Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии преподавания. Инновационные технологии, которые в последнее время активно внедряют, следует рассматривать как инструмент новой образовательной парадигмы — подготовки человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Мировые специалисты приходят к выводу, что образование должно в первую очередь способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Парковки, раздевалки, интерактивные доски
Роспотребнадзор ввел изменения в СанПиНы, которые касаются школ и других учебных общеобразовательных учреждений. Многие из них были введены, учитывая опыт таких развитых стран, как Австрия и Швейцария.
Теперь возле каждой школы должна быть обустроена парковка. Преимущество среди парковочных мест отдается в первую очередь машинам, которые привозят больных детей.
Согласно новым требованиям придется переоборудовать раздевалки при школьном спортзале. Они должны быть теперь не меньше шести квадратных метров и находиться рядом с душем.
Еще одно новшество касается изоляции заболевшего школьника. Теперь специально для ребят, которые почувствовали себя плохо во время перемены или урока, будет оборудована комната, где школьники будут дожидаться приезда врача и родителей.
Также СанПиН уточняет общий объем нагрузки в течение дня для учеников начальной школы.
Этот объем не должен превышать 4 урока для первоклашек (и один раз в неделю — 5) и 6 уроков — для школьников 2-4 классов. При этом время непрерывной работы с интерактивной доской для детей начальной школы — не более 5 минут.
Сколько корпеть над учебниками?
Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа ведомства, касающегося ограничения объема домашних заданий для российских школьников. Согласно документу скоро домашних заданий будет меньше. Так, для школьников вторых и третьих классов объем домашних заданий не должен превышать 1,5 часа в день, для четвертых и пятых классов — 2 часа в день, для шестых-восьмых классов — 2,5 часа в день, а для девятых-одиннадцатых классов — 3,5 часа в день.
При этом те учебные предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Также в проекте говорится об отмене домашних заданий для первоклассников, а обучение первоклашек будет проводиться без бальной оценки знаний. На текущий момент данный документ проходит процедуру общественного обсуждения.
Даешь бесплатную продленку!
Минобрнауки России подготовило инициативу о возмещении расходов на содержание групп продленного дня в школьных учреждениях страны за счет бюджета регионов и муниципалитетов.
В Орле городские власти подготовили к новому учебному году все 135 муниципальных образовательных учреждений. На ремонт помещений, установку камер видеонаблюдения, обновление мебели и компьютерной техники выделили почти 100 миллионов рублей.
Другими словами, продленка станет бесплатной для всех школьников. В ближайшее время во все субъекты Российской Федерации будут направлены соответствующие методические рекомендации для внедрения этого новшества в школах.
Кто закрывает сельские школы
Сегодня в регионах России работает 43210 школ. Наблюдается некоторое сокращение числа основных учебных заведений. В основном это происходит в городах и обусловлено процессами укрупнения школ. Например, только в Москве к другим школам присоединено около 500 школ. Дмитрий Ливанов пообещал главе кабмина Дмитрию Медведеву на заседании правительства, что сельские школы будут сохранены. Ведь пока есть школа, живет село. Министр отметил, что сейчас основная задача не лишить детей доступного качественного образования, поэтому все силы бросать на укрупнение одних школ путем закрытия других было бы ошибкой.
Однако в регионах перегибы все же случаются. В некоторых районах регионов Черноземья чиновники буквально заставляют родителей писать заявления о переводе детей из маленьких сельских школ в более крупные, не берут во внимание, что ученикам придется вставать на несколько часов раньше, несколько километров идти до остановки, привыкать к новому коллективу.
— Мы обращаем особое внимание регионов на то, что даже небольшие сельские школы должны обязательно работать. Это очень важный элемент социальной жизни, социальной инфраструктуры села, тем более что современные образовательные технологии позволяют проводить качественное обучение детей даже в небольших школах, — подчеркивает Дмитрий Ливанов.
ЕГЭ по китайскому языку
Российские выпускники будут сдавать китайский язык в форме ЕГЭ в 2016-2017 учебном году. Об этом заявил директор международного департамента Министерства образования и науки РФ Николай Тойвонен на большом августовском совещании педагогических работников Воронежской области во вторник, 25 августа.
Тойвонен считает, что таким образом школьники докажут, что россияне — образованная нация. Он добавил, что знание языка поможет «выяснить, что о нас пишут в китайской прессе», и изучить богатую восточную культуру — «например, почитать Конфуция в оригинале».
Новый ЕГЭ школы опробуют в 2016-2017 учебном году в нескольких регионах России (Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае), Воронежская область не среди них, однако в региональном департаменте намерены ввести ЕГЭ по китайскому языку в ближайшие годы.
— Многое зависит от того, насколько удачно пройдет эксперимент. И, конечно, нужно проанализировать, насколько актуален китайский язык для нашего региона, в каких школах его изучают, — прокомментировали в пресс-службе воронежского департамента образования.
Отметим, что недавний опрос ВЦИОМ показал: россияне доверяют результатам ЕГЭ. В этом году 45% россиян ответили, что фальсификация результатов «скорее единичные случаи» — в 2014 году такого мнения придерживались 43% россиян, а в 2011-м только 32% респондентов считали, что это частное явление. Полагают, что мошенничество при сдаче единого госэкзамена — это «скорее общая практика», 36% россиян уже два года назад считали фальсификацию на экзаменах распространенным явлением.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в свою очередь, подтвердил, что снизилось количество нарушений во время сдачи ЕГЭ по сравнению с прошлыми годами. Кравцов подчеркнул, что утечек перед началом ЕГЭ в этом году не было.
1003 слова запомнили липецкие школьники и установили рекорд «Наибольшее количество воспроизведенных слов при запоминании группой школьников из 20 человек за 25 минут», который будет занесен в «Книгу рекордов России». 20 обычных учеников средних классов липецких школ полтора месяца тренировали память по методу образного запоминания. Все они участники социального обучающего проекта «Вундеркинд XXI века».
Новые предметы
В следующем году в российскую общеобразовательную программу будут включены уроки по обучению подростков финансовым тонкостям. Этот шаг является частью национальной стратегии, которую реализуют Минфин и Всемирный банк.
— В предстоящем учебном году такой курс будет апробирован в ряде школ со второго по одиннадцатый классы. Мы понимаем, что школьники перегружены программой, поэтому это будет курс по выбору. Прорабатывается и другой подход — включение отдельных аспектов курса финансовой грамотности в традиционные предметы школьной программы. Самый очевидный вариант — задачи по математике. На наш взгляд, можно не только вычислять, за сколько времени наполнится бассейн, но и решать задачи на примере семейных трат и планирования бюджета, — сказал директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрей Бокарев.
Проект по повышению уровня финансовой грамотности населения будет реализован в десяти российских регионах — Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Татарстан, Москве, Архангельской, Саратовской, Томской, Волгоградской и Калининградской областях.
Кроме того, в школах всей страны уже в этом учебном году начиная с пятого класса для школьников предусмотрены занятия по специальностям, которые сейчас фигурируют на рынке труда. Также теперь в стандарте образования определен статус второго иностранного языка, это означает ориентирование школ на обучение детей еще двум языкам помимо русского. Также в этом году вводится новый предмет — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Его будут изучать уже в пятом классе. Содержание данного предмета определят в каждом регионе отдельно —в зависимости от местных традиций. Если раньше для выпускника школа оканчивалась экзаменами, то теперь нужно будет еще и защищать индивидуальный проект.
Сейчас в мире самой продвинутой считается система образования в Японии. На нее оглядывается Запад, с интересом смотрят российские чиновники. Маленьких японцев на первых же уроках учат, что трудолюбие важнее ума, а свободомыслие и споры с начальством не поощряются.