Какое будущее ожидает Украину и Новороссию? К чему приведут санкции стран ЕС и США и ответные меры России? Каковы перспективы импортозамещения и развития собственной экономики? Темы, которые сегодня волнуют, пожалуй, всех жителей страны, в том числе и курян. Корреспонденту «МК Черноземье» на эти вопросы сегодня отвечал депутат Государственной Думы Александр Юрьевич Брыксин.
— Александр Юрьевич, мы сегодня наблюдаем войну санкций между Евросоюзом и Россией. На секторальные санкции ЕС Москва ответила продовольственным эмбарго. На ваш взгляд, для кого двусторонние экономические ограничения более катастрофичны: для ЕС или для России?
— Санкции, которые вводятся против России, можно сравнить с выстрелами, которые не попадают в цель. Ведь чего хочет добиться Запад? Решить конфликтную ситуацию на Украине. По крайней мере, именно это декларируют проамериканские политики. Но, как мы видим, этого не происходит. Более того, меры, которые предпринимает администрация США в отношении России, на мой взгляд, противоречат нацио-нальным интересам самих Соединенных Штатов. Что это значит? Это значит, что, например, крупные компании хотят работать в России, но, сталкиваясь с определенными ограничениями, они теряют свою конкурентоспособность по сравнению с другими компаниями. Для Евросоюза Россия — ключевой рынок. Доля ЕС в российском продовольственном импорте — 42%, а для ЕС мы — самый большой потребитель после США. Европейские политики сегодня начали понимать, что российский рынок можно потерять навсегда и что введение каких-либо еще санкций — это тупиковый путь. Эффекта от тех санкций, которые уже ввели, нет, а следовательно, нет никакого смысла вводить новые. Очевидно, что всем сторонам пора отказываться от эскалационной риторики и всерьез задуматься, как выбираться из сложившейся ситуации. Думаю, нынешняя осень станет временем дипломатов, которые должны найти компромиссное решение по разрешению ситуации на юго-востоке Украины. Именно в этом ключ к прекращению санкционной войны. И протокол, подписанный сторонами конфликта в Минске, яркое тому подтверждение.
— В связи с вводимыми санкциями правительство намерено перестроить экономическую модель развития и перейти на импортозамещение. На ваш взгляд, по силам России сегодня справиться с этой задачей?
— Я думаю, что сейчас у нас не должно быть каких-либо страхов, не стоит драматизировать ситуацию в связи с необходимостью импортозамещения. На что-то мы потратим дни или недели, на другое — месяцы, а то и годы. Задача состоит не в слепой замене продукции, производимой в других странах, а в создании и укреплении экономически эффективной и высокотехнологичной промышленности. Такой промышленности, которая сможет обеспечить не только внутренние ресурсы России, но и поможет нам открывать новые рынки для экспорта качественной продукции.
Ситуация с введением продовольственного эмбарго — это шанс для открытия и расширения собственного производства, и его упускать нельзя. Мы часто слышим жалобы наших граждан на то, что российские продовольственные товары и продукты не пускают в российские магазины. Меры, которые сегодня вводятся, фактически расчистят магазинные полки для наших товаропроизводителей.
Возьмем, например, Курскую область. Мы вполне конкурентоспособны по зерновым культурам, в производстве сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля. Александр Михайлов говорит о том, что область в состоянии увеличить производство молока, мяса птицы, говядины и свинины. Отказ от импорта пойдет нам только на пользу. Надо сказать, что куряне не вчера начали решать эту задачу. Администрация, отраслевые комитеты работают над увеличением экономического потенциала области не первый год. Поверьте, это кропотливый ежедневный труд. Сейчас в Государственной Думе готовятся поправки в закон о торговле. Если его примут, торговым сетям придется отменить «спрятанные» наценки, а они доходят до 30% за тот или иной товар.
Сегодня и перед правительством, и перед нами — законодательным собранием страны — стоит задача поддержать отечественного производителя. Безусловно, это касается не только сельского хозяйства, но и промышленности. Нам необходимо создавать институты новой экономики. Да, это дело не быстрое. Но, наверное, есть смысл перенимать опыт других государств, которые решали аналогичные задачи. Необходимо срочно и серьезно вкладываться в развитие собственной промышленности, сколько бы времени и средств это не потребовало.
— В целом как вы оцениваете происходящее в Украине?
— А как можно оценивать трагедию? Но рано или поздно что-то подобное должно было произойти. Я бы назвал это кризисом государственности. Государство перестало выполнять свои базовые функции. Это совершенно очевидно. Власть перестала защищать граждан своей страны. Но вместо того, чтобы обсуждать конкретные проблемы — как улучшить медицину, как навести порядок в образовании, людей пытаются искусственно повернуть на другие проблемы. Заставить их, например, выбирать между Европой и Россией. Очень умелые кукловоды пытаются людей оттолкнуть от реальных проблем и вложить в их головы совершенно другие лозунги. Украинские политики и СМИ намеренно формируют искаженный образ России в глазах собственных граждан. Но, как сказал в свое время тот же американец Авраам Линкольн, «можно бесконечно долго обманывать одного человека, можно непродолжительное время обманывать большое количество людей, но нельзя постоянно обманывать всех». Наверное, западным современникам стоит обратить внимание на его политический опыт. Рано или поздно пелена русофобии спадет, и жители Украины увидят другую реальность.
— Сегодня в России растет число беженцев с Украины. На ваш взгляд, достаточно ли той помощи, которую оказывает наша страна этим людям. И нужно ли вообще оказывать помощь?
— Ситуация у наших соседей, многие из которых не просто русскоязычные, но русские по крови, остается тревожной. Нормально жить, работать, учиться на юго-востоке Украины сегодня просто невозможно. Большинство россиян переживают за украинцев. У многих там родственники, друзья, знакомые. Да и просто переживают, потому что соседи. Потому что говорим на одном языке. У нас общие корни, культура, традиции. И всем понятно — и с той, и с другой стороны — что, конечно, поможем, поддержим, спасем. А когда было иначе?
В начале июля мы направили для вынужденных переселенцев в Суджанскую школу-интернат бытовую технику: холодильник, пылесос, кулеры, воду, а также средства личной гигиены, школьно-письменные принадлежности, игрушки. После того как разгрузили «гуманитарку», сели пить чай с пирогами в теплой дружеской атмосфере. И не верилось, что только что эти люди приехали с войны, где остались их мужья, отцы и братья. Сейчас, когда у большинства людей уже есть крыша над головой, нужно думать об их трудоустройстве. У нас сегодня в медицинских учреждениях требуются врачи, в школах — учителя. Думаю, что работа найдется. А наша задача — максимально совершенствовать законодательную базу, чтобы обеспечить приезжающих с Украины людей комфортным пребыванием на территории нашего государства. Россия никого не бросит.