Горячая линия зоозащиты из Курской области стала всероссийской

В России заработала первая в своем роде «горячая линия» по защите животных. Сотни звонков в день со всех уголков страны — всего за полгода региональный проект приобрел федеральный масштаб. Изначально линия должна была «обслуживать» только Курскую область, но с первых же дней создатели поняли, что сарафанное радио разнесло новость о появлении линии по всей стране. Кто-то хочет пристроить щенка, кто-то — освободить дворовых кошек из подвала, а кто-то и вовсе считает, что сосед недостаточно качественно доит своих коров!​

Горячая линия зоозащиты из Курской области стала всероссийской

Чтобы понять, какие проблемы существуют у братьев наших меньших и каким образом их можно решить, наш корреспондент отправилась в Курск, чтобы на день примерить на себя роль телефонного зоозащитника.

— Девушка, тут у нас лебедь в озере, он, наверное, скоро умрет, — женщина на том конце провода крайне взволнована. — Понимаете, ему крылья кто-то то ли подпилил, то ли подвязал…

— Постойте, — поднимаю взгляд на своего руководителя, оператора линии Степана Рябцева. Это мой первый звонок, и мы слушаем его на громкой связи. — Какое озеро?

— Как какое? Здесь, если с севера в город заезжаешь, то прямо у моста.

— В каком городе? Мы федеральная линия, по всей России, — Степан приготовился записывать координаты, но дама будто не слышит.

— Да здесь он плавает третий день! Сделайте что-нибудь!

Переключаю звонящую на Степана. Ему сразу же удается узнать, что город — Кыштым, что озеро — Большое Галицкого, даму зовут Анна. Чуть успокоившись, женщина рассказывает, какие службы она уже пыталась вызвать. Всю информацию Рябцев записывает ручкой в большую тетрадь. Пока автоматическая запись звонков только в планах.

— Обычно люди звонят, думая, что мы находимся в их регионе, — объясняет Рябцев. — Такие вызовы — одни из самых сложных, так как птице нужна экстренная помощь. Поэтому сейчас мы найдем, кто этим занимается в указанном городе, и передадим заявителю контакты. Вообще, мы работаем в правовом поле, из-за чего моментально проблемы не решаются. То есть нам сообщают, например, о факте безответственного обращения с животным, мы готовим письменные запросы (да-да, к сожалению, даже не у всех ведомств есть электронная почта!) в органы, которые этим занимаются. После у другой стороны есть 30 суток на ответ. Конечно, в течение всего этого времени мы держим все на контроле.

В кабинете, где расположилась «горячая линия», и правда множество писем. Конверты, вскрытые и нет, разложены по коробкам.

— Например, из-за этой бюрократии нам очень сложно поймать один зверинец, который путешествует по России, — осматривая вместе со мной бумажные горы, говорит Степан. — К нам уже много раз поступали звонки, что животные в нем больные, не двигаются, не имеют укрытий. Сначала я писал в тот же регион, откуда звонили. Пока шли разбирательства, зверинец сворачивался и переезжал в другой город.

Все коробки в кабинете подписаны маркером. Где-то значится «готово», где-то «в работе», а где-то «опротестовать». По словам организатора линии, депутата Курского городского собрания Дмитрия Гулиева, писать запрос повторно приходится после каждого третьего ответа.

— Очень сложно сдвинуть дело с мертвой точки, — говорит Гулиев. — Представьте, в этом году по статье 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» было возбуждено на всю страну всего 252 дела. Во-первых, статья специфическая, и многие следователи, не имея опыта, боятся за нее браться, не знают механизмов доведения дела до суда, а портить показатели никому не хочется.

Во-вторых, несмотря на то, что статья эта средней тяжести (грозит лишением свободы до 5 лет), в принципе существует какое-то несерьезное отношение к таким делам. В‑третьих, не сформировался единый подход, то есть если в одном регионе за определенное действие будут судить, то в другом могут просто сделать замечание.

Кроме того, большой проблемой остаются и недоработки в столь долгожданном, принятом в конце прошлого года Федеральном законе №498 «Об ответственном обращении с животными». Пока он еще очень сырой, чем активно пользуются городские администрации. Самый порази-

тельный ответ, который я увидела, это письмо от властей Воронежской области. В нем сообщалось, что отлов и содержание бесхозных животных не ведется в регионе вообще. Почему? А на основании закона, принятого субъектом, который отменял предыдущий закон субъекта «Об организации отлова и содержания». То есть сами приняли, сами отменили — все просто.

— Зато в Воронеже хорошо сработала полиция на наш запрос, — говорит Степан. — К нам поступил звонок от мужчины, который утверждал, что его соседи избивают своего американского бульдога. Собака выглядела очень плохо и еле передвигалась. Сходив по адресу, участковый выяснил, что питомец просто уже очень старый и болеет, а в доме его любят.

«Оставили кролика на лестничной площадке!»

К сожалению, даже такое прекрасное начинание, как «горячая линия», некоторые пытаются использовать в своих нечистоплотных целях. Иногда люди из личной неприязни хотят нажаловаться на соседа. По словам Степана, был случай, когда в Краснодарском крае поссорились два фермера. Один из них, чтобы навлечь на оппонента государственные проверки, звонил и рассказывал, что видел очень худых коров с выменем, чуть ли не волочащимся по земле из-за отсутствия ежедневной дойки. В целом же 90% заявлений адекватные. Бывает, что просто нет состава преступления, но существуют и спорные ситуации.

— Например, люди оставили кролика на лестничной площадке на несколько дней, это было в Москве, — продолжает Рябцев. — С одной стороны, он был в клетке и его могли свободно подкармливать соседи. С другой — а вдруг бы всем было наплевать и к нему никто бы не подошел? В итоге я решил не рисковать и все же написал заявление в полицию. По адресу вышел участковый, провел воспитательную беседу с владельцами. Это очень действует на людей; не важно, оштрафовали их, изъяли питомца или просто поговорили. Мы получали отзывы, что после к животным стали относиться лучше.

— Алло, у нас тут кошки, мы их всем двором кормим, это район Останкино, а управляющая компания пришла и заварила листами все продухи! Они же там все плачут, всю ночь мяукали не переставая! — пенсионерка из Москвы едва сдерживает слезы.

— Успокойтесь, сейчас я посоветую вам, что сделать самим в данный момент, и параллельно направлю запрос в соответствующий департамент, — уже более уверенно отвечаю я.

— У кошек сейчас самый сезон, — дослушав мой разговор, сказал Степа. — Мы начали работу в марте, тогда звонков было сотни по две в день, вообще еле справлялись. Так вот они, большей частью, около 80%, касались бездомных собак.

А как стало холодать, так что ни звонок — то кошки в подвале! По закону, УК имеют право ставить сетчатые решетки в подвалах с ячейками 0,5 на 0,5 см. Хотя сейчас Минстрой встал на сторону бездомных кошек и предложил поправку, в которой указано: оставлять в подвалах многоэтажек хотя бы один открытый продух с размером ячейки 15 на 15 сантиметров. Но в любом случае УК не имеет права закрывать подвалы при наличии там животных.

— Мы нашли трех щенков, — голос в трубке принадлежал совсем юному защитнику наших меньших братьев. — Скажите, куда нам их к вам отнести?

— Секунду, — параллельно ищу в названном малышом городе волонтерские организации. О таких звонках меня тоже предупредили. Дети часто подбирают щенят и котят и, не зная, что же теперь с этим пушистым богатством делать, набирают номер «горячей линии».

— Подавляющее большинство звонящих — это женщины, — рассказывает Рябцев. — Половина заявок идет от волонтеров. С ними, кстати, проще, так как они, наученные горьким опытом, предоставляют точный адрес, фото и даже видео, что облегчает работу и нам, и полиции. Например, обратилась девушка-волонтер из Алькеевского района Татарстана. Ей стало известно, что мальчик 16 лет на глазах у младших братьев подвесил щенка и избил его до смерти, а родители пили рядом и ничего не сделали. Она собрала фотоулики, зафиксировала точный адрес места происшествия и передала все нам. Полиция занялась этим, возбудила уголовное дело. Теперь его нужно довести до суда.

«Надо создавать зоополицию»

Хотя о какой-то серьезной статистике пока говорить рано, но, по наблюдениям операторов, чаще всего звонки поступают из Москвы. Далее идет Санкт-Петербург, Ростовская область, Подмосковье, Ленинградская область и Казань.

— Основной шквал звонков приходится на день, часов с 10 утра и до 6 вечера, — объясняет Степа. — Первое, что я делаю на смене, — это проверяю пропущенные ночные звонки. Если не удается дозвониться, пишу СМС, но проигнорировать мы никого не имеем права. Часть запросов идет через социальные сети, где у нас есть своя группа. Вообще, я за эти полгода многому научился: стал проще общаться с людьми, разбираться в юридических терминах и с закрытыми глазами по названию региона указывать его на карте.

Конечно, в идеале надо создать некую зоополицию. Ведомство — не отдельное, а на базе, например, того же МВД, — которое как раз и будет заниматься расследованием уголовных дел о жестоком обращении с братьями нашими меньшими, выполнением ФЗ «Об ответственном обращении с животными» и исполнением готовящихся поправок в КоАП (административная ответственность за ненадлежащее обращение с животными).

Помимо того, этим госслужащим можно было бы поручить отлов и содержание безнадзорных зверей, ведь в этом направлении нет сейчас никакого порядка. Словом, идей много. Были бы силы и желание их воплотить...

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на sarano@mk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 12 ноября 2019

Заголовок в газете: «У НАС ЛЕБЕДЬ СКОРО УМРЕТ!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру