Как скоро российские города повторят путь Кельна, Парижа или Брюсселя?

Почему исламский фактор неожиданно стал влиятельной силой в Черноземье

Есть у пред­сто­я­щих осе­нью вы­бо­ров в ГД РФ и ре­ги­о­наль­ные за­ксо­б­ра­ния од­на осо­бен­ность. Гер­ма­ния, Фран­ция, Бель­гия и во­об­ще вся шен­ген­ская зо­на в не­дав­нем про­шлом ее не уч­ли. И се­год­ня име­ют то, что име­ют. Речь идет об ис­лам­ском фак­то­ре. Вер­нее, о ре­ги­о­наль­ном му­суль­ман­ском лоб­би.

Почему исламский фактор неожиданно стал влиятельной силой в Черноземье

До­б­ро по­жа­ло­вать…

Рос­сия дер­жа­ва мно­го­на­ци­о­наль­ная и мно­го­кон­фес­си­о­наль­ная. Не­смо­т­ря на осо­бую, тра­ди­ци­он­но силь­ную роль Рус­ской пра­во­слав­ной цер­к­ви в жиз­ни рос­сий­ско­го об­ще­ства, Кон­сти­ту­ция РФ ус­та­нав­ли­ва­ет, что ни­ка­кая ре­ли­гия в на­шей стра­не не мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся в ка­че­с­т­ве го­су­дар­ствен­ной или обя­за­тель­ной, а все ре­ли­ги­оз­ные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и рав­ны пе­ред за­ко­ном. Се­год­ня, учи­ты­вая си­ту­а­цию в опом­нив­шей­ся Ев­ро­пе и уси­лив­шу­ю­ся мас­со­вую ми­г­ра­цию в рос­сий­ские ре­ги­о­ны му­суль­ман, пе­ред про­па­ган­ди­с­та­ми вста­ла не­об­хо­ди­мость как-то под­черк­нуть зна­чи­мость ис­ла­ма для Рос­сии.

В Рос­сии на дан­ный мо­мент на­счи­ты­ва­ет­ся 85 субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. Из них лишь в се­ми ис­лам яв­ля­ет­ся тра­ди­ци­он­ной ре­ли­ги­ей, ко­то­рую ис­по­ве­ду­ет боль­шин­ство на­се­ле­ния ре­ги­о­на. Это Баш­ки­рия, Та­тар­стан, Чеч­ня, Ин­гу­ше­тия, КЧР, КБР и Да­ге­с­тан. Из этих се­ми субъ­ек­тов пять бы­ли окон­ча­тель­но при­со­еди­не­ны лишь в 1864 го­ду, то есть по ис­то­ри­че­с­ким мер­кам со­в­сем не­дав­но. Вдо­ба­вок эти ре­ги­о­ны очень не­про­дол­жи­тель­ное вре­мя бы­ли пол­но­цен­но ин­те­г­ри­ро­ва­ны в рос­сий­скую го­су­дар­ствен­ность, в на­сто­я­щее вре­мя Кав­каз так­же вы­па­да­ет из об­ще­рос­сий­ско­го пра­во­во­го, куль­тур­но­го и мен­таль­но­го по­ля.

Меж­ду тем в рос­сий­ских ре­ги­о­нах меж­пар­тий­ная арт­под­го­тов­ка к пред­сто­я­щим вы­бор­ным ба­та­ли­ям уже на­ча­лась и ве­дет­ся край­не ак­тив­но, но аб­со­лют­но ник­то не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на тот факт, что в це­лом ря­де тра­ди­ци­он­но пра­во­слав­ных рос­сий­ских ре­ги­о­нов, в ос­нов­ном — от пар­тии вла­с­ти, в за­ксо­б­ра­ния вы­дви­га­ют­ся впол­не се­бе свет­ские лю­ди, ча­ще — биз­не­с­ме­ны, чьей ре­ли­ги­ей яв­ля­ет­ся Ис­лам.И это аб­со­лют­но нор­маль­но. По­ка.

Сто­ит ли счи­тать, что то, что се­год­ня про­ис­хо­дит или, точ­нее, мо­жет про­изой­ти, — страш­нее бомб? По­лу­чим ли мы в ито­ге не про­сто за­ез­жих тер­ро­ри­с­тов, при­кры­ва­ю­щих­ся ис­ла­мом, а свое до­мо­ро­щен­ное под­по­лье? Здесь. До­ма. Вы­сту­пят ли его за­стре­ль­щи­ка­ми лю­ди, ко­то­рых мы зна­ем го­да­ми? С кем дру­жим и не раз си­де­ли за од­ним сто­лом. Аб­со­лют­но не факт, что они по­тен­ци­аль­ные тер­ро­ри­с­ты. Их мо­гут ис­поль­зо­вать всле­пую или по­обе­щать ка­кие-то пре­фе­рен­ции. В биз­не­се, во вла­с­ти, да ма­ло ли?

Да, ис­лам — мир­ная ре­ли­гия. Это ак­си­о­ма. Но за­чем то­г­да има­му ме­че­ти в па­т­ри­ар­халь­ном го­ро­де Цен­т­раль­ной Рос­сии ору­жие?

Ар­се­нал бел­го­род­ско­го има­ма

Не­дав­няя ис­то­рия в Бел­го­ро­де обош­лась без кро­ви толь­ко бла­го­да­ря ра­бо­те спец­служб. Два пи­с­то­ле­та «ТТ» и на­ган, три па­т­ро­на, руч­ная ос­ко­лоч­ная гра­на­та Ф-1, уни­фи­ци­ро­ван­ный за­пал для руч­ных гра­нат, мо­дер­ни­зи­ро­ван­ный УЗРГМ 2 и за­ряд взрыв­ча­то­го ве­ще­с­т­ва — тро­тил мас­сой 737,3 грам­ма бы­ли изъ­яты при обы­с­ке в ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции «Мир и со­зи­да­ние» и в слу­жеб­ном ка­би­не­те има­ма Бел­го­род­ской ме­че­ти Фай­зул­лы Ис­ма­и­ло­ва. Имам за­дер­жан. След­ствие про­дол­жа­ет­ся.

Ка­кие идеи за­кла­ды­ва­ют та­кие има­мы в го­ло­вы сво­их по­до­печ­ных? Идеи-бом­бы? Ос­кол­ки ре­аль­ных бомб раз­ры­ва­ют плоть. Ме­тал­лу на­пле­вать на ве­ру сво­ей жер­т­вы. Во­прос в дру­гом, где рва­нут бом­бы, за­ло­жен­ные в умы? На Харь­ков­ской го­ре в Бел­го­ро­де? На Ка­ра­чов­ке в Ор­ле? На Мо­на­с­тыр­ке в Ли­пец­ке? Или на Бо­ев­ке в Кур­ске? Ну да речь не об има­мах, а о по­ли­ти­ках.

Как в Ор­ле ед­ва не по­яви­лась ме­четь

В 2013 го­ду, об­ра­ща­ясь к то­г­даш­не­му гу­бер­на­то­ру Ор­лов­ской об­ла­с­ти Коз­ло­ву, главред ме­ст­ной га­зе­ты «Крас­ная стро­ка» Юрий Ле­бед­кин пи­сал: «Во­ткнуть, ни с кем не со­ве­ту­ясь, в цен­т­ре Ор­ла па­мят­ник А. Ер­мо­ло­ву — это од­но, в лю­бом слу­чае Алек­сей Пе­т­ро­вич — наш зем­ляк и на­ци­о­наль­ный ге­рой. Но пре­вра­тить Ор­лов­щи­ну в му­суль­ман­ский центр все­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га — это со­в­сем дру­гое. Здесь не Та­тар­стан, не Баш­ки­рия и не Кав­каз, и ни­ка­кие дни на­ци­о­наль­ных куль­тур не скро­ют ос­т­ро­ты проб­ле­мы. За­ду­май­тесь о по­след­стви­ях, по­ка не на­ло­ма­ли дров. А то ведь ва­ша от­став­ка и так уже пе­ре­зре­ла». Речь шла об идее, ко­то­рую вы­дви­ну­ло то­г­даш­нее ру­ко­вод­ство ре­ги­о­на — по­стро­ить ме­четь. Ме­ст­ные жи­те­ли уз­на­ли об этом слу­чай­но. Кт-то из жур­на­ли­с­тов об­на­ру­жил ин­фор­ма­цию на… сай­те Пра­ви­тель­ст­ва Че­чен­ской Ре­с­пуб­ли­ки. Де­с­кать до­го­вор есть и т.д и т.п. Где се­год­ня Коз­лов, ор­лов­цев не ин­те­ре­су­ет, а идея стро­и­тель­ст­ва ме­че­ти встре­ти­ла та­кое про­ти­во­дей­ствие, что вла­с­ти про нее по­ста­ра­лись не­мед­лен­но за­быть. Тут вот, что при­ме­ча­тель­но, идея по­шла свер­ху от гу­бер­на­то­ра, ти­хим са­пом. То есть ор­лов­цев мог­ли по­ста­вить пе­ред фак­том. Есть ме­четь и все тут. За­ме­тим, ор­лов­ский экс-гу­бер­на­тор Коз­лов ро­дом из Та­тар­ста­на.

В Кур­ске во­и­нов джи­ха­да нет. По­ка

В кон­це ап­ре­ля в Кур­ске, под пред­се­да­тель­ст­вом за­ме­с­ти­те­ля гу­бер­на­то­ра Люд­ми­лы Гре­бень­ко­вой со­сто­я­лось за­се­да­ние ра­бо­чей груп­пы по во­про­сам гар­мо­ни­за­ции ме­жэт­ни­че­с­ких от­но­ше­ний в Кур­ской об­ла­с­ти. Со­брав­ши­е­ся об­су­ди­ли со­вме­ст­ную де­я­тель­ность в сфе­ре ме­жэт­ни­че­с­ких и меж­кон­фес­си­о­наль­ных от­но­ше­ний, про­фи­лак­ти­ку ре­ли­ги­оз­но­го экс­тре­миз­ма.

В Кур­ской об­ла­с­ти, по дан­ным юс­ти­ции, за­ре­ги­с­т­ри­ро­ва­но 12 об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний, сфор­ми­ро­ван­ных по на­ци­о­наль­но­му при­зна­ку, и 345 ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ний 16 кон­фес­сий.

По ре­зуль­та­там мо­ни­то­рин­га меж­на­ци­о­наль­ных и меж­кон­фес­си­о­наль­ных от­но­ше­ний за­ме­с­ти­тель гу­бер­на­то­ра оха­рак­те­ри­зо­ва­ла си­ту­а­цию в ре­ги­о­не как ста­биль­ную и спо­кой­ную. Кон­флик­тов на на­ци­о­наль­ной и ре­ли­ги­оз­ной поч­ве на тер­ри­то­рии ре­ги­о­на в про­шлом го­ду не бы­ло. Ру­ко­во­ди­тель ме­ст­ной ре­ли­ги­оз­ной му­суль­ман­ской ор­га­ни­за­ции «Аль Рах­ма» Ра­уф Сал­ма­нов вы­сту­пил на те­му: «Ис­лам — ре­ли­гия ми­ра и ми­ло­с­ти». На за­се­да­нии бы­ло при­ня­то ре­ше­ние со­вме­ст­но с ко­ми­те­том об­ра­зо­ва­ния и на­уки об­ла­с­ти, Цен­т­ром по про­ти­во­дей­ствию экс­тре­миз­му УМВД Рос­сии по Кур­ской об­ла­с­ти ор­га­ни­зо­вать про­фи­лак­ти­че­с­кие бе­се­ды сре­ди уча­щих­ся и сту­ден­тов, на­прав­лен­ные на не­до­пу­ще­ние вер­бов­ки, в том чис­ле в се­ти Ин­тер­нет, ис­лам­ски­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми груп­па­ми ра­ди­каль­но­го и тер­ро­ри­с­ти­че­с­ко­го тол­ка.

Од­на­ко по­ми­мо «Аль Рах­мы» и Ра­у­фа Сал­ма­но­ва в Кур­ске есть еще од­на му­суль­ман­ская ор­га­ни­за­ция — «Свет», воз­глав­ля­ет ко­то­рую не­кий Ис­са Са­лим­сул­та­нов.

«Свет» в под­ва­лах «Це­но­па­дов»?

По­явил­ся в сто­ли­це ре­ги­о­на этот че­ло­век па­ру лет на­зад. И с мо­мен­та его по­яв­ле­ния в Кур­ске ста­ли мас­со­во от­ме­чать­ся празд­ни­ки, ко­то­рые ра­нее ши­ро­ко не от­ме­ча­лись. На­при­мер, в про­шлом го­ду на Бо­е­вой да­че в Кур­ске про­хо­ди­ло празд­но­ва­ние дня рож­де­ния про­ро­ка Му­ха­ме­да. Но ак­цен­ти­ро­ва­лось вни­ма­ние не на са­мом фак­те рож­де­ния про­ро­ка, а на фак­те при­люд­но­го при­ня­тия в хо­де празд­ни­ка ис­ла­ма рус­ской жен­щи­ной. При этом при­сут­ство­ва­ли не­сколь­ко зна­ко­вых фи­гур по­ли­ти­че­с­ко­го бо­мон­да Кур­ской об­ла­с­ти.

По на­шей ин­фор­ма­ции, имен­но с по­яв­ле­ни­ем Са­лим­сул­та­но­ва сре­ди кур­ских му­суль­ман по­яви­лось де­ле­ние на «ис­тин­ных» и «не со­в­сем ис­тин­ных». Это слу­чай­ное со­впа­де­ние или как? По­че­му имен­но с его по­яв­ле­ни­ем воз­ник­ли спо­ры меж­ду сун­ни­та­ми и ши­и­та­ми? Обыч­но­му ку­ря­ни­ну эти ре­ли­ги­оз­ные спо­ры, ко­неч­но, по ба­ра­ба­ну. Спо­ры — да, но не без­опас­ность сво­их де­тей. А по­явил­ся в Кур­ске Са­лим­сул­та­нов во мно­гом бла­го­да­ря быв­ше­му во­ен­но­му, впос­лед­ствие — та­мо­жен­ни­ку, а сей­час — на­хо­дя­ще­му­ся под аре­с­том Асуль­ди­ну На­жму­ди­но­ву.

На­жму­ди­но­ва Асуль­ди­на Ах­ме­то­ви­ча за­дер­жа­ли по ча­с­ти 3 ст. 159 УК РФ (мо­шен­ни­че­с­т­во). Сей­час он аре­с­то­ван. След­ствие счи­та­ет, что он за то­ли­ку ма­лую в 100 ты­сяч руб­лей ус­т­ра­и­вал же­ла­ю­щих на ра­бо­ту в та­мож­ню или по­мо­гал по­лу­чить кон­т­ракт в ВС РФ. Ес­те­с­т­вен­но, его на это ник­то не упол­но­мо­чи­вал. Сей­час вы­яс­ня­ет­ся, что это за лю­ди, с ка­кой це­лью и ку­да их тру­до­у­с­т­ра­и­ва­ли. Од­на­ко, к опе­ра­ции по его за­дер­жа­нию име­ли от­но­ше­ние со­труд­ни­ки так на­зы­ва­е­мо­го цен­т­ра «Э», де­я­тель­ность ко­то­ро­го, как пра­ви­ло, не афи­ши­ру­ет­ся. А по­во­дом для раз­ра­бот­ки по­слу­жи­ла, в том чис­ле, ин­фор­ма­ция, что в под­соб­ных по­ме­ще­ни­ях ма­га­зи­нов «Це­но­пад», од­ним из со­вла­дель­цев кур­ско­го сег­мен­та ко­то­рых, яко­бы, яв­лял­ся та­мо­жен­ник На­жму­ди­нов, бы­ли обо­ру­до­ва­ны не­ле­галь­ные мо­лель­ные ком­на­ты.

Ста­нет ли Курск Кель­ном?

ФРГ. Кельн. Но­вый Год. «Раз­бив­шись на груп­пы по 20-40 че­ло­век, ми­г­ран­ты ок­ру­жа­ли жен­щин, за­пу­с­кая ру­ки под их одеж­ду»… Та­кой ди­ко­с­ти Кельн не по­мнит со вре­мен сред­не­ве­ко­вых усо­биц, от­ме­ча­ли не­мец­кие га­зе­ты.

Се­год­ня в Кур­ске опять мус­си­ру­ет­ся во­прос о стро­и­тель­ст­ве ме­че­ти. Кста­ти, го­во­ря о то­ле­рант­но­с­ти, не сле­ду­ет уби­рать из ви­ду та­кой ас­пект: как к стро­и­тель­ст­ву ме­че­ти или со­зда­нию от­дель­но­го му­суль­ман­ско­го клад­би­ща от­не­сет­ся ко­рен­ное на­се­ле­ние Кур­ской об­ла­с­ти? То­г­да, мо­жет быть, кур­ским му­суль­ма­нам сто­ит пред­ло­жить вла­с­тям про­ве­с­ти ме­ст­ный ре­фе­рен­дум по столь тон­ко­му во­про­су? Впро­чем, за­чем? Ряд кур­ских из­бран­ни­ков уже хо­да­тай­ству­ет пе­ред ру­ко­вод­ством Кур­ска о вы­де­ле­нии му­суль­ма­нам зем­ли под ме­четь. Это лишь во­прос вре­ме­ни. Осе­нью ря­ды про­сто то­ле­рант­ных де­пу­та­тов по­пол­нят­ся ис­тин­ны­ми пра­во­вер­ны­ми де­пу­та­та­ми. И то­г­да ме­че­ти в Кур­ске на­вер­ня­ка — быть.

Ко­г­да хле­бо­бу­лоч­ные ко­ро­ли пе­кут пра­во­слав­ные па­с­хи — это вос­при­ни­ма­ет­ся как са­мо со­бой раз­уме­ю­ще­е­ся. И да­же ес­ли они по­зи­ру­ют на фо­не пор­т­ре­та Чин­гиз-ха­на, имя ко­то­ро­го пе­ре­во­дит­ся, как «Ис­тин­ный вла­с­ти­тель», то­же нор­маль­но. Обыч­ные ам­би­ции биз­не­с­ме­на. Но ка­ко­вы­ми бу­дут ам­би­ции этих би­зе­с­ме­нов, ко­г­да они ста­нут по­ли­ти­ка­ми? Кто по­ме­ша­ет мо­ло­до­му и энер­гич­но­му де­пу­та­ту ра­зы­г­рать ис­лам­скую кар­ту? Или ини­ци­и­ро­вать стро­и­тель­ст­во ме­че­ти в Кур­ске? И кто при­дет к ру­ко­вод­ству в этой ме­че­ти? И в ка­ком го­ду Курск ожи­да­ют проб­ле­мы Кель­на-2016?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Исламский фактор

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру