У меня не было времени сердиться, или как дожить до 100?

История жизни длинною в век

 — Кто там в дверь-то звонил? — спрашивает 100-летняя Екатерина Ефремовна Гаврилова. — Да кредит предлагают оформить, мама, — улыбается ее 77-летня дочь. — Тебе уж ни к чему. — Как это?! Давай-ка на меня и оформим эту, как ее, ипотеку! — заливисто хохочет старушка.

История жизни длинною в век

Не женская работа

Ее жизнелюбию и невероятному оптимизму поражаешься даже больше, чем дате в паспорте. Сто лет — не шутка! А Екатерина Ефремовна заговорщицки подмигивает: «Я еще долго планирую жить».

В семье Басмановых (девичья фамилия Гавриловой) долгожителей не было. Родители пожили не так долго, деда она и вовсе не помнит.

— Я за всех них живу, — говорит Гаврилова. А вернее, смеется, без улыбки ее практически не увидишь. И это удивляет, потому что легкой судьбу этой невероятной женщины не назовешь.

Уроженка Рязанской области, маленькая Катя вместе с родителями уехала на вольные сибирские земли. Здесь семья вскоре обзавелась крепким хозяйством, коровой, лошадью… Поэтому в том, что на Басмановых стали искоса поглядывать, нет ничего удивительного. «Кулаками» в ту пору называли и менее хозяйственных и удачливых.

— Не были мы «кулаками», — вспоминает Екатерина Гаврилова. — Но это никого не остановило, поэтому от угрозы раскулачивания сбежали в Москву.

— Ты девушке свою девичью фамилию-то сказала? — вдруг спрашивает из кухни внук Олег. — Все-таки «Московский Комсомолец», им интересно будет узнать, что Басмановскую больницу в Москве твой прадед построил.

Из Москвы юную Катю Басманову супруг увез в Курск. Здесь она и встретила войну.

При немцах укладывала дорожное полотно. После войны водила трамвай, а потом работала на железной дороге маляром, сварщиком, крановщиком, трудилась в кузнице. В шкафу в семье Гавриловых лежат ордена. Среди них и медаль труженику тыла.

— Я женщиной-то на службе никогда и не была, — усмехается старушка. — Работала наравне с мужчинами.

 

Я уж с полвека «баба Катя»

— Раскройте мне свой секрет, — не выдерживаю я. — Как вам удалось дожить до ста?

— Вот это меня тоже интересует! — хохочет Екатерина Ефремовна. — Я всегда и везде была первая, бралась за самую тяжелую работу, показывала всем, как нужно трудиться.

Ничего удивительного, что Екатерина Гаврилова была и депутатом нынешнего Железнодорожного округа. Во время ее политической деятельности он назывался Ямским.

Дети, внуки, правнуки и даже праправнуки… Семья Гавриловых очень большая, некоторых ее представителей забросило в самые отдаленные уголки России и Украины. Но их неизменно объединяет огромная любовь друг к другу и, главное, к своей бабе Кате, к которой каждый из них относится с трепетом и нежностью.

— Я никогда не была одна, — говорит Екатерина Гаврилова. — Всегда обо мне заботились и были внимательны ко мне.

Пока дочь Гавриловой не переехала к ней из Украины, за старушкой ухаживал внук.

— Мы жили здесь вдвоем. Радька и покушать мне готовил, и одевал, и стирал, и мыл. Мужчина! А во всем мне был помощником.

В свои сто Екатерина Ефремовна может похвастаться отличным здоровьем. Вот только ноги уже не слушаются.

— Ее просто так не угомонишь, — смеется дочь Гавриловой. — Совершенно не сидит на месте. Только из-за ног и перестала бегать. А так — все время при деле.

— Я за всю жизнь ни с одним соседом не поссорилась, — улыбается старушка. — Только все ко мне и бегут: «Баба Катя, подсоби!» И никому не отказывала. Я ведь уже с полвека «баба Катя».

О том, как относятся к Екатерине Ефремовне ее родные, можно судить и вот еще по какому случаю.

— Уже война началась, — вспоминает она. — А я заболела. Сын тогда занимался сбором и ремонтом оружия, не на фронте, а уже на оставленных полях сражений. Узнав, что мне нездоровится, приехал оттуда выхаживать.

 

Доброта, покоряющая сердца

Ее доброта на протяжении ста лет притягивает к себе людей. Человек с широкой душой, всегда готова прийти на помощь и поддержать.

— Мы жили далеко от мамы, — вспоминает дочь. — Денег не хватало. Только из ее посылок и получалось платить за квартиру, за обучение моей дочери. Да что говорить, я ей внука отдала на воспитание, и она подняла его с младенчества. А теперь он по первому зову летит к бабушке из Вологды, где сейчас живет. У нас в семье никто никому не завидует и никто никогда не бросит другого. Может, поэтому и живет мама долго, ведь она счастливый человек.

Счастливый и удивительно простой. А еще веселый и с замечательным чувством юмора.

— На днях поздравляли женщин наших с 8 марта, бабушка кокетливо так говорит: «Какая я тебе бабушка, я — девушка!»,  — смеется внук Олег. — А ведь она еще и молодится, это по новому стилю ей 100, а родилась она в 1914 году, так что 101 ей на самом деле.

Как будто в подтверждение его слов Екатерина Ефремовна начинает прихорашиваться.

— Подожди, деточка, не фотографируй, я же красивая должна быть! — говорит она мне, снимая платок, поправляя прическу и снова покрывая голову. А потом едва сдерживает улыбку, позируя мне для фотографии. — Ну уж нет, улыбаться я не буду, а то как напугаю ваших читателей, — снова хохочет старушка.

— Да вам сто никогда не дашь, — смеюсь я в ответ, заражаясь позитивом этой невероятной женщины.

— Да? А нельзя ли мне куда-нибудь еще и пойти развлечься? — подмигивает старушка.

Я любопытствую по поводу нынешнего рациона, ожидая услышать про живительные диеты и экологически чистые продукты.

— Что ты! — машет рукой она. — Какие диеты? Увидела кусок хлеба, схватила и жую. Не понимаю я этих приверед: «Ах, я то не буду, ах, вот это я не ем!»

Всю жизнь в движении — это про нее, эту потрясающую женщину с широкой русской душой. Может, в этом и есть секрет долголетия: любить, быть любимым и радоваться каждому новому дню?

 

                                                                                                                                                        

70 лет любви

Свой столетний юбилей ветеран Великой Отечественной войны белгородец Стефан Никитович Коровяков встретил вместе с любимой супругой Акулиной Васильевной, на которой женат уже 70 лет.

В сентябре 41-го Коровяков был отправлен на передовую. В составе 17-й бригады шел в наступление и занял город Волоколамск, позже — в составе 3-й роты 734-го полка оборонял Сталинград. Здесь получил второе ранение, год лечился и был комиссован. За плечами этого человека 75 лет трудового стажа и 70 лет — семейного.

Вместе с супругой воспитал трех племянниц, рано потерявших родителей. А сейчас племянницы, внуки и правнуки сторицей возвращают этой удивительной паре любовь, внимание и заботу.

Со спортом по жизни

Столетняя курянка Татьяна Должикова начинает свое утро с зарядки. В этом году последняя из оставшихся в живых ополченцев Курска получила премию «Курская антоновка» в номинации «Честь и достоинство». Татьяна Федоровна и в свой вековой юбилей пребывает в прекрасном расположении духа, своим секретом называет любовь к спорту: «Ни дня без зарядки и хорошего настроения! Я отличник физической культуры, посвятила себя спорту и вам рекомендую. Ведите активный образ жизни, я говорю не только о физкультуре, но и о творческом развитии». Столетняя спортсменка имеет первый разряд по лыжам, первый разряд в гимнастике, второй — в плавании, играла в волейбол, баскетбол и даже в хоккей с мячом.

Вековые семейные ценности

Липчанке Ираиде Николаевне Васильевой в октябре исполнилось 104 года. До сих пор по мере сил занимается легкой домашней работой. Племянница Тамара, которая сейчас вместе со своей семьей живет с Ираидой Николаевной, с теплом и нежностью в голосе отзывается о тете: «Она ежедневно занималась гимнастикой. Обтиралась холодной водой по утрам и вечерам. И говорит, что не уснет, если так не сделает». Васильева происходит из старинного рода с многолетней историей.

Сейчас от родового поместья в Липецке остался только огромный дуб на улице Первомайской, который посадил дедушка долгожительницы. Ираида Васильевна иногда приходит сюда, она уверена, что дерево подпитывает ее жизненной силой и энергией.

«Всегда поступайте по уму»

Орловчанка Ирина Стефановна Минакова в августе отметила 104-й день рождения. За плечами этой женщины

Октябрьская революция и две мировые войны. Ветеран труда Ирина Стефановна окончила всего три класса и всю жизнь трудилась в колхозе. Именно работу и любовь к труду старушка считает залогом долгих лет жизни. К своим 104 годам вывела главный рецепт счастливой жизни:

«Всегда поступайте по уму, никого не обижайте. Идите по хорошей дороге, и вам Господь счастье даст и жизнь хорошую».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру