Немой город заговорил

Орловские улицы наводнили «прогульщики»

 Горожане, похоже, наоборот, укрепили чувства к своей малой родине, возможно, просто ища в ее истории нравственную опору для сегодняшнего непростого выживания.

Орловские улицы наводнили «прогульщики»

В последнее время издается масса книг и книжечек-воспоминаний о советском Орле, исследований об Орле дореволюционном, появились серии отличных фоторабот, запечатлевших современный Орел на сайтах, а в апреле нынешнего года на улицах областного центра появились «прогульщики», и число их растет с каждым месяцем. Что за феномен? Наш собеседник — орловчанка с крымскими и уральскими корнями Марина Алексеева, придавшая известному слову абсолютно позитивный смысл.

— Марина, как правильно вас представить? Вы краевед?

— Нет, так не надо меня называть. Это слово наравне с «энтузиастами» стало в последнее время казенным и не передает отношения конкретных людей к своей малой родине. Я бы скорее назвала и себя, и «прогульщиков» «родинолюбами» — от когда-то распространенного слова «родиноведение» — был в начале 20-х годов прошлого столетия такой предмет в школах, его, к слову, вел наш орловский писатель Михаил Пришвин.

— Не будем томить читателей: кто такие орловские прогульщики и как они появились?

— Люди, которые гуляют по улицам Орла и изучают его историю. А появились они, с одной стороны, случайно, а с другой — вполне закономерно.

Орлом — родиной великих поэтов и писателей в прошлом году заинтересовались ГУЛовцы — уральские поэты и издатели (ГУЛ расшифровывается как Галерея уральской литературы) после своего «литературного автопробега» по городам России и предложили сделать журнал, каждый номер которого был бы посвящен нашим орловским классикам. В нем предполагался краеведческий раздел. Я стала рассылать приглашения для сотрудничества и через соцсети «нашла» Дашу Фурманскую, аспирантку Орловского госуниверситета, по образованию учителя изобразительного искусства, хобби которой — изучение истории Орла. Она согласилась принять участие в проекте, но, к сожалению, пока вышел только один номер журнала. Однако это знакомство получило иное замечательное продолжение.

Известно, что ряд российских музеев устраивает экскурсии по городским улицам, и это вызывает немалый интерес. Как только потеплело, в конце апреля, мы с Дашей в Фейсбуке предложили всем желающим «прогуляться» по Орлу. Пришли 11 человек, и Даша провела замечательную экскурсию по одной из самых старинных улиц — Карачевской.

«Отчет» в соцсетях о прогулке вызвал интерес. Желающих узнать историю своего города становилось все больше. На десятой прогулке было уже более 100 человек. И появились новые «экскурсоводы». Андрей Киреев, по образованию электромонтер, провел экскурсию по Орлу советскому, Павел Акулов, учитель школы, — по Орлу православному.

— То есть это просто бесплатные экскурсии энтузиастов, хоть вы и не любите это слово?

— Нет. «Не просто». Горожан привлекает не «халява». Это действо, это вдыхание жизни в молчаливые дома и памятники. Орел ведь из ряда «молчащих» городов. Да, висят таблички на домах, стоит несколько памятников, улицы названы в честь великих людей, но это не работает! И слово «знаменитый» уже давно никого не вдохновляет.

Если вы, к примеру, приедете в наш город и поселитесь в центре Орла в гостинице «Русь», вам ничто кроме таблички сбоку, которую вы вряд ли увидите, не расскажет, что вы отдыхаете на месте, где родилась сама Анна Керн — пушкинская муза, вы не узнаете, что в 300 метрах от вас стоит памятник Ивану Тургеневу — на берегу, где он гулял вместе со своей нянькой, а в 200 метрах — памятник Ивану Бунину, который здесь жил и творил. Нет у нас, к сожалению, указателей к большинству достопримечательностей города. В этом смысле Орел — немой.

Прогулки по городу дают возможность заговорить чуть не каждому зданию, сооружению, даже — дереву. Экскурсовод всегда есть, но нет схемы: учитель-ученики. Каждый «прогульщик» имеет возможность дополнить, а также вспомнить свою личную, семейную, дворовую историю, показать старинные фото или открытки, или книги, которые имеются в личных архивах. То есть «экскурсии» обрастают «биографиями», личным отношением, в результате чего недвижимые памятники «очеловечиваются». Более того, создается некий многослойный исторический образ, причем вполне живой. Вот улица Ленина — прежняя Болховская, центральная улица Орла. Она не просто сохранила какие-то здания XIX века, имеющие свою историю, что само по себе здорово, эта улица — своеобразная капсула, в которую запечатано время. Здесь можно рассказать историю нашего города из века в век. На ней оставили свои следы ВСЕ поколения жителей нашего города.

Или Орел советский. Вот первый панельный дом, который появился в областном центре, а на месте этого сквера шли трамваи, а на этом заводе работали тысячи людей и производили такую-то продукцию. И всегда есть человек, у которого кто-то строил этот или соседний дом, работал на этом заводе или он сам здесь когда-то покупал мороженое по 10 копеек и был счастлив в далекие 50-60-70-80-90-е годы, и рассказ об этом счастье — тоже интересен! Потому что для одних воспоминание — счастливое детство, для других — далекое прошлое. И дома, которые ты 10 минут назад считал ветхими, некрасивыми и подлежащими скорейшему сносу, становятся очаровательными и прекрасными, потому что имеют свою человеческую историю, которая особенно прекрасна, когда выходит житель такого дома и в ответ на восхищение толпы сам начинает с любовью рассказывать о том месте, где он живет.

А придя домой, «прогульщики» рассказывают об увиденном и услышанном домашним, а на следующий день — коллегам по работе, и уже рассказанные ими истории пополняются новыми биографическими подробностями их собеседников. И это здорово! Честно: мне очень нравится этот проект!

— Он объединяет тех, кто приходит на прогулки, или каждый раз это — разные люди?

— Думаю, объединяет. Во всяком случае, когда «прогульщиков» стало больше 20 и было очевидно, что улица, транспорт заглушают слова экскурсовода, один из «прогульщиков» просто принес микрофон. А другой — художник Н. Климанова придумала фирменный логотип, который можно совершенно бесплатно взять и нанести на любую вещь — косынку, футболку, платочек, ленту — у одной дамы я такой увидела на сумочке. Среди нас оказались свои фотографы и операторы, сохраняющие на память наши прогулки, появились идеи об издании вскладчину почтовых открыток об Орле. Например, рисунки не известной пока мне художницы А. Бояркиной вызвали у многих «прогульщиков» просто восторг. Можно издать серию открыток, посвященных старинным дверным ручкам Орла или «змейкам» — их изображение часто использовали как в резьбе по дереву, так и в кованых изделиях. То есть у наших горожан открылся некий энергетический, абсолютно позитивный канал для креативных коммуникаций друг с другом, и мне кажется, появился шанс самим «оживить» Орел. Честно говоря, от разговоров о вымирании, разрухе, неустроенности все уже устали.

— Лето закончится, осенью — дожди. На этом прогулки закончатся?

— Мы уже думаем над этим. Скорее всего, на холодное время года переведем их в формат лектория. Орловское общество «Знание» нас уже поддержало. И нам эта площадка удобна, тем более что там есть уникальная экспозиция «По следам нашей памяти», состоящая из вещей XX века, характеризующих советскую эпоху — отталкиваясь от них, можно организовать целый ряд интересных лекториев: о школах Орла, о предприятиях, выпускающих ту или иную продукцию, об орловской моде и т. д. Думаем и над проектом издания путеводителя по Орлу на основе наших прогулок. «Прогульщики» уже предложили организовать народную подписку на него.

— И все же: прогулки интересны какому возрасту?

— Любому. Приходят семьи с детьми, бабушки с тросточками, молодые люди, ученые и предприниматели, депутаты и студенты, гулял с нами как-то и мэр города. Дело не в возрасте и профессии. Закончу с того, с чего начался разговор: «прогульщик» — это родинолюб, а это свойство не имеет ни возраста, ни статуса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру