Как «перегрузы» портят новые дороги в регионах

2019 год в нашей стране ознаменовался рекордным объемом дорожного строительства. В рамках национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» регионы получили из федерального центра беспрецедентные суммы денежных средств на ремонт дорожного полотна. Некоторые из регионов, такие, например, как Тамбовская область, смогли по максимуму ими распорядиться, а некоторые, как Курская, — частично вернули их обратно в бюджет, так и не сумев полностью освоить.

Как «перегрузы» портят новые дороги в регионах

Но даже в таких регионах заметна качественная победа одной российской беды над другой. По главным улицам областных столиц Черноземья, и особенно по федеральным и региональным трассам, мы получили возможность перемещаться на автомобиле без опасения разбить его до болтов и гаек.

Картина вырисовывается благостная и приятная глазу. Но сколько из вновь отремонтированных дорог переживет следующий год? И вопрос здесь не только и не столько в пресловутом качестве выполненных работ, оставим его на совести специалистов, работы выполнявших и принимавших. По нашим дорогам изо дня в день, из года в год идут большегрузы, зачастую со значительной перегрузкой на ось. На такие нагрузки не рассчитаны ни мосты, ни так называемая дорожная одежда, ни ее верхний слой — асфальт. В результате в холодное время он покрывается трещинами, а в теплое — образуется колейность, сводящая на нет все героические усилия дорожников.

Почему так много перегрузов

Как говорил Карл Маркс: «Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради прибыли». Вы только представьте — в стандартный миксер среднестатистической бетономешалки спокойно помещается более 8 кубов бетона, а нагрузка на ось близка к максимальной уже при 4-х. Трехосный «МАЗ», при загрузке его песком «с горкой», весит порядка 44 тонн вместо допустимых 25-и. А это значит, что водитель вместо двух рейсов может сделать один, сократив затраты, что если и не принесет прибыль, то даст коммерческое преимущество перед конкурентами. А если таких рейсов нужно сделать сотни? Вот и ползут по нашим дорогам, неистово коптя от перегруза, бетономешалки, цементовозы, самосвалы, лесовозы, зерновозы и прочие многочисленные «-возы», перемалывая асфальт.

На условиях анонимности мы поговорили с курским водителем, назвавшимся Алексеем. Он нам рассказал, что работает на перевозке цемента, и чаще всего ездить ему приходится с перегрузом. С его слов, у начальства есть «свои люди» в нужных местах, поэтому о рейдах и расположении передвижной весовой почти всегда известно заранее. Да и братья-водители в беде никогда не оставят, предупредят по рации. Поэтому «залететь» под весы еще надо умудриться. В городе объехать передвижной весовой контроль можно почти всегда, улиц для этого хватает. За городом иной раз сложнее, но и на этот случай все продумано. Во-первых, у него всегда есть при себе небольшая сумма денег, которую дает работодатель, чтобы «договориться». Ну, а на самый плохой случай — машина оформлена как бы в аренду на Алексея, а водилу, в отличии от фирмы, оштрафуют всего на пару тысяч. Конечно, ему это «нафиг не надо», но надо содержать семью и за кредиты платить. Откажешься — завтра вместо тебя поедет кто-то другой, а ты пойдешь работу искать.

Законный автоматический контроль

В некоторых регионах нашей страны в прошлом году стали появляться «рамки» автоматических пунктов весогабаритного контроля. Чаще всего выглядят они как три больших турника над дорогой, на внешних расположены камеры, считывающие номера, на центральной — лазеры, определяющие габариты транспортного средства, а между рамками, прямо в асфальте, расположены пьезоэлектрические датчики, «взвешивающие» проезжающие по ним автомобили. Система работает в автоматическом режиме и не требует участия человека. А значит, и договориться с ней невозможно.

Система также имеет свои недостатки. К их числу, в первую очередь, относится стационарность автоматического пункта и известность места его расположения. А значит, заведомо идя на нарушение, его можно постараться объехать. Кроме того, как уверяет интернет, при движении внутри «рамки» машины со скоростью ниже 7 километров в час, пьезоэлектрические датчики весов просто не сработают. Кроме того, в зависимости от скорости прохождения под «рамкой», меняется погрешность определения веса, а в случае недостаточно крепкого закрепления тента на кузове автомобиля возможно неверное определение габаритов, когда ветер может сделать из обычной газели «негабарит».

Несмотря на это, система показала свою эффективность. ФКУ «Росдормониторинг» отчитался о работе в тестовом режиме автоматических пунктов весогабаритного контроля, установленных на автомобильных дорогах федерального значения в 2018 году. Всего 28 пунктами, расположенными в то время на федеральных трассах, было зафиксировано свыше 473 тысяч нарушений весовых параметров грузовых транспортных средств, что составило 9,62% от общего количества проездов. Если говорить о среднем перевесе, то он превысил 33% от разрешенного.

Предполагалось, что в 2019 году на автодорогах будет установлено 134 автоматических пункта весогабаритного контроля, однако фактический показатель по итогам года составит 97 единиц. Как заявил в ноябре первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, ряд регионов не выполнил взятые на себя обязательства.

Белгород-рекордсмен

Сейчас в Черноземье такие автоматические пункты работают только в Белгородской и Воронежской области. И если в Воронежской области функционирует только один пункт на трассе Р-298, то в Белгородской области создана автоматическая система весогабаритного контроля аж из шести пунктов на разных автодорогах. Кроме того, здесь работает центр обработки данных и идет внедряются интеллектуальные транспортные системы, контролирующие дорожную обстановку.

В ближайшее время в Тамбовской области также должны заработать три таких пункта на дорогах «Мичуринск-Липецк», «Тамбов-Котовск» и на трассе «Орел-Тамбов» в Жердевском районе.

Как сообщала в октябре 2019 года Администрация Курской области, губернатор Роман Старовойт заявил на проходившей в Екатеринбурге международной специализированной выставке «Дорога», что необходимо совместно с федеральными дорожниками предусмотреть ввод в эксплуатацию синхронизированной системы автоматической фотовидеофиксации и весогабаритного контроля. Перегруженный автомобиль не только разрушает дорогу, но и несет угрозу здоровью и жизни участникам дорожного движения.

В настоящий момент в Курской области подобные системы отсутствуют. Однако по словам Романа Старовойта, в областном бюджете уже заложены средства на строительство комплексов весогабаритного контроля, которые будут работать в автоматическом режиме. Ну а пока же в ближайших планах значится расширение системы фотовидеофиксации в Курской области. В текущем году будет дополнительно установлено порядка 40 камер, а к 2021 году их количество уже составит порядка тысячи единиц по региону.

Есть выход?

Колоссальные деньги, вливаемые в дорожное строительство, не могут победить банальную жажду наживы. Исчерпан и ресурс бесконечного увеличения штрафов. Если и нынешние штрафы, доходящие до полумиллиона рублей, не пугают коммерсантов, представляется, что никакие иные суммы уже не исправят ситуацию. Ее может спасти только воспитанная в людях социальная ответственность и неотвратимость наказания. Одними только техническими средствами мы никогда не победим столь масштабное бедствие, мы лишь можем сократить его размеры. Нужны и меры социальной пропаганды, разъясняющей, что перегруз убивает дороги, по которым потом ездят сами виновники и члены их семьи. Нужны и меры всеобщего «презрения», такие, например, как информирование население и бизнеса о людях и предприятиях, разрушающих инфраструктуру. Но нужны и многочисленные автоматические пункты весогабаритного контроля, а не только тысячи камер контроля скорости, собирающие дань с простых людей. И до того момента, пока не будет наведен порядок с перегрузами, нам так и не будет суждено гордиться победой над извечной русской бедой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 10 декабря 2019

Заголовок в газете: Загнать вес в «рамку»