Добро пожаловать, вы в Игре!

Куряне на неделю погрузились в альтернативную реальность

 9 июля в социальных сетях появилось объявление: пропала девушка Елизавета Семенова. Вечером 07.07.2015 г. вышла от подруги в районе КЗТЗ (улица Дейнеки), и больше о ее местонахождении ничего неизвестно. И можно сколь угодно обвинять сегодняшнее общество в равнодушии, но пропажа человека всегда вызывает огромный резонанс.

Куряне на неделю погрузились в альтернативную реальность

К поискам подключаются волонтеры «Лиза Алерт» и простые горожане. Тревога, неизвестность, смятение… А в это время в одной отдельно взятой квартире с маниакальной расчетливостью дергал за ниточки кукловод, который уже расставил ловушки. И пропажа девушки была лишь одной из них — «кроличьей норой», провалившись в которую, вы оказывались в Игре.

Кукловод

Игры в альтернативной реальности (Alternate Reality Game — ARG) — безумная смесь правды и вымысла, мистификации и подлинных событий. Основной принцип — «Это не игра». Игра должна максимально совпадать с реальной жизнью, все локации — подлинные. Все это запутывает до такой степени, что участники до самого конца не понимают: играют они или все события происходят на самом деле. Создатели же всегда остаются за кадром. У курской Игры создатель, или, как он себя называет по законам жанра, «кукловод», был один. 29-летний Максим Филатов за неделю сумел заинтриговать, напугать, разозлить и заставить восторгаться собой город.

— Игру я готовил год, механизм требовал тщательной разработки, — откровенничает Максим.

Конечно, никакой Лизы на самом деле не было, как и ее подруги Маши, которая забила тревогу, и друга Игоря, который активно призывал к поиску девушки.

— Примерно год назад я создал фейковые страницы в соцсети для моих вымышленных героев. Фотографии, кстати, реальных людей, европейцев. Для Лизы я позаимствовал фото жительницы Будапешта, Маша на самом деле — словенка, а Игорь, кажется, из Испании, — продолжает Филатов. — Моя Игра закручивалась вокруг пропажи Лизы, телефон, указанный в листовке, был одной из тех самых «кроличьих нор». И если вы в нее проваливались, хотели вы этого или нет, добро пожаловать в Игру.

Отличие ARG от городских ролевых игр в том, что во время последних вы точно знаете, что играете, в ARG — нет.

— Листовки были первым шагом, дальше я стал повышать градус неадеквата. В городе появились листовки «Где Лиза?», «Куда пропала Лиза?», создал группу ВКонтакте — Opus magnum Dei — организации, которая похитила девушку. Эта группа и стала площадкой, где участники Игры общались между собой, обменивались информацией и устраивали мозговой штурм для выполнения очередного задания. И, конечно, здесь бушевали нешуточные страсти. Одни с восторгом кинулись разгадывать шифры и задания, другие — грозились подать заявление в полицию, третьи — обвиняли создателей в неадекватности, еще не зная, что за всем этим стоит один человек. Но любой отклик был для меня ценен, потому что Игра, подобно вирусу, распространялась все дальше и дальше.

«Волки! Волки!»

Возможно, резонанс от проекта Максима Филатова не имел бы негативной окраски, если бы не эксплуатация темы похищения человека.

«Лучше бы он разместил объявление о пропаже своего мозга», — писали отзывы разъяренные пользователи Интернета. Филатова сравнивали с героем притчи про волков и лжеца, который постоянно кричал: «Волки! Волки!», и люди бросались к нему на помощь. А когда волки напали на самом деле, никто не поверил крикам и не пришел.

Поисковик «Лиза Алерт» Владимир Батурцев заявил в интервью одному из местных СМИ: «Красная рамочка, определенный набор слов — отличительная черта ориентировок нашего поискового отряда, и большинство людей восприняли листовку именно так. И в тех вещах, которые сделал Максим, ничего хорошего нет. Нужно понимать и разграничивать у себя в голове свои поступки на хорошие и плохие. Человеку захотелось устроить шумиху в городе, но он не понимает, что мы не в игрушки играем, разыскивая пропавших людей».

Впрочем, координатор проекта «Лиза Алерт» в Курске Татьяна Багина не столь категорична. На странице сообщества «Opus magnum Dei» ВКонтакте она написала: «Ребята, хватит ссориться, все закончилось, все сделали свои выводы, сейчас и так трудно. Да, после квеста немного все поменялось, люди стали звонить и спрашивать: очередной поиск настоящий или нет, так как видят ориентировку и не знают, как реагировать. Такое есть. Также одолевают журналисты — хотят нас столкнуть с создателем игры лоб в лоб. Но мы же умные люди. Кстати, приглашаю Максима Филатова к нам в отряд — у нас не хватает людей, которые умеют делать ориентировки».

— В принципе формат ориентировок стандартен, — объясняет Филатов. — Я использовал тему пропажи человека, чтобы сделать игру максимально реалистичной. При этом я не подключал к поиску Лизы ни волонтеров, ни полицию. В листовке был указан один номер телефона. Позвонив по нему, человек слышал зашифрованное послание: «Ждите, скоро все начнется».

По словам «кукловода», квестовая часть Игры, когда участники выполняют задание, чтобы прийти к цели, вторична. Главное — атмосфера, достоверность истории.

— При этом я не забывал о мистификации. Делая «закладку» на Боевой Даче, я прикрепил к карточке локон волос. Кстати, не пугайтесь, он срезан с парика. Знаешь, современное общество очень сложно чем-то удивить, мы пресыщены, равнодушны, поток информации о войне, убийствах, катаклизмах, льющийся с экранов телевизоров, не мешает нам меланхолично поглощать свой ужин. Поэтому моя игра получила такой отклик — это новые эмоции, поиск захватывает тебя полностью.

— Самое яркое воспоминание от Игры: когда мы опередили все команды, хотя они уже рыскали, — вспоминает одна из участниц курской ARG Ксения. — И в лесу на Магистральном проезде откапывали могилу (специально созданную автором для схрона подсказки — прим. редакции). Ночь, окраина города, адреналин. Со мной был человек, который копал крестом, потому что лопаты-то нет!

Во время одного из заданий участникам нужно было залезть на дерево, буквально кишащее муравьями. Как назло, началась гроза, молнии. Игроки вдоволь «наелись» адреналина в тот злополучный вечер.

К выполнению заданий подключались как те, кто непосредственно гонял в поисках подсказок по городу, так и те, кто решал загадки он-лайн.

— Особенно хочу отметить одну девушку, Дашу. Ей всего 16, но она настолько хороший аналитик, что в своих догадках часто была на шаг впереди остальных, — говорит Максим.

В финале «кукловод» ждал всех добравшихся до последней подсказки на Боевой Даче.

— Удивление и шок — вот главная реакция, — улыбается Филатов. — Действительно, в одиночку все это провернуть было непросто, но я рад, что задумка удалась.

Максим не раскрывает тайны, будет или он еще делать игры в формате ARG.

— Конечно, ведь теперь при возникновении любой непонятной ситуации все стрелки будут указывать на тебя, — подначиваю я.

— Нет, можно переплести вымысел с реальностью так искусно, что люди до последнего даже не заподозрят, что они уже в Игре.

Отзывы участников:

Ксюша: «Об Игре я узнала от знакомого. Он был немного взволнован после общения с якобы подругой Лизы. Дальше — больше. Он рассказал о том, что со страницей Opus Magnum Dei ему пишут, что он следующий. Я заинтересовалась. Но, подробно изучив и страницы-фейки, и группу ВКонтакте, в которой озвучивались условия и задания, пришла к выводу, что это некий пиар-проект в виде квест-игры. Меня покорила сама идея — играть и не до конца быть уверенным, что играешь. Играть было интересно, но меня больше интересовала личность того, кто смог провернуть все это. Сам по себе квест показался не до конца продуманным, были заминки. Да и развязка разочаровала. С таким стартом в конце ожидала чего-то грандиозного».

Анна: «В целом было интересно, хотя шифровки можно было бы и посложнее придумать, а концовку организатор вообще «слил»: все нагнетал и обещал что-то фееричное, а в итоге вся феерия заключалась в том, что на месте последнего задания стоял он сам и ждал тех, кто приедет. На мой взгляд, формат хороший, но требует доработок. Сказать, что он организовал что-то суперфееричное, я не могу, так как пять лет играю в encounter, там видела и задачки посложнее, и реализацию получше, но для тех, кто не в теме, наверное, было очень круто и свежо. И все же я, и не только я, не могу отделаться от мысли, что вся суть проекта — это поглаживание своего эго».

Женя: «Прошло всего пару дней без Игры, а я уже скучаю. Нет азарта, в котором мы проводили дни. Было очень весело и интересно. Спасибо тебе, организатор Максим, за эти моменты. Ждем следующей Игры!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру