Читателей «МК Черноземье» учат противостоять кибермошенникам

05.11.2019 в 12:50, просмотров: 624

Наверняка почти каждый хоть раз становился предметом атак мошенников, пытающихся по телефону ввести человека в заблуждение и выпытать у него пароли банковских карт или иным способом заполучить чужие деньги. Как противостоять злоумышленникам, корреспондент «МК Черноземье» узнал у курских правоохранителей и руководителей банковской сферы.​

Читателей «МК Черноземье» учат противостоять кибермошенникам

Сети для доверчивых

В этом году был зафиксирован случай мошенничества, когда курянин перевел злоумышленникам более миллиона рублей. Но даже если их добыча не столь велика, жертвам от этого, что называется, не легче. Одна из многочисленных пострадавших рассказала свою историю…

— Мне поступил звонок, представились из Прокуратуры Москвы и сказали, что мне положена компенсация за моральный ущерб, — вспоминает курянка, по понятным причинам не раскрывающая своего имени. — Спросили, получала я документы, или нет. Я сказала, что нет. Они продиктовали номер Басманного суда столицы, куда нужно обратиться. Там мне подтвердили, что я действительно есть в списке по Курской области на получение компенсации в сумме 580 тысяч рублей за то, что когда-то заказывала лекарства по интернету, а они не помогли. Якобы, компанию арестовали, поэтому мне присуждена такая компенсация. Мужчина на том конце провода пообещал мне помочь и уверил, что мне выплатят сумму через Воронежскую область. Для этого требовалось оплатить ячейку, в которой будут храниться мои деньги. Меня также предупредили, чтобы я никому ничего не говорила. Если в банке спросят, знаю ли я человека, на чье имя перевод, нужно было сказать, что это мой родственник. Так я «попалась».

Мошенник остался не вполне доволен одним денежным переводом и попытался украсть еще. Он перезванивал пожилой женщине, говоря о неожиданно возникших трудностях и просил перевести еще. Через какое-то время начинал интересоваться, сколько жертве удалось собрать денег. Но к тому моменту пенсионерка уже обратилась к правоохранителям.

Справка МК Помните!

Никому, даже сотруднику банка, нельзя называть полные реквизиты своей карты, ПИН-код, CVC-код (указан на обратной стороне карты) или одноразовые пароли, необходимые для подтверждения операций.

Не раз пытались «облапошить» и автора данного материала. С завидной периодичностью мне на телефон кто-то с незнакомого московского номера скидывал «маячки». Я не рискнул перезванивать ни в первый, ни во второй, ни в последующий разы. Поискав владельца номера в интернете, наткнулся на жалобы — ни мне одному сыпались «маяки». Как выяснилось позже, это один из видов телефонного мошенничества, когда используются сервисы с платным звонком. Аферисты распространяют номер, не предупреждая об обязательном снятии платы за соединение, а ничего не подозревающие граждане очень быстро уходят в минусовой баланс.

Знай, кому доверять

Мошенничество с использованием информационных технологий из года в год становится все более распространенным. Установить преступника по горячим следам бывает достаточно сложно. Использование сложных схем перевода денежных средств и другие технические новации, открывшиеся с появлением новых возможностей глобальной Сети, позволяют злоумышленникам скрывать следы, существенно затрудняя поиск.

— Нередко лишь в процессе поступления заявления и установления применявшихся для обмана средств мы раскрываем новую преступную схему, — говорит начальник управления уголовного розыска регионального УМВД Сергей Алферов. — Такие преступления носят чаще всего межрегиональный характер. В 90 процентах случаев мошенничество осуществляется жителями других регионов, расположенных порой за тысячи километров от территории Курской области. Тем не менее мы стараемся не только установить личность преступника, но и возвратить денежные средства пострадавшим. За истекший год расследовано более 200 преступлений. В качестве примера я хотел бы привести задержание одного из фигурантов в Ленинградской области, совершившего порядка 85 эпизодов. Потерпевшие оказались не только в Курской области. В ходе оперативно-розыскных мероприятий только денежных средств было изъято порядка 5,5 миллионов рублей, также наложен арест на имущество преступника, включая автомобиль стоимостью около 6,5 миллионов. Практически все пострадавшие получили денежную компенсацию. Судом вынесен обвинительный приговор, и мошенник получил заслуженное наказание.

Чаще всего кибермошенничество проходит по одним и тем же сработанным сценариям. Наиболее распространены подходы с лжеблокировкой карты, с якобы попавшим в беду родственником. В случае с «незаконной транзакцией» человеку звонят, представляясь сотрудником банка или кредитной организации. Говорят, что по карте владельца проводятся те или иные операции, тем самым побуждая жертву назвать цифры данной карты, реквизиты, коды, благодаря чему можно списать деньги. Осложняет ситуацию то, что в последнее время технически возможной стала подмена исходящего телефонного номера на номер, идентичный контактам кредитных организаций.

В правоохранительных органах напоминают, что сообщать никакую информацию по телефону нельзя, следует тут же позвонить в свой банк — телефон службы клиентской поддержки всегда указывается на обратной стороне пластиковой карты. Аналогичный метод защиты рекомендуется применять, если преступник выдает себя за полицейского и предлагает за вознаграждение выручить из беды родственника. Нужно прервать разговор и попробовать позвонить тому, о ком шла речь, либо обратиться в полицию, чтобы узнать, действительно ли близкий человек оказался в описанной ситуации, действительно ли он пропал, или у него еще какие-то проблемы.

Справка МК «Золотые» правила, чтобы не быть обманутым:

— Никогда не разглашайте конфиденциальную информацию.

— Не доверяйте незнакомцам и звонящим с неопознанных номеров.

— Перепроверяйте сообщенную вам информацию и не паникуйте.

Как не быть обманутым

Другая уловка аферистов — создание сайтов-«двойников» популярных онлайн-маркетингов, где россияне привыкли совершать покупки. О том, что веб-сервис, через который они перечислили денежные средства, ненастоящий, зачастую удается понять лишь спустя время. Поэтому лучше заранее обратить внимание на содержание адресной строки: сайты-клоны меняют обычно всего одну какую-то деталь — ставят точку или тире.

Каналов утечек личных данных достаточно много, но чаще всего в оперативных сводках фигурируют Интернет-ресурсы — соцсети и те же онлайн-магазины, занимающиеся оказанием услуг с использованием банковских карт. Кредитно-финансовая сфера в этом плане более защищена, хотя нужно быть готовым и к том, что у мошенников могут появиться данные даже о ваших платежных реквизитах и номерах счетов. Уменьшить вероятность такого сценария должна созданная в 2018 году Центробанком автоматизированная система обработки инцидентов ФинЦЕРТ. Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки объединяет 826 организаций. Это практически все работающие на территории России банки, органы исполнительной власти, операторы связи и нефинансовые организации. С октября прошлого года от них получено более 300 тысяч сообщений об их инцидентах.

— В 2019 году все участники рынка стали отслеживать и фиксировать информацию о незаконных списаниях денежных средств со счетов клиентов, стали приниматься меры по препятствованию подобных несанкционированных процедур, — отмечает заместитель управляющего курского отделения Банка России Александр Устенко. — С 1 сентября 2018 года по 1 сентября 2019-го ФинЦЕРТ зафиксировал увеличение числа мошеннических сайтов в семь раз. Это сайты с лжеопросами, лжекомпенсациями, лжевыигрышами. За этот же период проведено разделегирование почти десяти тысяч фишинговых доменов, что на 486 процентов больше по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем выявлено около 780 тысяч сайтов с вредоносным программным обеспечением.

По словам банковского руководителя, использование вредоносного ПО по-прежнему является одним из основных инструментов мошенников. За год ФинЦЕРТ отправил для их блокировки информацию о почти пяти тысячах телефонных номеров, которые задействованы в мошеннических СМС-рассылках и звонках. По сравнению с прошлым годом количество заблокированных номеров увеличилось в 38 раз. Но работа по прекращению деятельности подобных колл-центров ведется, конечно, не только Центральным банком, но и правоохранительными органами, операторами связи, телефонными провайдерами.