Худая как палка, пуглива как заяц
Устроиться на работу в авиакомпанию не так просто, но и не так сложно, как кажется. К кандидатам предъявляют следующие требования: образование как минимум среднее, возраст от 18 до 26 лет (если нет опыта), но можно попытаться и позже, рост от 160 до 175 см, размер одежды не более 48-го, знание английского на уровне intermediate. Можно обратиться в авиакомпанию и пройти стажировку по итогам собеседования, можно — в школу бортпроводников за свой счет. В авиакомпании обучают бесплатно, но тогда вы подписываете договор, согласно которому должны проработать у перевозчика несколько лет. Выпускникам школы, напротив, предоставляется полная свобода выбора работодателя.
Как отмечают в одной из столичных школ бортпроводников, главные качества для начинающих в этой профессии — в первую очередь коммуникабельность, стремление к самосовершенствованию и умение собраться в кризисной ситуации. И, конечно, в характере должен присутствовать романтизм. От этого зависит, насколько человек полюбит профессию.
Пройдя собеседование в авиакомпании, начинающие стюарды и стюардессы становятся стажерами. И это страшно и одновременно волнительно.
— Я была худой как палка и пугливой как заяц, — вспоминает стюардесса Людмила.
— Никогда не забуду первый рейс. Мне казалось, что все пассажиры знают, что я стажер и лечу в первый раз. Не знала, куда себя деть. Руки тряслись, когда чай наливала. А еще во время демонстрации аварийно-спасательного жилета так сильно дернула за колпачок, что жилет надулся. Пассажиры очень долго хохотали, — вторит ей Екатерина, ее первый стажерский полет состоялся семь лет назад.
— В первом полете я готова была расцеловать каждого пассажира, — смеется еще одна Екатерина. — Но сдержалась, а руки все-таки тряслись, когда чай разливала.
Кто-то вспоминает первый полет с улыбкой, кто-то с ужасом. Кто-то проливает чай на пассажиров, кто-то спасает жизни:
— В жизни не забуду свой первый рейс, я только устроилась в компанию, еще даже документы не до конца оформила, — вспоминает Татьяна, летавшая в Восточной Сибири. — Едем с командиром, и вдруг ему звонят и говорят, что назначен специальный рейс — ребенок в поселке проглотил гайку и не может дышать, вызвали реаниматологов. А до туда с «большой земли» не добраться ни на чем кроме самолетов малой авиации. Мы сразу же в аэропорт, по пути всех собрали, в чем были, в том и полетели. Никогда не забуду подключенного к баллонам с кислородом годовалого ребенка. Страшно было…
Отключите двигатель, голова болит!
Между собой бортпроводники называют пассажиров паксами. Пренебрежительное, на первый взгляд, прозвище имеет под собой вполне официальное наименование. Пакс — от аббревиатуры в перевозочной документации на английском — PAX, что обозначает «одного пассажира». О том, как ведут себя пассажиры на борту, ходят легенды.
— Во время рейса в Красноярск меня подозвала женщина и с яростью воскликнула: «Девушка! У меня голова болит! Неужели нельзя двигатель выключить»? — вспоминает Жанна.
— Идем с напарницей с напитками по салону, и одна пассажирка неожиданно просит плед, хотя в салоне очень тепло. Мы объясняем что пледов, к сожалению, нет, а она говорит: «Но тут из окна так дует!», — смеется Ксения. — Если бы из окна действительно дуло, ей бы потребовался не плед, а спасательный жилет.
— Перед взлетом пассажирка почти лежит в кресле, и я прошу ее сесть ровно и пристегнуться. «А вот я читала, что при аварии меня это пристегивание не спасет, а вы это говорите, чтоб проявить свою влиятельность», — отвечает она мне с подозрительным видом, — делится своими историями Татьяна. — А был случай на другом рейсе. Мы раздаем отдельно взрослое и детское питание, а экипажи у нас смешанные с поляками. И вот стюард-поляк раздал детское, а потом начали обычное раздавать. А пассажиры интересуются: «Скажите, а питание по национальному признаку раздается? Сначала он своим раздал, а теперь нам?»
— Проведя в полете около двух часов, женщина задает вопрос: «Мы долго будем летать на одном месте?» Я была настолько ошарашена, что несколько секунд судорожно подбирала ответ, — вспоминает Лина. — Или во время турбулентности: «Что такое? Почему дорога неровная?»
Маруся, экс-стюардесса, сейчас скучает по работе:
— Очень весело было. Помню рейс «Москва — Иркутск», десять пледов на весь эконом-класс. Один из пассажиров подзывает меня к себе: «Девушка, дайте мне плед». А надо заметить, что они лежат в хвосте второго вестибюля. Идти далеко, так что разом прихватываю все, чтобы раздать по пути. Прохожу второй раз мимо этого же мужчины, и он просит второй плед. Я объясняю, что их всего десять. «У вас уже есть один», — начинаю я уговоры. На что он достает из-за пазухи собаку, больше похожую на крысу, и говорит: «Дуся мерзнет, дайте ей плед!» Нередко пассажиры поднимают панику. Однажды шторки из-за кондиционера сдувало чуть-чуть в сторону салона, так меня пассажир схватил за руку и начал шипеть: «У нас двигатель не работает, да? Что вы обманываете! Не работает, смотрите на шторки! Самолет еле-еле высоту держит… Вот вы все топливо экономите, а у меня семья, дети!»
А у меня в рейсе такой диалог состоялся, — говорит Алексей. — Дама в рейсе, имея, видимо, какие-то претензии и не желая это обсуждать с бортпроводниками, кричит: «Позовите мне командира!» — «Извините, но боюсь, он занят». — «Чем он может быть занят?!»
Бросить все
Самолеты — это свой особенный маленький мир, где все живут по определенным законам. Где пилоту принято аплодировать на взлете и после посадки, где приветливая улыбка стюардессы может избавить от гнетущей тревоги и страха, где за окном открывается вид, от которого перехватывает дыхание… Нет ничего удивительного в том, что люди порой готовы бросить перспективную работу и престижные должности, чтобы с головой окунуться в заоблачную романтику.
В бортпроводники приходят из самых разных профессий.
— До 25 лет я работал в уголовном розыске, в управлении внутренних дел города Петрозаводска, — говорит Дмитрий, — а потом пожимает плечами. — Дааа, бывает и такое!
— А я четыре года проработал в банковской сфере, сменил несколько крупных банков, — улыбается Александр, променявший строгий банковский дресс-код на не менее строгий дресс-код авиакомпании.
— А я где только не работал: и на заводе, и промышленным альпинизмом занимался, и продавцом бытовой техники последние два с половиной года работал, пока шесть лет назад совершенно случайно не попал в небо, причем не пальцем, а целиком. И я считаю, что нашел себя здесь, и получаю кайф от своей работы, — рассказывает Василий.
— Сразу после школы пошла в бортпроводники, — говорит Алиса. — Небо ни на что не променяю. Как-то была списана на землю, работала в офисе… Слишком легко, слишком много кофейных пауз и посиделок в Интернете. Чувствуешь себя бездельником. А в небе ты постоянно в движении, на ногах.
На борт команда попадает за час до вылета и за 30 минут до прихода пассажиров. Последние приготовления, и… Уважаемые пассажиры, пристегните ремни. Желаем вам приятного полета!