Ключевой фактор — голосование по Конституции
Мы начали обзор с фрагмента комментария политолога Сергея Старовойтова к исследованию деятельности глав субъектов РФ: Центр коммуникаций «Рейтинг» в рамках проекта «Национальный рейтинг» опубликовал рейтинг за май-июнь 2020 года. Результаты получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Продолжим слова Старовойтова: «В этой ситуации можно сказать, что в самом губернаторском корпусе возникает некий «запрос на справедливость», может формироваться ощущение «жестокости судьбы», хотя реализовать или вербализировать его главы регионов не могут». Директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин добавляет:
«Последние две-три недели, после официального назначения плебесцита на 1 июля, ключевым KPI для губернаторов вновь стал электоральный фактор — показатель голосования в поддержку поправок. Тем, кто не выполнит целевые показатели (при этом точные цифры наверняка будут меняться вплоть до конца «недели голосования»), наверняка припомнят и «сепаратизм», и «провалы в борьбе с коронавирусом».
Белгород: без сюрпризов!..
Итак, как обычно, в национальном рейтинге губернаторов три группы. В первой группе рейтинга белгородский губернатор Евгений Савченко занимает 3-е место. Два Александра — воронежский Гусев и тамбовский Никитин расположились на 13-м и 14-м местах, что тоже свидетельствует о явном успехе.
Комментариев по Воронежу и Тамбову нет, что и понятно — здесь все относительно ровно, а вот по Белгороду эксперты высказались. Тут мимо не пройдешь — отмечен рост производства по ряду отраслей…
Социолог Виктор Сапрыка:
— Меры, которые были предприняты губернатором Белгородской области Евгением Савченко и правительством области в отношении пандемии, позволили максимально снизить количество заболевших и стабилизировать ситуацию в регионе.
Количество заболевших с мая сохраняется на уровне 70 в день, выздоровевших — на уровне 60 человек в день. С начала июня жесткие ограничительные меры были смягчены, что свидетельствует о стабилизации ситуации в регионе.
В медицинской отрасли, несмотря на обращение врачей Алексеевского городского округа по поводу невыплаты коронавирусных доплат, ситуация разрешилась максимально быстро.
Рассматривая социально-экономические показатели Белгородской области, можно отметить, что некоторые из отраслей даже нарастили объемы — это касается металлургической отрасли, производства электронных изделий, пластмассовых изделий — рост составил порядка 20 процентов.
Наблюдается активизация социально ориентированных некоммерческих организаций, которые стали победителями 2-го конкурса на предоставление грантов Президента РФ в 2020 году. Победителями стали 65 социально значимых проектов из 460 заявок от Белгородской области.
Все это позволяет отметить, что планируемые выборы в 2020 году пройдут без сюрпризов и позволят губернатору сформировать работающие органы власти.
Курск: о делах наших скорбных…
Во второй группа рейтинга курский губернатор Роман Старовойт занял 30-е место, что говорит о его заслугах, хотя эксперты отмечают и ошибки.
Максим Васильев, замдиректора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ:
— Курский регион находится в средних показателях. Я думаю, что отчасти в этом «заслуга» уже бывшего руководства системы здравоохранения области, которое губернатор сменил именно в связи с неудовлетворительной работой в эпидемиологической ситуации. Ряд допущенных ошибок сдвинул регион с верха до середины «скорбного списка».
Эти ошибки носили системный характер, заключались в том, что не было вовремя обеспечено достаточно мест для приема больных именно вирусом. Большое количество людей с подозрением было определено в разные больницы, что повлияло на разрастание эпидемиологических очагов и, в конечном счете, на распространение по региону коронавируса.
Вовремя не было приобретено необходимое оборудование для больниц. В этой связи губернатору приходилось в ручном режиме взаимодействовать с врачами и лично встречаться с рядовым медперсоналом, что в целом неплохо и правильно для главы региона.
Он сам вникал в эти проблемы, когда понял, что придется в ручном режиме решать задачи здравоохранения и учитывать аналогично непростую картину на всех других направлениях жизнедеятельности региона, связанных с кризисной ситуацией.
В результате в руководящих областных структурах появились новые лица. Это новый заместитель губернатора с достаточно большим опытом, вызванный из московского региона. Он уже начал активно исправлять ошибки предшественника, но ситуация по-прежнему очень сложная.
На фоне пандемии просела экономическая ситуация, власти получают множество жалоб от предпринимателей. И это — головная боль руководства региона, потому что из-за эпидемиологической ситуации возможность возвращения всех направлений бизнеса на рынок пока невозможно.
Надо отметить, что, несмотря на непростую в экономическом плане ситуацию, Старовойт нашел возможность осуществить дополнительную выплату семьям с детьми от 16 до 18 лет. Да, это небольшая выплата — 3 тысячи рублей, но с тем бюджетом и в той экономической ситуации, которая сегодня сложилась по всей стране, это правильное решение.
Еще один плюс — в регионе не секвестированы федеральные проекты, связанные с финансированием области и города, хотя это достаточно весомая и ощутимая финансовая нагрузка. Ни один проект муниципального и регионального бюджета, связанный с благоустройством общественных территорий, намеченная модернизация мест общественного пользования, коммуникации в жилищно-коммунальном хозяйстве, капитальный ремонт многоквартирных домов — ничего не закрыто.
Те обязательства, которые бюджет взял на себя до кризиса, выполняются в полном объеме. При этом ни кредиторская задолженность, ни бюджетные задолженности не растут. И в целом до конца года наполнение бюджета просматривается, активно проводятся конкурсы на продажу земельных участков, очень грамотно были проведены проекты передачи объектов культурного наследия инвесторам под реконструкцию. В общем, тот аспект жизни региона, который не виден на первый взгляд, который находится за ширмой общественного внимания, не прекращает свое движение.
Сейчас перед руководством стоит не менее сложная задача — дать максимальные возможности пострадавшим видам и секторам бизнеса открыть свои двери, при этом соблюдая максимальный уровень безопасности для населения. И эта стратегия уже обретает реальность — с 22 июня в области начали открываться первые летние кафе. Жизнь продолжается.
Брянск: во всем виноват глава государства?
Глава брянского региона Александр Богомаз во второй группе рейтинга оказался только на 55-м месте.
Многие эксперты «Национального рейтинга» считали положение Богомаза, у которого заканчивался срок полномочий, весьма шатким. Оценка его работы в основном также носила критический характер. В этой связи поддержка главой государства выдвижения губернатора на новый срок существенно усилила позиции Александра Васильевича.
Эффект этого шага был настолько значительным, что его не смогло даже «перебить» сообщение Генпрокуратуры, назвавшей регион среди наиболее коррумпированных в России.
В качестве важного нюанса эксперты приводили слова Президента в адрес Александра Богомаза, деятельность которого посчитали практически по всем основным позициям «в плюсе».
Впрочем, в рассматриваемый период эксперты отметили еще один эпизод, подкрепивший имидж Александра Богомаза. На федеральном уровне Брянская область была отмечена в числе немногих регионов, которые в условиях эпидемии хорошо организовали целевые выплаты медработникам.
Если говорить о проблеме Covid-19, то, по сравнению с соседями, на момент составления настоящего рейтинга Брянская область не продемонстрировала особых достижений. Эпидемия еще раз высветила острую проблему недостатка медицинских кадров.
Философ Владимир Горбачев:
— В исследуемый период времени (май-июнь) случилось немало событий, которые будут формировать политический процесс на Брянщине в ближайшие несколько месяцев. Главное из них — это прошедшая 26 мая в формате видеоконференции рабочая встреча Президента страны с губернатором Брянской области Александром Богомазом.
На этой встрече Президент поддержал намерение Богомаза выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих в сентябре этого года очередных губернаторских выборах. Были отмечены позитивные итоги развития региона: «По всем основным позициям — в плюсе».
В принципе, в таком действии (получение знака от Президента) нет ничего предосудительного, и такая практика уже сложилась в нашей стране почти повсеместно. Видимо, так функционирует наша политическая система.
Плохо в данном случае то, что высказанное главой государства одобрение намерений руководителя региона изначально может проецировать конечный результат предстоящих выборов. Скорее всего, так оно и будет.
Еще бы: слова Президента страны — это же ясный и однозначный сигнал всем властным и иным административным структурам, всем провластным политическим объединениям на предмет того, что им следует делать, и как они должны видеть результаты этих выборов.
Вот и партия «Единая Россия» вслед за Президентом тоже единодушно поддержала его действия. Вертикаль власти — она ведь существует и для этих тоже целей, не так ли? «Управляемая демократия» также должна давать желанный для власти результат. А иначе зачем она? Вот и получается у нас опять стабильность при подавленном на корню «хаосе».
Наука синергетика здесь прямо-таки отдыхает за невостребованностью. Нет, существующая система власти сделает все формально верно, но это будет, скорее, видимость реального содержания, то есть имитация нормального избирательного процесса.
Наверняка будут выдвинуты кандидаты с задачей выполнения ими спойлерских функций, что было в нашем регионе, например, в 2015 году на аналогичных выборах. Будут кандидаты и от так называемой оппозиции, но их, вероятнее всего, «отсекут» на стадии прохождения муниципального фильтра (ведь для этого он и был задуман).
А нет — так будут шельмовать и развенчивать с помощью услужливой псевдожурналистики. Равных условий на выборах, конечно же, не будет (еще чего не хватало!).
Искомая явка 13 сентября будет обеспечена с помощью подневольных бюджетников и иных зависимых от власти слоев. Ну, а голоса в бюллетенях будут подсчитаны так, как надо (это ведь самое главное на выборах). Такими вот, судя по всему, окажутся у нас очередные губернаторские выборы. Нет, я могу и ошибиться в своем прогнозе. Но…
Но все потому, что 26 мая Владимир Владимирович встретился в информационном пространстве с Александром Васильевичем. По законам существующего жанра, такие встречи не могут проходить бесследно, особенно в наших политических реалиях.
Такие вот дела у нас на Брянщине. В принципе, все идет своим чередом. Ослабевает коронавирус, возобновляется экономическая жизнь, строятся новые дома и дороги, возрождается повседневность, люди адаптируются к новым обстоятельствам. Так что будем жить дальше!
Липецк: «Пандемия обнажила не только проблемы и слабости»
Липецкий губернатор Игорь Артамонов недалеко ушел от Богомаза, он занимает во второй группе рейтинга 56-ю строку и подвергается жесткой критике.
Гендиректор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов:
— Пандемия обнажила не только проблемы и слабости региональной политики, но и нанесла новые, ранее не известные штрихи к характеристикам местных управленцев. Особенно в этом смысле удалось выделиться губернатору Липецкой области Игорю Артамонову.
Глава региона наглядно продемонстрировал отрыв корпоративных практик от реальной ситуации управления в регионах.
Жесткий стиль принят и одобряем практически во всех госкорпорациях и крупных компаниях, где чем жестче руководитель, тем спокойнее себя чувствуют подчиненные: им кажется, что таким образом они защищены от каких-либо потрясений в будущем. Но такой стиль совершенно не подходит для управления обществом.
Принципы управленческих практик большого бизнеса, основная их идея: подчинить «персонал» любым жестким решениям, с которыми можно только согласиться. Но в этом и заключается проблема. Одно дело — управлять сберкассой, прикрывая жесткие решения в отношении подчиненных «friendly-маской», другое дело — управлять регионом.
Избранная (не важно, с помощью каких схем и механизмов) фигура, которую представляет собой российский губернатор, предполагает статус не столько корпоративного диктатора, но политика и дипломата. Надо понравиться людям, надо, проще говоря, «уметь выбирать выражения».
Но липецкий губернатор почему-то решил использовать, в первую очередь, корпоративные практики, таким образом «самоизолировавшись» от обратной связи с народом. Поэтому для многих жителей, и даже для части экспертов стали шокирующим неприятным сюрпризом предложения губернатора — штрафовать ветеранов, оказавшихся в период режима самоизоляции в общественном транспорте, причем, в следующей риторике: «Составлять протокольчики на ветеранов».
А ранее, в начале пандемии, интернет взорвали записи совещания Артамонова с подчиненными, где губернатор в диалоге с мэром Липецка Евгенией Уваркиной предложил разгонять людей, «как клещей», с улиц дезинфицирующим туманом.
Конечно, Артамонова сегодня удерживают, не в последнюю очередь, лоббистские возможности главы банка, что само по себе нестабильно. Потому что губернатор, который висит исключительно на нитках лоббистских возможностей своих покровителей, вряд ли может эффективно реализовывать государственные задачи на территории своего региона.
И, в общем, все это можно было бы назвать сатирической ситуацией, если бы речь не шла о людях, для которых работает глава региона, чьи заявления начисто лишены какой бы то ни было эмпатии…
Орел: дела все хуже и хуже…
Губернатор Орловской области Андрей Клычков оказался только в третьей группе рейтинга и на… 73-м месте (а всего их 85).
Эксперты «Национального рейтинга» отмечают, что в рассматриваемый период Андрей Клычков ухудшил на один пункт свое и без того незавидное положение. Существенную роль в этом сыграли скандалы, затронувшие видных чиновников.
Так, было передано в суд дело члена регионального правительства Дениса Блохина, который, по версии следствия, в бытность директором «Орелгосзаказчика», оказался причастен к перечислению денег подрядчику за невыполненные работы. Задержан по обвинению в коммерческом подкупе сын регионального уполномоченного по правам предпринимателей Евгения Лыкина.
По сообщениям экспертов, прокуратура высказала претензии к некоторым членам областного правительства после выявления неисполненных муниципальных контрактов на несколько сотен миллионов рублей.
Если говорить о таком принципиальном для глав регионов моменте, как голосование за поправки к Конституции, положение Андрея Клычкова двойственное. Будучи членом КПРФ, он должен следовать принятому партией решению и не поддерживать принятие изменений; в то же время, как глава субъекта, он должен выполнить спущенный сверху план по явке и по поддержке поправок.
Масла в огонь подлило заявление главного внештатного инфекциониста области Виктории Адоньевой, подвергшей сомнению безопасность предстоящего голосования по поправкам из-за эпидемиологической обстановки в области.
Она же сообщила о дефиците мест для заболевших коронавирусом в медицинских учреждениях Орла. Федеральный резонанс получило сообщение орловских медиков об отсутствии выплат за работу в условиях Covid-19. Во второй половине июня эксперты делились информацией о наличии в регионе сразу нескольких очагов эпидемии.
Плохое впечатление на экспертов произвели объяснения губернатора, что он не может предоставить детям-сиротам жилье, хотя данный вид социальной помощи является для властей строго обязательным.
Главный редактор Информационно-аналитического агентства «ЦентрРус» (г. Орел) Дмитрий Краюхин:
— Как я люблю замечать: у губернатора Клычкова положение — хуже губернаторского. Он старается усидеть на двух стульях: КПРФ и губернатора, который был, давайте называть вещи своими именами, выдвинут «Единой Россией».
Ибо анализ списка депутатов, подписавшихся за Клычкова, говорит о том, что большинство из них представляют партию власти. Ведь губернаторский фильтр без ее поддержки никто в регионе преодолеть не может. Поэтому Клычков пытается и тех не расстроить, и этих не забыть.
Самая вкусная тема сейчас — поправки в Конституцию. О ней не говорит только ленивый. Но у орловского губернатора в этой связи положение достаточно сложное. Как член КПРФ, он вроде бы должен выступать против поправок. Как губернатор, вроде бы должен организовать успешное голосование. Как тут быть?
По всей России представители КПРФ организуют участки, где проводят свое голосование — против поправок. Местные орловские коммунисты, насколько мне известно, ни одного подобного участка не открыли, но распечатали килограммы листовок и рассовывают их по почтовым ящикам, вкладывая их не до конца и размещая фотоотчеты о том, как красиво смотрятся эти бумаги.
Понятно, что при таком результате 90 процентов листовок тут же окажется на полу около почтовых ящиков. Это наталкивает на мысль о некоем «договоре», когда Москва разрешает Клычкову не сильно агитировать за поправки, но в регионе не создаются «крамольные» красные участки от КПРФ, и все довольны. У нас пока нет информации о том, что бюджетников гонят на выборы, но нет и голосования «коммунистического».
Андрей Евгеньевич не прекращает заботиться и о самопиаре. На днях в своих соцсетях на вопрос о том, как развивается ситуация с распространением ковида в регионе и когда заработают парикмахерские, он выдал примерно следующее: я вот оброс, но стричься не успеваю, поэтому, возможно, отращу, наконец, волосы. К чему он это сказал — непонятно. В то же время Орловская область по числу зараженных в Центральном федеральном округе опережает многих соседей.
Еще несколько штрихов к нашим нынешним реалиям. Не утихает мусорный скандал — со времен Вадима Потомского в области собираются создать мусорный полигон, который вроде бы есть, но бумаги о нем не подписаны — и вроде бы его нет.
Начинается судебный процесс над вице-губернатором Блохиным по эпизоду превышения им полномочий еще в предыдущей ипостаси — в роли директора одного из госзаказчиков.
Местные чиновники публикуют обращения в защиту коллеги, да и сам Клычков выражает благосклонность к подсудимому. Такие же чувства испытывает и потерпевший по делу госзаказчик, тот, которого и возглавлял Блохин, заявляя через своего представителя, что вроде бы он и не особо потерпевший. Даже по списку потерпевших уже ясно, что процесс обещает быть не скучным.
Между тем один из советников губернатора написал у себя в Телеграм-канале, что Орловская область закупила противоэпидемиологические костюмы на 50 миллионов рублей. При этом сообщил такие детали, по которым выходило, что закупка прошла по цене в два раза дороже обычной за штуку средства защиты, и это, естественно, не осталось без внимания прессы.
Новость вызвала вопросы у правоохранительных органов, но «автор», вызванный для объяснений, сказал следователям, что это журналисты перепутали информацию, а он вообще больше ничего писать не будет. Вот так и живем…