В университетах, школах, на страницах социальных сетей не утихает полемика, касающаяся вопроса обязательного введения второго иностранного языка. Заявление, сделанное министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым в начале учебного года, общестВенаность окрестила популистским ходом, поддерживающим западные ценности.
После долгого рабочего дня врачи иногда успокаивают себя циничной шуткой: «Здоровые люди лечиться не ходят». Вот уже несколько дней мне кажется, что Министерство образования и науки РФ приняло решение руководствоваться тем же принципом в процедуре приема граждан. Позвонила по номеру, указанному на официальном сайте Минобрнауки, — посоветовали набрать другой. Перезвонила по новому — та же история. После третьей попытки добилась лишь: «Попробуйте оставить онлайн-заявку, и мы обязательно рассмотрим ваше обращение». Здоровой себя уже чувствовать перестала! Сделала все как по инструкции, через пару дней в ответ пришло: «Ваша заявка принята. Телефон для справок:… Ни даты, ни времени, ни желаемого «ждем с нетерпением». Решила, что пора брать штурмом, ворвалась в министерство с уверенным пассажем, вроде «мне нужно, я по записи, у меня личное обращение», в итоге добиться удалось лишь: «А вы вообще как сюда прошли?» Похвалили за энтузиазм и профессионализм.
«С 1 сентября школы переходят на новый стандарт обучения, который предусматривает введение ВТОрого обязательного иностранного языка. Пока не все учебные заведения готовы к новому стандарту, им дается переходный период для адаптации», — сообщил Дмитрий Ливанов в интервью «Российской газете» 31 августа 2015 года. Он обозначил перспективу введения ФГОСов для 10-11-х классов с 2020-го и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ с 2022-го. Такая «пятилетка» по душе пришлась далеко не всем.
Нападки на Ливанова со стороны блогеров и активных пользователей социальных сетей не просто не прекращаются, а порождают новые конфликты. Большинство сошлось на том, что «выпускаются из школ девять из десяти — дебилы, которые толком писать не умеют, читают так, что плакать хочется, а говорят и вовсе как последние дегенераты». Общественность взбудоражена заявлением о введении дополнительной нагрузки для детей. О набошем напоминают также часто звучащие риторические вопросы вроде: «А почему второй иностранный? Почему не литература или история? Как быть с национальными школами?»
Да? Нет? Естественно, да!
— Не понимаю, откуда взялся такой негатив, — отмечает Марина Сергеевна Широлапова, учитель немецкого языка. — еще Гете в XVIII веке сказал: «Кто не знает иностранных языков, ничего не знает и о своем собственном». Я с ним полностью солидарна. В нашей школе изначально было два иностранных языка: немецкий и английский. Начальная школа изучает один язык — три раза в неделю, в средней школе к пяти часам одного иностранного добавляются два часа нового языка, а в старшей параллели обучение продолжается в соотношении 4:2. В противовес доводам по поводу нагрузки школьников могу сказать, что наша система обучения дает возможность успешно и без репетитора подготовиться к сдаче экзамена на немецкий языковой диплом. Этот документ дает возможность учиться за границей без дополнительного подтверждения уровня владения нормами языка. Кроме того, сертификат носит своего рода безвременный характер, то есть не требует пересдачи хоть через десять лет, хоть через пятьдесят. Ради такого бонуса можно потрудиться, плюс — себе же во благо.
В Москве, например, школа с углубленным изучением немецкого языка № 1212 плодотворно сотрудничает с немецкой посольской школой. Уже более сорока лет (еще со времен Советского Союза) реализуется обмен с двумя гимназиями, расположенными в Германии.
— Немцы славятся своей педантичностью и аккуратностью. Говорят, что эта нация отличается практичностью и бережливостью: они экономят воду, сортируют мусор, не любят потчевать гостей. А действительно ли это так? Вот в русской семье на обеденном столе или в холодильнике всегда должно быть горячее: супы, борщи — так мы привыкли, так у нас заведено. В Германии на завтрак бутерброды с нутеллой и фанта, а на ужин — то, что осталось от утренней трапезы. У учеников есть возможность проверить все это на собственном опыте. Немецкий островок посреди спального района на Мосфильмовской улице, знакомство с бытом и традициями западной (или восточной) культуры не по занудным книжкам… Все это хорошо. Только почему-то на ум приходит веселая песенка Колмановского и Ошанина: «Почему, дружок, да потому, / Что я жизнь учил не по учебникам. / Просто я работаю, просто я работаю, / Просто я работаю волшебником».
Дед Мазай и зайцы, честное слово
— Учителя не готовы даже к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку, поскольку уровень владения у многих недостаточно высокий и в школах нет материальной базы (я имею в виду технические средства). Что тут говорить о введении еще одного? — считает Светлана Евгеньевна Шевченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка Курского государственного университета. Чтобы знать язык, уметь им оперировать нужно, минимум, три часа в неделю. Меньше — это просто фикция. Для владения языком и сдачи экзамена необходимы стажировки, а кто их будет оплачивать? Если в столице резервы не лопнут в результате расходования денег на языковой обмен, то в регионах школы могут рассчитывать только на родительский кошелек.
История с двумя иностранными языками родилась не сегодня и даже не вчера. Несколько лет назад в школах уже пытались добровольно-принудительно преобразовать расписание с учетом новых дисциплин. Но позволю себе обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Читаем об объеме максимальной допустимой нагрузки в течение дня: «для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков; для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков». Кроме того, регламентируется количество часов, отведенных на выполнение школьником домашнего задания (по всем предметам): «во 2-3-х классах — 1,5 ч., в 4-5-х классах — 2 ч., в 6-8-х классах — 2,5 ч., в 9-11-х классах — до 3,5 ч». А теперь спросите у старшеклассников, сколько часов из суточных 24 они выкраивают на сон и чтение любимой книжки? И сколько тратят на так называемое д/з?
Преподаватель английского языка одного из ведущих московских вузов страны заявление Главы Министерства образования и науки РФ Ливанова серьезно воспринимать отказывается: В общем, это полный бред, потому что сказать можно все что угодно, а претворить в жизнь... Ну, во-первых, учебный план и расписание все-таки не резиновые. За счет каких часов будет вводиться второй иностранный? Каким предметом нужно пожертвовать, чтобы более-менее изъясняться на французском-немецком-китайском? Второй момент: штат сотрудников. Если в школе не было преподавателей по этим предметам, то откуда они возьмутся. Займитесь элементарной арифметикой. Не думаю, что выпускники ин. яза стремятся работать в школе. Да и если хорошо подумать… Зачем такие крайности? Блестяще будут знать сразу два? Я вас умоляю!
Почему? Зачем? Но главное — КАК?
Возможно, на вопрос «зачем?» мы ответить сумеем. Все-таки курсы изучения иностранных языков, языковые школы и тренинги процветают и зарабатывают неплохие деньги на потребности людей быть образованными в этой области. Недавно подруга вернулась из Австрии: пьем чай, она с восхищением рассказывает: «Там даже водители автобусов свободно разговаривают на английском!» Да никто и не спорит. Реформа сама по себе полезная, нужная. Научная литература сейчас вся на иностранном, гаджеты и современная техника в большинстве своем — на иностранном, обязательное условие при трудоустройстве на мало-мальски престижную работу — владение иностранным. Но вопрос в том, за счет каких извращений и нововведений предложение Ливанова будет воплощаться в жизнь?
И не является ли данная затея амбивалентной, аналогом еще более интересной: в школьную программу хотят включить обучение езде на велосипеде. Кстати, зимнее солнце наши предки называли Колядой, отсюда и пошло название праздника.