Отпустив мамину руку

О слезах в детском саду, методике «Монтессори» и взрослении

 Когда мне, репетитору из частного детского центра, показали шестилетнего ребенка, с которым я буду заниматься русским языком, я растерялась. На меня смотрел хмурый маленький мальчик, в глазах которого читалось: «Какие буквы–звуки–слоги? Я хочу играть!»

О слезах в детском саду, методике «Монтессори» и взрослении

 Все мои планы по тому, как я буду вкладывать в эту юную голову основы светлого и вечного, рухнули в момент. Подружиться бы с ним для начала… Думаю, каждый видел плачущего навзрыд малыша, которого рано утром родители тащат куда-то, а он упирается и топает ножками. Я задумалась: как сделать так, чтобы детский сад или центр детского развития стал тем местом, куда ребенок идет с радостью?

Аутичные и гиперактивные

Для чего вообще нужны развивающие детские центры, и чем там занимаются с детьми? Их основная и единственная задача — помочь ребенку. Как — это уже другой вопрос. Как правило, занятия в центре подразумевают разноплановое дошкольное развитие. Если ребенок не попал в детский сад, то родителям стоит обратить внимание как раз на такие центры. Это крайне важно, потому что педагоги и психологи будут заниматься комплексным развитием профессионально. Да, каждый родитель может посадить свое чадо за стол, дать ручку, фломастеры, книгу… И все — образовательный процесс в действии. Хорошо, если будет чтение вместе или разучивание веселого стишка. Если нет — толка от таких занятий практически нет. Мамы–папы могут просто недодать какую-то информацию для всестороннего развития. А ведь нужно обратить внимание на все и сразу: развивать память, мышление, внимание, моторику. Придумывать занятия, которые доступны для выполнения малышу. Если ребенок постарше, то тут уже серьезная целенаправленная подготовка к школе.

— При обучении ребят дошкольного возраста нужно опираться не только на уже существующие школьные программы. Важно подготовить комплексно. Развивать абстрактное и логическое мышление, нестандартный подход к решению задач и умение говорить. Как думаешь, считаешь — говори, не бойся, — рассказывает о своем подходе к образованию клинический психолог и детский педагог Юлия Сысоева.

Родители могут возразить: хорошо, а зачем нужны дополнительные занятия в центре, когда есть сад? Там ведь тоже прыгают, бегают, общаются и играют. Однако, по словам Юлии Сысоевой, детский сад — это одна среда. Там дети привыкли к четкому распорядку: завтрак, прогулка, сон. В центрах же упор делается на индивидуальный подход. Ведь, как известно, дети бывают разными: аутичными, гиперактивными и даже агрессивными. И к каждому нужно подобрать свой «ключик».

— Аутичные дети — замкнутые, отстраненные и очень привязаны к маме, — объясняет Юлия. — Это огромная проблема, на самом деле. Процесс отделения ребенка от мамы и мамы от ребенка (или, если называть термином психологии, процесс сепарации) практически всегда тяжело переносится обеими сторонами, с аутичными детьми все еще сложнее. В свои три года нормальный здоровый ребенок умеет почти все: элементарно обслуживать себя, самостоятельно есть. Но зачастую бывает так, что родители приводят трехлеток, а они и на минуту не могут остаться без мамы.

Есть гиперактивные — неусидчивые дети, которые не могут сконцентрироваться. В процессе занятий им постоянно нужно подбрасывать новые идеи. Но надо быть готовым к тому, что они тяжело воспринимают информацию. К примеру, вы что-то объясняете, а тут малыш увидел красный шарик, игрушку — и все, внимание утеряно, и он тебя уже не слушает. Поэтому сперва нужно скорректировать его поведение, например, разными секундными заданиями, — объясняет клинический психолог.

Слезы — это нормально

Я вспоминаю, как мой маленький угрюмый ученик не хотел отходить от мамы и нетерпеливо ждал ее появления, и задаю вопрос: «Что делать с плаксами, для которых уход мамы сравним с катастрофой?» Юлия Сысоева считает, что в данном случае проблема в родителях. Да, педагоги центра смогут помочь ребенку спокойно переживать одиночество, но это займет много времени.

— Родителям кажется, что, приближая ребенка к себе, они проявляют свою любовь. Но впоследствии это дает именно такие плоды — невозможность оставить малыша одного, отдать его в сад или центр. Детишки неглупые, они учатся манипулировать, и делают это виртуозно. И слезы — один из способов манипуляции. Поэтому, да, ваш ребенок будет плакать первое время, но это нормально, такая адаптация необходима.

В последнее время родители часто обсуждают между собой методику детского развития «Монтессори», которая представляет собой свободные занятия. Согласно этой методике ребенок самостоятельно выбирает вид деятельности, продолжительность и собственный ритм занятий. В свободно подготовленном пространстве малыш обращается к индивидуальности и самобытности своего характера, познает окружающую среду всеми доступными способами. Никто не запрещает брать тот или иной кубик, рисовать или читать, бегать или собирать пазл. По мнению Марии Монтессори, основательницы одноименного метода воспитания, ребенок — строитель собственной жизни. Многие центры берут за основу такой принцип работы, но насколько он продуктивен?

— Отдавать ребенка в центры, работающие по методике «Монтессори», бессмысленно. Такие условия можно создать и дома. От центра ждешь, что педагог скорректирует поведение малыша и даст ему определенную нагрузку. Ребенок будет развиваться с помощью взрослого. Монтессори, конечно, предполагает, что дети находятся в разновозрастных группах: большие будут сопереживать и помогать маленьким, а младшие тянуться за взрослыми. Этот момент действительно работает. Но должна быть нагрузка, какая–то определенная программа. Ребенок должен знать, что есть занятия, уроки или любое другое обязательное для выполнения задание, — объясняет Юлия Сысоева.

Однако с нагрузкой важно не перегибать палку. С ранних лет виден потенциал ребенка. И хорошо, если родители заметят его и будут способствовать развитию того, к чему у их чада есть склонности. Иначе можно оказать своему ребенку медвежью услугу: опустить самооценку, заставить его соревноваться и чувствовать себя неумелым по сравнению с более успешными сверстниками. И все это потому, что родители заставили его заниматься тем, к чему у него нет склонности. Любой психолог увидит в этом стремление взрослых через детей реализовать себя. При этом родители забывают о том, что их ребенок — человечек со своими умениями и целями. Развить в ребенке лидера можно, не заставляя его заниматься нелюбимым делом. Например, в группе дети не хотят собирать игрушки. А нужно. Педагог может начать игру под названием «А я первая соберу». Срабатывает желание сделать лучше, и дети самозабвенно собирают игрушки. Такой прием срабатывает и дома.

Все сложится: и с образованием, и с развитием. Но только в том случае, если родители понимают, зачем идут в центры детского развития и для чего ведут туда детей. Такие занятия — не способ освободить личное время, они не для галочки, и уж, конечно, не способ реализовать взрослые амбиции. Это вклад в будущую успешность ребенка, его адаптацию к жизни, подготовку к школе. Это возможность общения с другими детьми и педагогами. Если у преподавателя возникает контакт с ребенком, обратная связь — это дорогого стоит. Ведь тогда и оставаться без мамы надолго крохи смогу абсолютно спокойно. Ведь их будут ждать часы увлекательного и занимательного досуга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру