Воронеж: прогулка по городу, где помнят и чтят своих защитников

В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «МК Черноземье» продолжает цикл публикаций, через которые мы совершаем виртуальные прогулки по некоторым особенным улицам наших городов. Вместе убедимся, что за обычными адресными табличками бывают скрыты отнюдь не заурядные судьбы солдат и офицеров — тех, кого мы по праву называем Героями. В этом номере — «героические» улицы Воронежа…

Воронеж: прогулка по городу, где помнят и чтят своих защитников
Улица Лидии Рябцевой в Воронеже

Отдали жизнь за родной город

Воронеж — Город воинской славы. Здесь можно встретить улицы 19-й, 45-й, 100-й, 121-й, 206-й, 232-й и 303-й стрелковых дивизий, даже улицу 60-й армии. А еще, конечно же, во всех без исключения районах областного центра найдутся адресные таблички с именами героев Великой Отечественной войны. Таких улиц более 80.

Многие из этих людей не имеют непосредственного отношения к Воронежу. Например, есть в Железнодорожном районе улица, названная в честь казненной фашистами тамбовской партизанки Зои Космодемьянской, а также носящая имя генерал-майора Ивана Панфилова, чью сформированную в августе 1941 года 316-ю дивизию немцы прозвали «дикой» из-за небывалой храбрости ее солдат и командира.

Но и подвиги героев-воронежцев не могли не найти отражение в городской топонимике. Остановимся подробнее на тех, кто принимал непосредственное участие в защите самого Воронежа.

Обращает на себя особое внимание переулок Андрюши Санникова в частном секторе микрорайона Отрожка. Это 12-летний пионер, который потерял на войне обоих родителей: отца на фронте, а мать — при эвакуации во время разрыва авиабомбы. Не секрет, что наравне с взрослыми иногда случалось воевать и детям. В июле 1942 года недалеко от Вогрэсовской дамбы в оккупированном немцами городе он, подобрав оружие, открыл по захватчикам огонь и стрелял до последнего патрона: сначала из пулемета, потом из автомата. Позже красноармейцы обнаружили бездыханное тело мальчика с алыми пятнами крови на пионерском галстуке. В кармане куртки лежало бережно свернутое письмо его бабушке, в котором юный воронежец объяснял свое желание отомстить фашистам.

Похоронен он, как считается, в братской могиле №1 на Чижовском плацдарме, где и другой местный житель, сражавшийся в боях за Воронеж, — Валентин Куколкин.

Переехав сюда в детстве с Кубани, Валентин жил в центре на улице Мало-Московской, которая впоследствии и была переименована в честь него. Окончив 13-ю школу, устроился мотористом на механический завод. Вместе с тем занимал должность внештатного секретаря комитета ВЛКСМ Ворошиловского (теперь — Ленинского) района. Когда немцы подступали к полыхающему от непрерывных бомбежек городу, он помогал организовать эвакуацию населения, но сам решительно отказывался уезжать. Состоял в рядах народного ополчения. В боях за Чижовку его отряд штурмом взял четыре дома, но сам Куколкин при этом был смертельно ранен.

А теперь вспомним историю героини-комсомолки, чье имя носит одна из улиц в Коминтерновском районе. Сохранился дом, в котором Лидия Рябцева жила с родителями после переезда из деревни Перекоповка в Семилукском районе. Трудясь разметчицей на заводе имени Коминтерна, она продолжала учебу в вечерней школе и была комсоргом в своем цехе.

Когда с началом войны ЦК ВЛКСМ призвал комсомолок заменить мужчин в частях противовоздушной обороны, она вызвалась одной из первых. Храбрая Лида стала наводчицей установки 4-го зенитно-пулеметного полка 3-й дивизии ПВО. 16 июля 1942 года 21-летняя девушка, подбив вражеский самолет, погибла от встречного авиаудара.

«За Родину, за Великого Сталина»

Подвиг врачей на войне — отдельная тема. Когда оккупированный немцами Воронеж лежал в руинах, уже пожилая на тот момент Ревекка Мухина добровольно возглавила госпиталь, где размещались тяжелобольные. Об этом сегодня свидетельствует мемориальная доска на здании школы №12 — туда в 1942 году свозили раненых воинов и горожан.

Втайне от немецкой комендатуры доктор лечила красноармейцев и в неофициальных «филиалах» госпиталя, укрытых в частных домах, а чтобы вставших на ноги бойцов не забрали в плен, она на свой страх и риск переправляла их по ночам на левый берег. Мухина понимала, что рано или поздно ей придется отвечать за ослушание перед тогдашними хозяевами города, и вот 10 августа за ней прямо в операционную пришел каратель, чтобы увести на расстрел… Там же, в школьном дворе, медработники предали ее тело земле, а после окончания войны останки отважной Ревекки были перенесены на курган Чижовского плацдарма.

Мемориальная домка в переулке Мухиной

Там же на стене мемориального комплекса мы найдем упоминание о военном санинструкторе Анне Скоробогатько, в честь которой назван переулок в Советском районе. Уроженка слободы Алексеевка (с 1954 года — город Алексеевка в Белгородской области), она была родом из простой рабочей семьи, мечтала стать животноводом. Сталинской стипендиатке Воронежского зооветеринарного института профессоры прочили будущее серьезного научного сотрудника, но на четвертом курсе учебы началась Великая Отечественная война. Тогда Аня добровольно пошла в истребительный батальон, куда набирали гражданских.

Она погибла в боях за освобождение Воронежа осенью 1942 года. Вот как описан ее подвиг при столкновении отряда с немцами, когда в районе пересечения Заозерного переулка, улиц Песчаная гора и Веры Фигнер завязался бой:

«Товарищ Скоробогатько вместе с группой бойцов пошла в атаку против фашистов, в бою была смертельно ранена. Получив ранение, она обратилась к бойцам: «Умираю за Родину, за Великого Сталина. Товарищи, прошу отомстить гадам». Любовь к Родине, бесстрашие в бою и ненависть к фашистам вдохновили товарищей на боевые подвиги».

Лихая пуля для советской космонавтики

В Ленинском районе областного центра находится улица Куцыгина. Комиссар батальона народного ополчения погиб на Чижовском плацдарме, на пересечении Невского переулка и улицы Веры Фигнер, где теперь частные владения.

Будущий герой обороны Воронежа появился на свет под Орлом. Работал шахтером в Донецке, столяром в Москве, а с 1932 года руководил Воронежской городской электростанцией

Когда войска противника заняли правобережные холмы Воронежа, перед сводным отрядом, в который вошел 47-летний Даниил Куцыгин, стояла задача переправиться через реку и проникнуть через немецкую оборону в центр города, но прежде всего — уничтожить немецкую огневую точку в развалинах у детсада. Настал момент, и Куцыгин, чтобы поднять в атаку ополченцев, первым с гранатой в руке бросился вперед…

Завершим нашу виртуальную прогулку улицей Феоктистова, названной так еще при жизни героя. Константин Феоктистов известен на всю страну как выдающийся ученый и летчик — космонавт — и не просто, а первый гражданский и беспартийный космонавт. Но он успел отличиться и в годы войны. В 1942-м ему было 16 лет. Когда немцы подходили к Воронежу, население спешно эвакуировалось. Первые два дня шел в потоке беженцев и Костя вместе с матерью Марией Федоровной. Но как только представилась возможность — сбежал, оставив записку, что возвращается в Воронеж.

Константин Феоктистов известен как выдающийся конструктор и космонавт

Там его приняли в разведгруппу при местном гарнизоне. 6 июля он получил первое задание — пробраться на занятый немцами правый берег и по возможности выяснить информацию о дислокации вражеских формирований и количестве имеющейся военной техники. По воспоминаниям самого космонавта, «шатающиеся» по городу дети не вызыкали особых подозрений у немцев. Правда, при выполнении пятого своего задания Феоктистов все-таки привлек внимание патруля. Эсэсовец, не церемонясь, выстрелил ему в лицо. К счастью, пуля прошла навылет через подбородок и шею. Придя в себя, подросток добрался до своих, а из госпиталя в Борисоглебске мать увезла раненого сына в Узбекистан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 21 апреля 2020

Заголовок в газете: Улицы героев: Воронеж

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру