по которым у Курска есть положительный опыт (пустили троллейбусы на Северо-Запад через улицу Кавказскую, в микрорайон Северный).

По трамваю же пока — долги, неясные перспективы, руководитель департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства Курска Надежда Пупко покинула свой пост — вышла на пенсию (кстати, она однажды сказала, что «Курск без трамвая превратится в деревню»), директор «Курскэлектротранса» тоже ушел в отставку.

Да и в целом, курский трамвай в 21-м веке заметно скукожился: в 2004 году закрыли Южное депо, демонтировали пути на улице Дзержинского, в 2011 году разобрали служебное кольцо “КГТУ” и кольцо “Льговский поворот”, в 2012 году закрыли Северное депо, в 2016 году отменили пару маршрутов, в прошлом году было прекращено пассажирское движения на участке “ул. Ольховская-Химволокно”…

Тем временем, словно предчувствуя, что скоро этого сделать не удастся, куряне начали проводить в полупустых вагонах трамваев фотосессии.

Чтобы потом не пожалеть

Роман Старовойт:

— Я не специалист. Но заверяю, что есть опыт мировых столиц, крупных городов Европы и России. Снимают трамваи, а потом возвращают. Здесь очень аккуратно надо действовать. В трамвайном парке, насколько я видел экономику «Курскэлектротранса», и, в частности, трамвая, неэффективно работают, потому что трамвайный парк «убили» некоторые. И логистика перемещений не эффективная. Сейчас есть новые составы, так называемые тяни-толкай, где кабины водителя с двух сторон, не надо разворотные петли делать, он просто переходит, и трамвай идет в обратную сторону. Низкопольные, бесшумные, асинхронные двигатели — конфетка, а не трамваи…

Старовойт прав — трамваи снимают, а потом возвращают. Пример — Лондон, где в середине 20-го века от трамвая отказались, а в 21-веке — вернули этот вид транспорта.

Ксения Собчак в курском трамвае (февраль 2018 года)

Но то Лондон, скажет читатель и будет прав. Не за Лондоном нам гнаться… Но есть и более близкие примеры. Весной исполнилось ровно 10 лет, как распрощался с трамваем Воронеж. Теперь жалеют. По крайней мере воронежские журналисты пишут так:

«Воронеж превратился в город третьего мира с множеством частных перевозчиков. Пользоваться автобусами порой опасно для жизни и здоровья, а в вечернее время они и вовсе перестают ходить. Пробки продолжают расти, и тот же Северный район, первым оставшийся без трамвайного сообщения, все больше напоминает гетто. Зато с периодичностью в несколько лет всплывают эфемерные планы по созданию метро. Станет ли эта горькая история примером для других регионов? Очевидно, не для всех. Так, окончательно распрощаться с трамваем планирует соседний Курск. Считается, что учиться на чужих ошибках — признак интеллекта. Видимо, местные начальники с этим тезисом не согласны».

Но как раз совсем распрощаться с трамваем Курск не планирует. Курск сейчас смотрит на трамвай как на тот чемодан без ручки, что и нести дальше неудобно, практически невозможно, но и выбросить жалко, тем более, что чемодан не пустой…