Русалка Настя Аверкина стала гостьей проекта "Неформат"

Девушка рассказала о том, каково это — жить с дельфинами

Сегодня я, Юлия Кельина, в рамках авторского проекта «неформат» познакомилась с настоящей русалочкой. Правда, зовут ее не Ариэль, а Аверкина Настя. Моя москвичка много путешествует и вот оказалась в Курске. Как думаете, что у обычной девушки всегда с собой в дороге? Сумочка, косметичка или, может быть, платье для волнующего вечера? Хм, у моей русалочки с собой всегда два дельфина и белуха. Неожиданно, правда?

Девушка рассказала о том, каково это — жить с дельфинами

Я тоже глазам своим не могла поверить, ког­да разговаривала с На­стей, которая привезла морское чудо к нам. Все время казалось, что она вот-вот прыгнет в воду, весело махнув изумруд­ным хвостом. А пока вол­шебство не закончилось, я успела узнать, кто такие дельфины, почему На­стя с ними дружит, и как быть, когда твоя мечта на грани срыва из-за того, что ты девочка?

***

— Привет. Как в твоей жизни появились дельфины?

— Когда мне было девять лет, я решила стать тренером. Несмо­тря на то что я была еще совсем малявкой, поста­вила себе такую цель. Родители, конечно, не­сколько удивились, но не упрекали меня и поддер­живали. Знаешь, в дель­финарий не так уж и про­сто попасть девушке.

***

— А почему так?

— Мужчина физиче­ски сильнее, надежнее. А девушки что — влюбят­ся, родят деток, они сами по себе слабые и хруп­кие. Да и девчонки сей­час.… Не каждая захо­чет грузить рыбу, у нее маникюр. Приходишь в дельфинарий, воздуш­ная такая, мечтатель­ная, говоришь: «Я люблю дельфинчиков, возьми­те меня на работу», а на тебя смотрят как на су­масшедшую.

***

— А где ты впервые увидела дельфина?

— В Москве, меня мама часто приводила в дельфинарий. Не знаю, откуда у меня такая тяга к дельфинам, но с дет­ства и до сих пор при­тяжение не отпускает. В Москве был еще старый дельфинарий, Утриш­ский. Я каждые выход­ные в нем проводила, с животными общалась, познакомилась со все­ми тренерами. Помню, что я вставала в конце очереди и фотографи­ровалась с дельфина­ми. Уйти без фото отка­зывалась. Тренеры меня уже в лицо узнавать на­чали, разрешали гладить животных. Видимо, я там всем хорошенько надое­ла, но меня начала про­пускать в дельфинарий уборщица. Кстати, имен­но там я познакомилась с Каспером! Именно он сейчас гостит в Курске. Я его знаю с детства, и мы с ним не расстаемся. В 16 лет меня взяли на ра­боту волонтером. Я начи­нала работу с моржата­ми — 15 крошек, которых приходилось выкармли­вать из соски.

***

— Получается, что у тебя Каспер — спутник с детства?

— Да. Когда москов­ский дельфинарий за­крылся, мне казалось, что я со всеми расста­лась навсегда, плака­ла много. А тут раз — и жизнь меня снова свела с Каспером.

***

— А дальше, даль­ше что?

— К животным я по­пала только в 18 лет. Есть тренер такой, Сер­гей Субботин. Так вот, он все-таки меня допу­стил. Мальчики и я в ко­манде (смеется). Вна­чале меня испытывали, оставляли каждый ве­чер убираться. Думали, что я сломаюсь и уйду. А я по-прежнему остава­лась, даже зверя свое­го получила, дельфини­ху Аишу. Ни она ничего не умела делать, ни я, но мы полюбили друг друга крепко. Она в Казахста­не сейчас, кстати.

***

— Для тебя дельфи­ны — кто?

— Для меня они как дети. С детства воспиты­ваешь, тренируешь, кор­мишь, лечишь, играешь. С животными сидишь как с ребенком. Даже ра­цион питания составля­ешь! Порой мне кажется, что я сама дельфин, как член их стаи. Хороший тренер должен чувство­вать своего жи­вотного. Ты выходишь на сце­ну, твой д е л ь ­ф и н  р а б о ­т а е т , выпол­няет про­грамму, но ты чувствуешь — с ним что-то не то. Может, на­строение плохое, или поссорился с кем-то. Хотя, несмотря на все, дельфин работает.

***

— Дельфин — оча­ровательное существо или опасный зверь?

— Животное всегда останется животным.

***

— Инстинкты свое возьмут, получается?

— Да. Многие их обо­жествляют. Для меня все животные хорошие. Я и людям советую также от­носиться к ним. Почему они дельфина считают хорошим, а другое жи­вотное называют гряз­ным и неприятным? Это лицемерие. Дельфин — зверь, он запросто может укусить человека, проя­вить агрессию. Сколько случаев было, что дель­фину что-то не нравит­ся, он ждет, пока чело­век спустится в воду, раз ударил — и перелом ре­бер. Он, кстати, до по­следнего предупреждает человека, издает харак­терные звуки. Люди, ко­торые ничего не знают о дельфинах, думают: «О, он со мной общается!» А на самом деле дельфин говорит: «Слушай, отой­ди от меня, ты мне надо­ел».

***

— Жизнь с дель­финами: что это тебе дает?

— Это было моей це­лью с детства, и я доби­лась своего. Я делаю то, что мне нравится, как бы банально это ни звучало. Мне хорошо с дельфина­ми, менять что-то даже не думаю. Это не похо­же на рутину в офисе, ты всегда двигаешься, об­щаешься, сталкиваешь­ся с разными характера­ми. С дельфинами опыта набираешься — ого-го. Зато потом со своими детьми будет легко.

***

— Как друзья отно­сятся к делу всей твоей жизни?

— Друзья уже при­выкли, а некоторые из них и сами захотели стать тренерами. Не у каждого может получить­ся, кстати. Есть те, кто приходит, говорит, что любит дельфинов, но ког­да дело доходит до убор­ки за животным, перено­ски тяжестей, погрузки…

***

— Вспомнишь сей­час какой-нибудь ку­рьез из своей практи­ки?

— У меня был такой случай, я как раз работа­ла с Аишей, молодая со­всем. Я ее перекорми­ла. На следующий день назначена тренировка утром. Я учила ее дер­жать мяч в ластах. Я при­хожу с ведром рыбы, ки­даю мяч, она берет его в ласты. Все как положено. Я кидаю ей рыбу, хвалю, а Аиша рыбу выплевыва­ет. Я не пойму, продол­жаю, и ситуация повто­ряется. Рыбу дельфинка так и не съела, хотя все выполняла отлично. Она могла бы бросить мяч и уплыть, однако тут сы­грал интерес. Ответ­ственность и любопыт­ство — они такие.

***

— Движение зеле­ных: ты за или против?

— Они говорят, что мы издеваемся над дель­финами, заставля­ем их делать то, что им несвойственно. Однако для дель­финов прыж­ки и прочие морские чу­деса — это нормально. Н а о б о р о т , если дель­фин ниче­го не бу­дет делать, ему ста­нет скуч­но. Для него это равносиль­но сумасшествию. Постоянное движение — самое то, животное не будет жиреть, болеть и хандрить.

***

— Что главное в работе с дельфи­ном? Сила? Характер? Жесткость?

— Интерес. Бывает, что выходишь на сцену, а животное не хочет ра­ботать. Твоя задача — не злиться, а работать в темпе, превратить шоу в игру. Я часто придумы­ваю им сюрпризы, даю рыбу за простой номер, хвалю. Мы как товарищи.

***

— А дельфины — это вся твоя жизнь, или есть еще что-то?

— Мне все нравится, спорт, скажем. Люблю экшн. Но времени не хва­тает ни на что, за один выходной мало успеется. А так я бы полетала с ра­достью на самолете.

***

— Скажи, ты бы не поехала в Японию, где едят дельфинов?

— Когда я была ма­ленькой, я ненавиде­ла японцев за это. Сей­час я понимаю, что не все плохие люди. Я ненави­жу остров Тайцзи, место, где как раз и убивают дельфинов. Не понимаю, почему японцы не откро­ют бизнес и не сделают акцент на туризм. Тайц­зи — красивый остров, я бы побывала там, если бы животных прекратили отлавливать.

***

— Какой из дельфи­нов тебе запомнился?

— Я видела бело­го дельфина, альбино­са. Хотя многие говорят, что это могла быть белая афалина. Неважно, я все равно воспринимаю это как какой-то знак. У меня есть еще мечта: поехать в Доминиканскую Респу­блику и поплавать с гор­батыми китами.

***

— Друзьям легко выбирать для тебя по­дарки. Да?

— Мне немного на­доели подарки с дельфи­нами или о дельфинах. Слишком много всего. Постоянно думаю: «Ре­бят, да хватит уже!» Для меня привычно видеть дельфина и общаться с ним, зачем мне тысячная майка?

***

— Поговорим о дельфиньих стереоти­пах.

— В фильмах и кни­гах часто пишут сказ­ки. Есть фильм «История дельфина» про дружбу мальчика и дельфинихи Винтер, которая потеря­ла свой хвост в ловушке для крабов. Мне не по­нравился. Это сказка. История трогательная, конечно, я уже знала ее до фильма. Но поведе­ние Винтер в фильме… Дельфин не будет себя так вести. О, я еще пом­ню австралийский сери­ал «H2O: Просто добавь воды». Дельфинарий там шикарный, конечно. Мне очень хотелось стать ру­салкой.

***

— Я видела, как дельфины целовали руку тренеру!

— (Смеется). Это таргет, обычная команда, никакой романтики. Для того чтобы зверь не ме­шал во время работы с другим морским оби­тателем, его «ставят на руку». Он будет стоять столько, сколько нужно. Дельфины вообще жут­кие ревнивцы. Бывает, подплывают два дельфи­на, их начинаешь парал­лельно чесать — никому ни больше, ни меньше. И одному дельфину не нра­вится, что твоя вторая рука кого-то там гладит. Он будет прогонять кон­курента, чтобы ты чесал только его одного.

***

— Твой совет тем, кто хочет стать трене­ром.

— Учить анатомию! Каждому нужно взять книгу и познакомиться хотя бы с азами строения тела дельфина.

***

— Ну и по традиции, как бы ты назвала свое интервью?

— «Дельфин и русал­ка». А как иначе назовешь?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2016

Заголовок в газете: Дельфин и русалка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру