Мне бы в небо. Бортпроводники о «паксах» и принципе «трех О».

12 июля во всем мире отмечают День бортпроводника гражданской авиации. «МК Черноземье» собрал истории представителей одной из самых романтичных профессий.

 Устроиться на работу в авиакомпанию не так просто, но и не так сложно, как кажется. К кандидатам предъявляют следующие требования: образование как минимум среднее, возраст от 18 до 26 лет (если нет опыта), но можно попытаться и позже, рост от 160 до 175 см, размер одежды не более 48-го, знание английского на уровне intermediate.

 12 июля во всем мире отмечают День бортпроводника гражданской авиации. «МК Черноземье» собрал истории представителей одной из самых романтичных профессий.

Худая как палка, пуглива как заяц

Устроиться на работу в авиакомпанию не так просто, но и не так сложно, как кажется. К кандидатам предъявляют следующие требования: образование как минимум среднее, возраст от 18 до 26 лет (если нет опыта), но можно попытаться и позже, рост от 160 до 175 см, размер одежды не более 48-го, знание английского на уровне intermediate. Можно обратиться в авиакомпанию и пройти стажировку по итогам собеседования, можно — в школу бортпроводников за свой счет. В авиакомпании обучают бесплатно, но тогда вы подписываете договор, согласно которому должны проработать у перевозчика несколько лет. Выпускникам школы, напротив, предоставляется полная свобода выбора работодателя.

Как отмечают в одной из столичных школ бортпроводников, главные качества для начинающих в этой профессии — в первую очередь коммуникабельность, стремление к самосовершенствованию и умение собраться в кризисной ситуации. И, конечно, в характере должен присутствовать романтизм. От этого зависит, насколько человек полюбит профессию.

Пройдя собеседование в авиакомпании, начинающие стюарды и стюардессы становятся стажерами. И это страшно и одновременно волнительно.

— Я была худой как палка и пугливой как заяц, — вспоминает стюардесса Людмила.

— Никогда не забуду первый рейс. Мне казалось, что все пассажиры знают, что я стажер и лечу в первый раз. Не знала, куда себя деть. Руки тряслись, когда чай наливала. А еще во время демонстрации аварийно-спасательного жилета так сильно дернула за колпачок, что жилет надулся. Пассажиры очень долго хохотали, — вторит ей Екатерина, ее первый стажерский полет состоялся семь лет назад.

— В первом полете я готова была расцеловать каждого пассажира, — смеется еще одна Екатерина. — Но сдержалась, а руки все-таки тряслись, когда чай разливала.

Кто-то вспоминает первый полет с улыбкой, кто-то с ужасом. Кто-то проливает чай на пассажиров, кто-то спасает жизни:

— В жизни не забуду свой первый рейс, я только устроилась в компанию, еще даже документы не до конца оформила, — вспоминает Татьяна, летавшая в Восточной Сибири. — Едем с командиром, и вдруг ему звонят и говорят, что назначен специальный рейс — ребенок в поселке проглотил гайку и не может дышать, вызвали реаниматологов. А до туда с «большой земли» не добраться ни на чем кроме самолетов малой авиации. Мы сразу же в аэропорт, по пути всех собрали, в чем были, в том и полетели. Никогда не забуду подключенного к баллонам с кислородом годовалого ребенка. Страшно было…

 

Отключите двигатель, голова болит!

Между собой бортпроводники называют пассажиров паксами. Пренебрежительное, на первый взгляд, прозвище имеет под собой вполне официальное наименование. Пакс — от аббревиатуры в перевозочной документации на английском — PAX, что обозначает «одного пассажира». О том, как ведут себя пассажиры на борту, ходят легенды.

— Во время рейса в Красноярск меня подозвала женщина и с яростью воскликнула: «Девушка! У меня голова болит! Неужели нельзя двигатель выключить»? — вспоминает Жанна.

— Идем с напарницей с напитками по салону, и одна пассажирка неожиданно просит плед, хотя в салоне очень тепло. Мы объясняем что пледов, к сожалению, нет, а она говорит: «Но тут из окна так дует!», — смеется Ксения. — Если бы из окна действительно дуло, ей бы потребовался не плед, а спасательный жилет.

— Перед взлетом пассажирка почти лежит в кресле, и я прошу ее сесть ровно и пристегнуться. «А вот я читала, что при аварии меня это пристегивание не спасет, а вы это говорите, чтоб проявить свою влиятельность», — отвечает она мне с подозрительным видом, — делится своими историями Татьяна. — А был случай на другом рейсе. Мы раздаем отдельно взрослое и детское питание, а экипажи у нас смешанные с поляками. И вот стюард-поляк раздал детское, а потом начали обычное раздавать. А пассажиры интересуются: «Скажите, а питание по национальному признаку раздается? Сначала он своим раздал, а теперь нам?»

— Проведя в полете около двух часов, женщина задает вопрос: «Мы долго будем летать на одном месте?» Я была настолько ошарашена, что несколько секунд судорожно подбирала ответ, — вспоминает Лина. — Или во время турбулентности: «Что такое? Почему дорога неровная?»

Маруся, экс-стюардесса, сейчас скучает по работе:

— Очень весело было. Помню рейс «Москва — Иркутск», десять пледов на весь эконом-класс. Один из пассажиров подзывает меня к себе: «Девушка, дайте мне плед». А надо заметить, что они лежат в хвосте второго вестибюля. Идти далеко, так что разом прихватываю все, чтобы раздать по пути. Прохожу второй раз мимо этого же мужчины, и он просит второй плед. Я объясняю, что их всего десять. «У вас уже есть один», — начинаю я уговоры. На что он достает из-за пазухи собаку, больше похожую на крысу, и говорит: «Дуся мерзнет, дайте ей плед!» Нередко пассажиры поднимают панику. Однажды шторки из-за кондиционера сдувало чуть-чуть в сторону салона, так меня пассажир схватил за руку и начал шипеть: «У нас двигатель не работает, да? Что вы обманываете! Не работает, смотрите на шторки! Самолет еле-еле высоту держит… Вот вы все топливо экономите, а у меня семья, дети!»

А у меня в рейсе такой диалог состоялся, — говорит Алексей. — Дама в рейсе, имея, видимо, какие-то претензии и не желая это обсуждать с бортпроводниками, кричит: «Позовите мне командира!» — «Извините, но боюсь, он занят». — «Чем он может быть занят?!»

 

Бросить все

Самолеты — это свой особенный маленький мир, где все живут по определенным законам. Где пилоту принято аплодировать на взлете и после посадки, где приветливая улыбка стюардессы может избавить от гнетущей тревоги и страха, где за окном открывается вид, от которого перехватывает дыхание… Нет ничего удивительного в том, что люди порой готовы бросить перспективную работу и престижные должности, чтобы с головой окунуться в заоблачную романтику.

В бортпроводники приходят из самых разных профессий.

— До 25 лет я работал в уголовном розыске, в управлении внутренних дел города Петрозаводска, — говорит Дмитрий, — а потом пожимает плечами. — Дааа, бывает и такое!

— А я четыре года проработал в банковской сфере, сменил несколько крупных банков, — улыбается Александр, променявший строгий банковский дресс-код на не менее строгий дресс-код авиакомпании.

— А я где только не работал: и на заводе, и промышленным альпинизмом занимался, и продавцом бытовой техники последние два с половиной года работал, пока шесть лет назад совершенно случайно не попал в небо, причем не пальцем, а целиком. И я считаю, что нашел себя здесь, и получаю кайф от своей работы, — рассказывает Василий.

— Сразу после школы пошла в бортпроводники, — говорит Алиса. — Небо ни на что не променяю. Как-то была списана на землю, работала в офисе… Слишком легко, слишком много кофейных пауз и посиделок в Интернете. Чувствуешь себя бездельником. А в небе ты постоянно в движении, на ногах.

На борт команда попадает за час до вылета и за 30 минут до прихода пассажиров. Последние приготовления, и… Уважаемые пассажиры, пристегните ремни. Желаем вам приятного полета!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру