История в лицах

8 февраля мы вновь отметим освобождение Курска от немецко-фашистских захватчиков, произошедшее ровно 73 года назад. Память об этих событиях, история героической 121 стрелковой дивизии, жива, она передается из поколения в поколение, трепетно хранится горсткой людей.

История в лицах

Герой мирного времени

Алексей Сотников, командир поискового отряда «Курган» курского Союза десантников России, убежден: в том, что он стал поисковиком, нет ничего удивительного. О том, где предположительно пропал его дедушка — солдат Красной Армии, Алексей и его семья узнали лишь 10 лет назад, когда в Интернете опубликовали данные из архивов.

— Ровно 73 года назад в этот день (28 января — прим. ред.) мой дедушка был жив, в составе 574 стрелкового полка 121 стрелковой дивизии форсировал Дон. Вместе с однополчанами они преодолели этот водяной рубеж, сбили немецкие заслоны и освободили село Девица и станцию Ладное Воронежской области. Именно отсюда началось освобождение Воронежа, а затем 121 дивизия вышла на подступ к Курску, приняла участие в освобождении столицы Соловьиного края и дошла до Рыльска. 10 марта 1943 года на берегу реки Сейм мой дедушка погиб в последней атаке при попытке наших войск преодолеть реку.

В составе 121 дивизии было очень много воронежских и курских мужиков. Именно мужиков, тех, кто по разным причинам оказался в оккупированных городах. Их призывали прямо в тех селах, которые освобождала дивизия. Было такое понятие «призван передовыми частями Красной Армии». Тысячи курян уже на следующий день участвовали в боях. Очень многие из них погибли буквально в соседних селах. Это была цена, которую заплатили местные жители за освобождение Курской области. Они заплатили жизнью, в том числе и мой дедушка. Ежегодно в канун 8 февраля мы собираемся, чтобы вспомнить подвиг наших предков. Потому что всем, что хорошего есть в нашей жизни, мы обязаны им. Невзирая на снег, холод, недостаток продуктов и боеприпасов, они очистили наш край от немецких захватчиков.

Сегодня поисковый отряд «Курган» занимается поиском и перезахоронением советских солдат. Этому делу мы посвятили 20 лет. За это время удалось найти и перезахоронить около 300 солдат, в том числе и из 121 дивизии. В Рыльском районе в селе Некрасово, где погиб мой дедушка, мы нашли могилу, где было 46 бойцов Красной Армии и одна местная жительница, расстрелянная немцами. В основном мы работаем на Северном фасе Курской битвы, только за прошлый год силами отряда нашли и захоронили 40 солдат. Я не уверен, что среди тех, кого мы нашли в Некрасово, был и мой дед. Но абсолютно точно среди погибших находился отец известного курского журналиста Василия Воробьева.

На вопрос о том, какие эмоции вызывают такие «находки», Сотников отвечает сдержанно:

— Мы ищем, и это очень непростая задача. Приходится много копать, что отнимает огромное количество сил и времени. И когда находим людей, то, конечно, это радость. Из тех 40 солдат, которых мы подняли в прошлом году, у шести удалось установить имена. Сейчас мы разыскиваем родственников, это тоже длительный и трудоемкий процесс. Но когда находим, то это очень трогательно, люди испытывают огромную благодарность. И этот отклик важнее всего.

«Девушка, подбившая танк»

В этом году Нина Луценко не смогла прийти на ежегодную встречу ветеранов 121 дивизии из Курска, Воронежа и Белгорода, проходящую в режиме онлайн. Здоровье подвело. В прошлом году эта хрупкая женщина с несгибаемым характером отметила свое 90-летие. Нина Луценко — символ и оплот курского поискового движения, а еще женщина удивительной судьбы.

В Красную Армию Нина попала в 17 лет. 5 февраля 1943 года красноармейцы освободили от фашистов ее родное село Букреево в Курском районе. После девушка подошла к командиру с просьбой: возьмите с собой в артиллерию. Тот отказался наотрез. Но вмешалась мать Нины: «Я вижу, что вы люди порядочные, заберите ее, пожалуйста, ведь она все равно убежит на фронт. Так мне будет хоть спокойнее за свою дочь». О твердом и непримиримом характере этой тонкой быстроногой девчонки знали все.

Наводчицей Нина стала не сразу. Сперва подавала снаряды и собирала гильзы. Сама Нина Сергеевна вспоминает сегодня:

— В ящике снарядов — 36 килограммов! Поднимала. Разве в бою думаешь, кто тебе помогать будет?! У каждого своя работа, каждый своим делом занят.

Нина Луценко участвовала в Курской битве. Вражеские самолеты скидывали на советских бойцов не только бомбы, вниз летели обломки металлических труб, куски рельсов. Опасность была такой осязаемой, что казалось, ее можно потрогать пальцами. И вдруг, среди этого адского грохота, Нина слышит приказ о своем назначении наводчиком вместо погибшего бойца. В резерве оставались только солдаты из Узбекистана, плохо понимавшие русский. Девушка не испугалась и взяла на себя ответственность.

Позже не раз ее удивительная сила воли подстегивала уже опытных бойцов. Когда армия перешла Днепр, перед ними будто из воздуха возникли мощные немецкие «Тигры».

— «Смотрю: мой снаряд полетел выше танка, — вспоминает ветеран. — Я — ему: ты что зарядил?! Мы ж не пристрелянные. А потом мне командир говорит: слушай, ты меня как холодной водой окатила, когда сказала, что мы не пристрелянные. Мне стыдно стало: девчонка не испугалась, а я задрожал...»

Сама Нина Сергеевна самым памятным событием тех лет считает бой, когда ей удалось подбить свой первый танк.

— Это было весной 1944 года, когда гнали фашистов с украинской земли, — читаем в воспоминаниях ветерана. — Мы были на марше. Связной командира нам сообщил: идут 12 фашистских танков. На пути была деревня — несколько домов, стоящих в ряд. Мы укрылись за домами. По открытой местности танки шли на нас. Приняли бой. Командир орудия дал команду подкалиберным зарядить орудие, заряд пошел выше танка, говорю: «Мы не пристреляли». Подает команду: «Осколочным!» В экстремальных условиях очень быстро работают мысли. Подвела под башню. Башню танка заклинило. Заметил соседнее орудие и развернулся, чтобы бить по нему, мне подставил левую сторону. А мы знали, что у «Тигра» с левой стороны боеприпасы и баки с топливом. С третьего выстрела танк загорелся. Мы со своей батареей подбили четыре танка, подоспели «Катюши», подожгли еще четыре, а остальные повернули обратно.

Нина Луценко — ветеран 121 стрелковой дивизии, история и судьба которой неразрывно связана с курским краем. Даже в свои 90 лет она приходит в школы и общается с молодежью. Потому что люди должны помнить.

Вице-спикер Курской областной Думы Виктор Карамышев:

— 121 стрелковая дивизия — соединение действительно удивительное, его история особенно близка курянам и жителям соседних регионов. Четыреста тяжелых, кровопролитных дней шли бои. Куряне, воронежцы сражались бок о бок, у нас общая история и общая память. У 121 дивизии славный, доблестный путь, сколько Героев Советского Союза вышло из ее рядов! 55 из них — куряне. Много было пройдено, испытано, преодолено. И мне очень приятно, что в нашем регионе есть клуб «Красная гвоздика», который бережно хранит память о 121 стрелковой дивизии. Я уверен, что в ближайшее время мы сможем издать альбом об истории дивизии, постараемся провести встречу детей, внуков и правнуков бойцов, освободивших наш край от фашистского налетчика. Чтобы сегодня уже дети могли познакомиться между собой, передать друг другу фотографии, обменяться рассказами и воспоминаниями… Ведь память о героях того времени должна жить в веках, и мы сделаем для этого все возможное. 

Хранители памяти

В этом году поисковый военно-патриотический клуб «Красная гвоздика» отметит свое 50-летие. В 1965 году он был создан на базе детского дома, и это оказался удивительный союз. Дети, потерявшие родителей в военное лихолетье, тянулись к взрослым, навещавшим их. А ветераны 121 дивизии, вчерашние фронтовые бойцы, видели в этих ребятишках себя и детство, которого их лишили фашисты. Сотрудники Музея Курской битвы предложили воспитателю интерната Тарасу Шевченко и его ребятам заняться поиском материала об истории и боевом пути 121 Рыльско-Киевской, Краснознаменной, орденов А. Суворова и Б. Хмельницкого стрелковой дивизии. Сегодня Тараса Григорьевича связывает с клубом полувековая деятельность. 

— 50 лет назад интернат стал для ветеранов вторым домом, а они для ребят — настоящей семьей, — вспоминает Тарас Шевченко. — Вчерашние солдаты читали детям лекции, учили их автомеханике, водили в походы. Особенно трогательные отношения связывали детдомовцев с Николаем Николаевичем, инвалидом первой группы, жившем в Коренево. Он стал детям настоящим другом. И через несколько лет выпускники интерната собрались и убрали ему огород, отплатив за тепло, которое он им щедро дарил. 

В 2016-м мы отмечаем 50-летие клуба «Красная гвоздика», готовим проект «Дневник памяти», куда войдут истории ветеранов. Особенно хочется сказать слова благодарности в адрес депутата Виктора Карамышева, который оказывает нам колоссальную поддержку, и исполкому партии «Единая Россия».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 2 февраля 2016

Заголовок в газете: Люди, благодаря которым живет память о событиях 8 февраля 1943 года

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру