«Индюшиные» бои по-липецки

Не так давно в липецких изданиях вышли материалы, которые, по мнению экспертов, могут иметь клеймо «заказных». Авторы и возможные заказчики этих опусов уверяли читателей, что в селе Кривец происходит настоящее противостояние жителей («понаехавших» дачников и местных) с представителями предприятия «Кривец-птица», имеющего, как считают многие участники конфликта, московские корни. Так что там творится на самом деле? Попробуем разобраться.​

«Индюшиные» бои по-липецки

Вот уже четыре года на территории Кривецкого поселения существует и работает «Кривец-птица», и именно оно и стало причиной неумолкающих споров и проблем. И суть вовсе не в том, что приезжие дачники не желают развития ставшему и им родным селу, дело-то совсем в другом.

Изначально, на месте этого предприятия-фабрики стояли пара-тройка корпусов старых полуразрушенных коровников и свинарник, которые эта «Кривец-птица» и получила разрешение восстановить. Результат — двенадцать корпусов, фабричное производство индюшачьего мяса и многочисленные вопросы к хозяевам предприятия, а как же так все вышло.

Казалось бы, возрождение производства птицы гигантскими темпами — то, о чем мечтают многие регионы. Ан нет. «Птичий» бизнес оказался не так безобиден, как хотелось бы многим.

Немного предыстории

Несколько лет назад, в 2012 году, был резко сокращен в границах Добровский государственный заказник, сразу в 9 раз. Потом появилась «Кривец-птица», заявленная как ферма для выращивания птицы и быстро превратившаяся в производство законченного цикла (от выращивания молодняка до убойного цеха и замораживания готовой продукции) с большим количеством опасных биоотходов, требующих утилизации и глубокой переработки.

История борьбы с еще не начавшимся строительством хранится в толстых папках у старожилов села, которым не первый раз приходится отбиваться от непрошеных гостей: они успешно отстояли свою деревню от стекольного завода, свинарника и еще от многих других производств, желающих возникнуть на удачном месте. Но этот случай оказался не под силу местным старожилам. Пока они ходатайствовали о запрете строительства на территории поселения, строители уже заливали фундаменты будущих корпусов птичника…

В подшивке документов сельских активистов также бережно хранится убаюкивающее заверение, что это будет небольшая ферма на 5000 голов, и заключение санитарного врача о том, что даже для такого объема производства использование подземного водного бассейна опасно, так как существует опасность нарушить специфические водные структуры этой местности. В результате колодцы останутся без воды, а река Воронеж, протекающая в пяти километрах от места строительства, будет принимать в свои воды отходы производства и нести их дальше по течению прямиком в Липецк.

Надо ли говорить, что современные, так называемые интенсивные способы разведения птицы полностью отличаются от птицефермы образца двадцатилетней давности? Веселые цыплята и румяная крестьянка, сыплющая им корм, давно остались на страницах детских книжек. Нынешнее производство мяса — это химическая промышленность, как бы усердно это не скрывалось производителем. Весь цикл — это химикаты, гормоны и антибиотики, процесс заморозки или приготовления не замороженной, но и не портящейся продукции — снова химикаты. В этом наблюдается противоречие, незаметное на первый взгляд,— вроде бы разведение птицы — самый настоящий труд фермера, но работа жителей села на подобном производстве уже не имеет ничего общего с сельским хозяйством, а отходы такого производства уже относятся к повышенному классу опасности. К слову сказать, местные жители не покупают продукцию «Кривец-птицы», зная не понаслышке, что это за «диетическое» мясо.

Индюшки - это не только ценное мясо, но и масса проблем для людей, живущих по-соседству

Стоит отметить одну важную деталь. Сейчас в Кривецком поселении живет много сбежавших из города. Здесь их называют «дачниками». Отдав свое здоровье работе на Новолипецком металлургическом комбинате, продав недвижимость в областном центре, в котором намного превышен порог заболеваемости онкологией и катастрофическая экологическая ситуация, все они «сбежали», как многим еще недавно казалось, в райский уголок, который сегодня из-за соседства с «птичьими хоромами» превратился в «адское место».

«Ароматное» продолжение

Поселившись за посадками у дороги и постепенно расширяясь вглубь, предприятие прилично увеличивалось, мощности росли, и появлялись другие, совершенно неожиданные сюрпризы. Сначала появился запах — на него особо никто не отреагировал, деревня же, животноводство, всякое бывает. Но дальше — больше. В соседнем лесу, в заказнике, на лугах у реки, даже за своими огородами, жители стали все чаще замечать оранжевые машины с круглыми бочками, сливающими некую зловонную жижу. Откуда они берутся и кто это делает — думать долго не пришлось. Так продолжалось несколько лет.

А прошедшей весной, шестого мая 2019 года, были объявлены первые общественные слушания. Повод сразу насторожил. Тема для обсуждения с жителями звучала так: постройка «площадки компостирования» отходов фабричного производства, попросту говоря, огромный могильник биологических и химических отходов.

Площадку компостирования фабрика желала возводить как раз между деревнями Леденевка и Верещагино, на заброшенном Летнем хуторе, в полях. Но вот незадача: уже целый год на этот самый Летний хутор свозились «пахучие» отходы «птичьего» производства, химические отходы от дезинфекции убойных цехов, остатки от потрошения. И тогда-то жители тех самых Леденевки и Верещагино, а заодно и Кривца, возмутились на слушаниях: «А кто вас звал сюда, почему не были по закону произведены общественные слушания при постройке так называемой «фермы»? Почему та самая площадка компостирования уже существует и оттуда несет удушающим трупным запахом на всю округу?» На эти вопросы озадаченные фабриканты так и не смогли дать вразумительного ответа.

Слушания закончились однозначным решением жителей всего Кривецкого поселения не разрешать «Кривец-птице» узаконивать эту «тайную» площадку компостирования» и, вообще, поставить вопрос о законности нахождения на территории поселения огромного производства. Но ООО»Кривец-птица» это почему-то не устроило.

В октябре минувшего года прошли еще слушания. Касались они перевода земель сельхозназначения в промзону с целью расширения производственных мощностей «Кривец-птицы». «Нет» — вот ответ, который услышали те, кто так сильно жаждет получить кривецкую землю под застройку новыми корпусами доходных индюшатников! Именно в границах Кривецкого поселения, по соседству с домами коренных жителей и «дачников», видимо, так уж владельцам ООО «Кривец-птицы» удобнее.

Интересна информация о количестве работающих местных жителей на фабрике «Кривец-птица». На слушаниях Михаил Васильев, директор предприятия, объявил, что из ста тридцати трудящихся на этом предприятии всего лишь двадцать (!) человек из Кривецкого поселения.

Накал страстей

Дело дошло до судов. Противостояние коренных жителей села и фабрикантов набирает высокие обороты. Население не может понять, почему владельцы ООО «Кривец-птица» хотят строиться и расширять свой бизнес именно внутри Кривецкого поселения, рядом с домами жителей и дачников, перебравшихся в этот населенный пункт из города? Почему нельзя развивать и строить объекты птицеводства подальше от поселений, где никто даже не заметит странных машин с отходами и удушающих запахов, не будет интересоваться многократным превышением заявленных в проекте мощностей? Для чего нужно было строить это предприятие с нарушением прав жителей, не проведя общественных слушаний, не спросив, а хотят ли сельчане иметь у себя под боком это производство? И что за машины снуют по лесам, оврагам и лесополосам, поливая так хорошо знакомые места ядовитыми отходами птицефабрики? Теперь страшно собирать в здешних краях грибы— ягоды и вообще, «дары леса» становятся опасными — мало ли что льется исподтишка «неизвестными» экологическими нарушителями.

«Мы вам принесем налоги, — говорят они — Село будет развиваться!». Зачем эти деньги местным, если уже через несколько лет здесь будут новые корпуса, зловонные ямы утилизации отходов и земли, переведенные в статус промышленных, на которых уже будет разрешено строить любые производства? Если уйдет или будет загрязнена вода, если будет заражены воздух и земля? «Мы не хотим нашим детям такого будущего!»— отвечают жители.

К слову, некоторые считают кривецкое противостояние «неумным пиаром» компании. Ведь известны случаи из мира рекламы, когда продукцию начинают лучше покупать после череды скандалов. По всей видимости, пока владельцы предприятия «Кривец-птица» не обзаведутся более профессиональными пиарщиками, «индюшиные» бои будут продолжаться.

Чудеса поселения

Рассказывают, что изменение генплана ради нужд фабрики в итоге все же подписали несколько местных депутатов. Те народные избранники, которые не поставили свои подписи под этим странным документом, собираются обжаловать в установленном законом порядке игнорирование воли общественности Кривецкого поселения.

А «Кривец-птица», взвесив, насколько ее не хотят все окружающие, вдруг проявила неслыханную щедрость: одарила село детской площадкой под сомнительным названием «Деревня Индюшкино» (кстати, полностью совпадает с названием их торговой марки). Вдобавок компания неожиданно выделила деньги для ремонта местной школы, а еще, говорят, желают принимать участие в постройке нового детского сад. И даже сменило место юррегистрации на многострадальный Кривец!

И теперь — в Леденевке, в пределах Кривецкого поселения вовсю идет стройка. Без общественных слушаний, полностью игнорируя мнение жителей, продолжая уничтожать местные красоты.

Люди, которые не хотят соседствовать с индюками и нечистотами, молчать не собираются. Они готовы идти дальше и обращаться выше. И не исключают, что местный конфликт скоро станет горячей темой для обсуждения на федеральном уровне. Глава района не слышит людей, губернатор не замечает проблемы, может, новое правительство да Президент страны помогут остановить «великое индюшиное наступление» на отдельно взятое поселение в Липецкой области.

P.S. Надеемся, что владельцы предприятия «Кривец-птица» готовы дать исчерпывающее объяснение происходящему в Липецкой области и смогут подарить жителям не только возможность дышать чистым воздухом, но и спокойно жить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 21 января 2020

Заголовок в газете: В Липецкой области противостояние населения и «птичьего» бизнеса достигло точки кипения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру