Нескучный сельсовет по-курски

Что мешает главам муниципальных администраций наводить порядок в сельском хозяйстве и чувствовать ответственность

15.10.2019 в 14:38, просмотров: 6597

Недавно «МК Черноземье» писало о конфликте, который разразился по принципу лихих 90-х во Льговском районе Курской области. Судя по доносящимся оттуда стонам, у фермеров захватывают земли, отнимают урожай. В ситуации разбираются правоохранительные органы и представители аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей региона. Но жители района не верят в победу здравого смысла над ложью и беззаконием, потому что, прежде всего, они не верят главе района.​

Нескучный сельсовет по-курски

Журналисты нашего издания побывали на месте событий. В сельсовете, на территории которого разворачивались баталии, о конфликте знают (напомним, в конце сентября на одном из полей представители КФХ Грудинкина собрали урожай подсолнечника, который, по словам очевидцев, принадлежал другому КФХ предпринимательницы Зуевой, и увезли в неизвестном направлении). Замглавы местной администрации сказал, что чисто по-человечески он Зуеву поддерживает и сожалеет о творящемся беспределе.

Но вот юридически, по его версии, прав на гектары, где рос подсолнечник, у нее нет. Представитель хоть сельской, но все же власти, показал договор аренды земли, датируемый 2015 годом, который якобы был расторгнут в прошлом году. Фермер предъявила иной документ — договор, датируемый 2016 годом, который, разумеется, никто не расторгал. Именно он и дает Наталье Зуевой право на проведение посевных и уборочных работ.

Кстати, на вопрос журналистов о правомерности действий КФХ Грудинкина во время сбора чужого урожая, замглавы все того же сельсовета сообщил, что с этим предпринимателем никогда не заключался договор аренды на данный участок земли.

В поисках истины наши журналисты побывали и у главы района Сергея Коростелева. Однако после общения с ним у издания возникло гораздо больше вопросов, чем было до визита в здание райадминистрации.

Первое, что бросилось в глаза — это нежелание избранного народом руководителя разбираться в ситуации и действительно помогать людям, оказавшимся заложниками неразберихи. Сергей Коростелев не ответил ни на один из заданных вопросов. Единственное внятное, что он смог озвучить и что можно опубликовать в федеральном СМИ, так это его предложение журналистам занять кресло главы района и поруководить. Мы ни в коем случае ни на что не намекаем, просто делаем вывод, что Льговским районом Курской области может рулит любой пришедший с улицы. К чему может привести такое «уличное руководство», даже подумать страшно. Может, новой региональной власти впору задуматься об объединении муниципальных районов и городов, делая ставку на эффективных менеджеров, которых потом и народу будет не стыдно избирать?

Кстати, если, скажем, объединить город Льгов и Льговский район, то эффективного менеджера можно найти без отрыва от территории, и в качестве руководителя объединенного округа предложить населению нынешнего мэра Льгова Владимира Воробьева. Тем более, что эксперты уже давно пришли к выводу, что объединенные городские округа — это самый эффективный способ решения административных, территориальных и прочих насущных проблем. Соседняя Белгородская область, на которую привыкли засматриваться куряне, уже давно осуществила такую реформу и теперь извлекает из этого только пользу.

Впрочем, в одном только Льговском районе, как рассказывают, тоже можно извлекать пользу, правда, отдельно взятым лицам, причем не местным. Жители приводят в пример предпринимателя Грудинкина и его супругу. Люди рассказывают, что неприятная история с Натальей Зуевой — это не единичный случай. Известно, что и ранее фермером Оксаной Грудинкиной и ее супругом Игорем Грудинкиным допускались нарушения, которые фиксировались не только населением, но и прокуратурой. Среди них — сбор чужого урожая и захват земель. Во всех этих случаях крестьянско-фермерское хозяйство отделывалось штрафами, которые, по мнению экспертов, знакомых с ситуацией, в разы меньше полученного от неправомерных действий дохода.

Примечательно, что во всех этих историях глава района ни разу не защитил права обиженных конкурентами фермеров или сельсовета. Знающие люди говорят, что для Коростелева фермеры Грудинкины — как родственники или даже ближе. К числу надежных налогоплательщиков Льговского района их отнести нельзя, поскольку это хозяйство зарегистрировано в Курске, а значит, и налоги платятся в областном центре, а не в местную казну.

По версии все тех же льговчан, между главой района и предпринимателем могут быть не только приятельские отношения, а нечто большее, что мешает первому лицу района наводить порядок в сельском хозяйстве. В распоряжении редакции оказался документ, подтверждающий этот факт: Римма Коростелева (по информации от осведомленных источников, ее данные полностью совпадают с данными близкой родственницы главы Льговского района) была трудоустроена в компанию к Оксане Грудинкиной. Между работником и работодателем был заключен трудовой договор, который впоследствии направлялся в региональный комитет АПК в пакете документов для предоставления фермерам гранта.

К сожалению, подтвердить или опровергнуть этот факт у главы района нам не удалось, поскольку Сергей Коростелев в спешном порядке уехал в отпуск. По слухам, он отправился отдыхать в президентские апартаменты известного санатория «Марьино».

Льговским фермерам остается только ждать возвращения главы и надяться на чудо, а точнее на то, что глава региона Роман Старовойт все же обратит внимание на ситуацию во Льговском районе и откроет глаза Сергею Коростелеву, сняв с его головы «корону хозяина района» и напомнив о том, что он всего лишь избранный слуга народа.

Тамбову нужны фермеры

В отличие от чиновников в Курской области, тамбовские власти гордятся своими фермерами и стараются им помогать.

Как раз об этом говорили во время прошедшей Покровской ярмарки. Все заинтересованные в развитии фермерских хозяйств стали участниками круглого стола со сложным названием «Государственная поддержка субъектов МСП в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Обсуждались актуальные вопросы гос-поддержки, которые необходимо решить для успешного выполнения мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

«Государственная поддержка является существенным стимулом развития предпринимательства, особенно в молодежной среде», — рассказали в администрации области.

Начиная с этого года, в течение пяти лет на условиях софинансирования планируется предоставлять межбюджетные трансферты на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

«Поставлена амбициозная цель: к 2024 году обеспечить прирост в предпринимательской среде на селе почти в полторы тысячи человек. В том числе фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов», — сообщила пресс-служба губернатора.

Уже есть и примеры. Недавно состоялся грантовый конкурс «Агростартап». Первые победители получили поддержку. Объем финансирования на 2019 год составляет 80,8 млн рублей (федеральный бюджет 79,2 млн. рублей, бюджет области 1,6 млн. рублей).

 

Чистка корпуса глав районов неизбежна

В Курской и Липецкой областях все чаще можно услышать предположения о скорой смене глав районов. В Курске поговаривают и про объединене районов и городов. Как скоро эти идеи могут быть воплощены в жизнь, «МК Черноземье» выяснило у политолога Владимира Слатинова.

— Как считаете, насколько реально укрупнение районов в Курской области (слияние городов и районов)?

— Роман Старовойт принадлежит к числу «молодых технократов» — этот кремлевский призыв пришел в губернаторы с набором стандартизированных рецептов (пусть и адаптируемых к регионам). Упрощение и оптимизация систем управления — одна из таких стандартных установок. Так что нет сомнений, что она будет реализована. Замечу, что делают это не только «технократы» — недавно в Белгородской области приступили к созданию шести новых городских округов через слияние поселений «под одной крышей». В мае приняты поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, позволяющие объединять все поселения сельского района в «муниципальный округ». В Орловской области приступили к этому эксперименту. Подробных планов на сей счет курская власть не обнародовала, но можно предположить, как минимум, формирование «муниципальных округов» из сельский районов, возможное объединение наиболее малонаселенных районов и расширение действующих городских округов. Но по последнему пункту теперь есть ограничения — в городском округе должно проживать не менее двух третей горожан. Так что доминирующим трендом, думаю, будет создание «муниципальных округов» вместо сельских районов.

— Готовы ли губернаторы Липецкой и Курской областей к смене глав районов? Как скоро это может случиться?

— Чистка корпуса глав районов при новой областной власти в Курской и Липецкой областях неизбежна. Еще в статусе врио оба руководителя регионов добились отставки мэров региональных столиц — наиболее влиятельных и ресурсных территорий. В Липецкой области ушел еще и мэр Ельца. В нынешней вертикальной системе управления губернаторы смотрят на глав муниципалитетов точно так же, как на них самих смотрит Кремль — как на фактически назначенных чиновников, которые являются частью «команды» и которых можно заменить в любой момент. Так что ротации в муниципалитетах неизбежны, и они, главным образом, будут зависеть от того, как оценивает глав новая власть — и по результатам выборов, и по «вписываемости» в новую «команду», и по оценкам населения. Какой фактор здесь выйдет на первый план — сказать нельзя, решения будут индивидуальны.

— В последнее время в соцсетях и СМИ много негатива в адрес глав городов и районов. Можно ли это объяснить желанием населения после смены губернаторов как можно скорее обновить и руководство на местах?

— Рост претензий к главам муниципалитетов со стороны граждан после обновления областных властей естественен — люди понимают, что пришла «новая метла», и недовольные местными главами сейчас имеют максимальный шанс простимулировать ротацию. Но мнение населения и посты в сетях, разумеется, лишь один из факторов, которые теоретически могут вызвать отставки местных глав. Он «выстреливает» далеко не всегда — как правило, в соединении с другими обстоятельствами.