Политический расклад на Орловщине в канун выборов

Орловская область готовится к очередным выборам.

 13 сентября они состоятся, как минимум, в областном центре — народ будет избирать новый состав городского Совета народных депутатов. Это 38 мест. Три четверти из них займут одномандатники, и только десять мест отдают партиям. К слову, сегодня 18 мест принадлежат фракции КПРФ, столько же — единороссам, один — типа независимый, хотя в свое время прошел под флагом КПРФ, одного коммуниста «отчислили» — за наркотики.

Орловская область готовится к очередным выборам.

Третья сила

На прошлой неделе губернатор области Вадим Потомский на встрече с представителями орловских избиркомов призвал на выборах в горсовет «не допустить грязи и чернухи». Что станет главной движущей силой предстоящих выборов — политтехнологии или «грязь», пока неизвестно, но то, что драка за Орловский горсовет будет предельно жесткой, — очевидно. Речь идет не о межпартийной борьбе, которая тихо умерла с приходом в региональную власть коммуниста. Вопреки ожиданиям, он сформировал правительство не по партийному пристрастию, а исключительно исходя из личных знакомств, профессиональных качеств и связей кандидатов. Что касается партийных чиновников орловского правительства, то надо отметить, что здесь представлен практически весь спектр российских политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и даже партия «Родина». При этом глава региональных единороссов — председатель облсовета Леонид Музалевский — объявил о полной поддержке губернатора, а внутрипартийная дисциплина «разоружила» секретаря Орловского обкома КПРФ и депутата ГД Василия Иконникова, традиционно строящего свою политику на резкой критике действий власти. То есть Потомскому удалось сделать то, что не смогли его предшественники — Егор Строев и Александр Козлов: в Орловской области «ЕР» и КПРФ фактически перестали быть противниками. По логике, это могло превратить предстоящую выборную кампанию почти в «междусобойчик», если бы…

Если бы не «третья сила» в лице Егора Строева. Этого человека никогда не интересовало партийное влияние. Он практически всегда был само влияние. С уходом из власти и потерей мандата депутата Совета Федерации, чему поспособствовал именно Потомский, желание Строева сохранить высокий статус только усилилось, тем более что под удар неуправляемых им людей во власти может быть поставлена либо вся его «империя», «нажитая непосильным трудом» и оцениваемая в миллиарды, либо какие-то значимые ее части, а Егор Семенович не привык ни терять, ни делиться.

Кто за кем?

Злые языки утверждают, что амбиции третьей силы весьма серьезны: провести в горсовет больше половины своих депутатов и своего человека — лучше родственника — в председатели. Те же языки утверждают, что орловские коммунисты в полном раздрае и растерянности и еще не придумали, как будут действовать. А вот единороссы определились. Как заявил их лидер Музалевский, они намерены занять все 28 одномандатных мест, на что уже настроились 118 едрокандидатов. Впрочем, о связях лидера единороссов с Егором Строевым неизвестно на Орловщине разве что ребенку, так что, сколько из 118 кандидатов «ЕР» на самом деле представляют интересы «ЕС», остается только гадать.

Политическая каша заварена не только внутри самой области, но и за ее пределами. В этом смысле показательны сразу несколько конфликтов, которые, в общем-то, не стоят выеденного яйца, но стали предметом обсуждения на всероссийской площадке.

Речь идет о противостоянии губернатора с орловским бизнесменом Виталием Рыбаковым и губернатора и Следственного комитета РФ. Первый конфликт вызван снятием Рыбакова с предвыборной гонки за место губернатора и желанием осадить его амбиции через возбуждение уголовных дел и реальную угрозу стать осужденным за увод муниципальной собственности в частные руки. Второй — фактически продолжение первого: за призыв к следователям закончить как можно быстрее резонансные дела, в числе которых и дела по Рыбакову. Вполне, кстати, обоснованный призыв. Но именно за это Потомский был назван наполеоном и хлестаковым самим Владимиром Маркиным — «говорящей головой» Следственного комитета России, что сразу вывело раздор на федеральный уровень. При этом оба конфликта, несмотря на малозначительность (речь не идет о совершении каких-либо преступлений, сомнительных сделках губернатора и т.п.) неожиданно (и непонятно почему на тот момент) дружно нашли свое отражение в целом ряде федеральных СМИ: «Новой газете», «Труде», в «Аргументах недели», на Первом телеканале и др. Что интересно, и здесь многие склонны видеть «руку Строева», в отличие от Виталия Рыбакова, имеющего возможности и выходы на более серьезный, чем внутриобластной, уровень.

Так или иначе, в орбиту политической борьбы оказались втянуты многие лица, некоторые из которых того и не желающие. «Наезд» рупора областной власти на экс-руководителя регионального УФСБ Владимира Кабанова, естественно, не мог оставить его равнодушным к ситуации, разворачивающейся в Орле. Побуждают искать сторонников среди орловских политических элит интересы и нынешних депутатов Госдумы — нижегородского «водочного короля» Романа Антонова, испытывающего непонятную любовь к Орловщине, и экс-руководителя ФСБ РФ Николая Ковалева, желающих сохранить свои мандаты и на следующих выборах. Первому ближе Строев, второму — Потомский. А за ними — другие пласты влияния, уже в Москве. Говорят, первый замруководителя администрации президента уже не открывает орловскому губернатору широко двери, что, впрочем, не мешает Потомскому встречаться с министрами и даже с премьером и ставить перед ними насущные вопросы региона.

Вряд ли «дремлет» и лидер орловских коммунистов Иконников, к слову, тоже бывший в команде Строева. Говорят, он нашел общий язык со своим коллегой Валерием Рашкиным — зампредседателя ЦК КПРФ и первым секретарем Московского горкома, мечтающим о главной партийной должности. А на пути к ней почему бы не использовать конфликтную ситуацию в Орле и признать Потомского как кадровую ошибку Зюганова, которая «дискредитирует» партию? При таком раскладе и Иконников возьмет свое… Впрочем, это все — разговоры, а официально первый секретарь Орловского обкома — на стороне Потомского. Он даже координирует работу губернатора и рабочей группы по его поддержке, созданной фракцией КПРФ в Госдуме, которая призвана «решать вопросы вхождения в многочисленные федеральные целевые программы».

Одни не хотят делиться властью,  другие — умерить аппетиты

В общем, выборы обещают быть насыщенными настолько, что избиратель вряд ли разберется в их тайных пружинах. Неочевидна и устойчивость орловского губернатора. С одной стороны, его не за что снимать с должности, поскольку «прегрешения» хоть и есть, но они не носят уголовного характера, а российская практика такова, что губернаторов у нас снимают либо по окончании срока полномочий, либо за многомиллионные взятки. С другой стороны, шумиха вокруг Потомского, выведенная на федеральный уровень, безусловно, ослабляет его позиции, что на руку всем существующим местным элитам, чьи интересы абсолютно проигнорированы новым руководством.

На самом деле всегда можно договориться — для этого должно быть лишь желание всех сторон. Однако именно его, похоже, нет: одни не хотят делиться властью, другие — умерить аппетиты. А значит, выборы Орловского горсовета покажут, кто в городе Орле будет «хозяином» — Потомский или Строев. Результат непредсказуем, как непредсказуемо голосование: горожане нередко демонстрировали независимость, которую не смогли нивелировать ни вбросы, ни фальсификации. Еще на памяти, к примеру, протестное голосование против политики того же Строева в 2005 году, когда в результате выборов мэром Орла стал представитель коммунистов, или голосование 2010 года, когда коммунисты взяли больше половины мест в горсовете. Однако сегодня у коммунистов шансов немного, они больше не воспринимаются как альтернатива власти, далекой от народа. А вот «опальный» Строев, еще недавно воспринимавшийся как главный тормоз развития края и даже его разрушитель, симпатии вызывает. Орловцы постоянно проводят параллели между губернаторами и, как правило, делают выводы: «А вот Строев бы не допустил», «А Строев бы никогда так недальновидно не поступил», «А Строев бы сделал мудрее…».

Война?

Из последних новостей — назначение в правительство области бывшего экс-руководителя пресс-службы губернатора Марины Ивашиной, почти личного врага Строева. Правда, она умудрилась перессориться со многими орловскими журналистами, и это провоцирует развитие утихнувшего было информационного накала вокруг первого лица региона в самом регионе. Это назначение расценивается местными наблюдателями как выбор в пользу войны. Причем, если раньше губернатор был стороной «обороняющейся», то теперь, похоже, он переходит в наступление — во всяком случае, в эти же дни в Интернете был размещен обличительный материал на Виталия Рыбакова и иже с ним, сделанный на основе информации из его личной электронной почты, которую кто-то вскрыл. Похоже, это ответ на его заявление о том, что в день рождения В.И. Ленина он проведет в Москве митинг против Вадима Потомского. «Неожиданность» интереса ряда федеральных СМИ к провинциальным скандалам тоже, кстати, получила свое объяснение из-за публикации этой злосчастной переписки. Что будет дальше, посмотрим.

«МК Черноземье» продолжит следить за развитием ситуации в Орле.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру