Взгляд со стороны: стоит ли подавать попрошайкам

19.11.2019 в 16:53, просмотров: 733

В наших городах много людей, просящих подаяние. А прохожие большей частью делают вид, что не замечают протянутых рук. Протянутых рук бабушек, дедушек, бомжей, пьяниц…​

Взгляд со стороны: стоит ли подавать попрошайкам

На улицах можно встретить и волонтеров, которые собирают средства на лечение тяжелобольных детей. И тут редко кто остановится, чтобы бросить монетку или бумажку.

Идет мимо поток людей, у каждого в кармане или в кошельке есть мелочь, отдав которую, никто не обеднеет. Но проходим мимо: кто-то делает вид, что торопится, кто-то рассуждает про себя, что на каждого попрошайку денег не напасешься, а кто-то и вообще ничего не думает и никакого вида не делает. К просящим привыкли, как привыкли к пестрым рекламным щитам и бесконечному потоку машин.

А между тем подавляющее большинство из нас считает и называет себя христианами. Но в таком случае нет права проходить мимо. Речь не о том, чтобы, увидев просящего, бежать сломя голову на другую сторону улицы, речь о тех случаях, когда мы сталкиваемся с просителем лицом к лицу.

Оправдаться мы умеем. Самые популярные рассуждения на эту тему: 1. Да это все целая мафия организованная, они за день больше зарабатывают, чем мы за месяц; 2. Если бы они просили на еду, а то ведь на водку; 3. Работать надо, а не попрошайничать…

Но все дело в том, что если мы считаем себя христианами, то права на такие рассуждения у нас нет. Иисус Христос в своей Нагорной проповеди сказал однозначно: «Просящему у тебя дай».

Сколько ты дашь — 10 копеек или сто рублей — вот тут можно рассуждать и исходить из своей конкретной ситуации, но не дать нельзя. А как человек распорядится полученным — это уже его дело. Он сам будет держать ответ перед Богом о том, как распорядился тем, что получил: купил хлеба или пропил.

Святые отцы учили по-разному: одни советовали хорошенько подумать, прежде чем подать («пусть милостыня запотеет в твоей руке»), другие же, по времени более близкие к нам, советовали давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.

Вот что пишет об этом наш современник архимандрит Рафаил (Карелин), монах опытный и старый (ему далеко за восемьдесят):

«У христиан нет книги, где, подобно Талмуду, регламентировался бы каждый поступок. Надо развивать свою совесть, и она подскажет сама. Если мы будем слишком тщательно обдумывать: дать или не дать, то у нас может незаметно развиться синдром скупости, от которого потом будет нелегко освободиться. Если вы точно не знаете, кто человек, просящий у вас милостыню, — нуждающийся или профессиональный делец — то лучше дайте ему.

Я читал рассказ о том, как к монаху пришел нищий и просил милостыню. У монаха не было денег, и он отдал ему свою одежду. Нищий оказался пьяницей. Он продал одежду на рынке, и она попала в руки блудницы, которая для смеха стала наряжаться в нее.

Монах случайно узнал об этом и скорбел, что его одежда осквернена, и со слезами просил у Бога прощения за свой поступок. И в ту же ночь он видит сон: Христос держит его одежду и говорит: «Когда ты подал ее нищему, Я принял твой дар».

Монах проснулся утешенным. Если вы войдете в такое духовное расположение, что вашу милостыню принимает Христос, а как употребят ее — вам уже нет дела, то найдете мир и покой в душе».

Как-то во время интервью с ректором Курской духовной семинарии, отцом Симеоном (Томачинским), затронули и эту тему. Отец Симеон сказал, что «профессионализм» у просящих милостыню часто присутствует, например, в Троице-Сергиевой лавре таких «профессионалов» десятки, если не сотни, но в то же время он подчеркнул, что в Евангелии никаких оговорок и условий нет: «Просящему у тебя дай». И все.

Конечно, у каждого из нас может быть и своя точка зрения на этот счет. Поднимая эту тему, не ставлю себе целью кого-либо убедить или тем более — пристыдить. Просто, на мой взгляд, проходя мимо просящего, мы промахиваемся (одно из значений слова «грех» — непопадание в цель.) Не выполняем заповедь.

И показываем, что никакие мы не христиане, что не верим в вечную жизнь и думаем, будто бы в гробу жизнь человека и кончается. А она там только начинается. Сохраненную монетку с собой в вечность не возьмешь, а вот отданная, как это ни парадоксально, останется с тобой навсегда.