Парашютисты Черноземья отметили профессиональный праздник

26 июля 1930 года группа советских летчиков-парашютистов во главе с Борисом Мухортовым совершила серию прыжков с самолета

Ничего особенного, скажете вы, сегодня тысячи людей такие трюки проделывают. Но те прыжки под Воронежем были первыми, что и положило начало массовому развитию парашютизма в СССР. А 26 июля стало хоть и не официальным, но Днем парашютиста. И тысячи людей считают его своим профессиональным праздником.

26 июля 1930 года группа советских летчиков-парашютистов во главе с Борисом Мухортовым совершила серию прыжков с самолета

С заботой об авиаторах

Изначально парашют задумывался не в качестве непременного атрибута десантника или способа пощекотать себе нервы, а как устройство для спасения летчиков. Техник-самоучка Глеб Котельников был озабочен трагическими исходами, которые иногда имели авиационные полеты. Поэтому он разработал и сконструировал парашют. «РК-1» (русский, Котельникова, модель первая) был запатентован в 1912 году, после чего изобретатель обратился в военное министерство. Но чиновники отклонили предложение Котельникова. И только советское правительство оценило важность изобретения техника, которое со временем модернизировалось и улучшилось. Правда, случилось это через долгих 17 лет — в конце 1929 года парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.

В предвоенные годы прыжки с парашютом были важным элементом подготовки населения призывного возраста к авиадесантным операциям. Для этого в парках отдыха устанавливались специальные вышки. После Великой Отечественной войны у парашютизма начался новый, мирный, этап. Он становится видом спорта, по которому регулярно проводятся соревнования.

Перворазы и спортсмены

Сегодня прыгнуть с парашютом можно практически в любом регионе нашей страны, в том числе в Черноземье. Для этого на местах работают специализированные аэроклубы. Все, что требуется от желающего познакомиться с небом поближе: возраст — от 14 лет, вес — менее 100 килограммов, отсутствие серьезных противопоказаний по состоянию здоровья, ну и определенный материальный достаток. Стоимость первых прыжков в Черноземье варьируется от 2 до 3 тысяч рублей, последующие обычно дешевле. Не совсем понятно, от чего она зависит. Во всяком случае, высота, с которой можно покорять небо, в регионах практически одинаковая — 700-1000 метров. Спортсмены могут забраться повыше, условия по оплате для них тоже другие, более дешевые. Прыжок в так называемом «тандеме», то есть «прикрепленным» к инструктору, производится также со значительной высоты — порядка 2-2,5 тысячи метров. И стоит эта услуга около 6 тысяч рублей, но не все аэроклубы ее предоставляют. А в Липецкой области есть аэродром, который позиционирует себя как единственный в Центральном Черноземье, где можно совершить прыжок с 4 тысяч метров.

Как правило, профессиональные парашютисты и так называемые перворазы прыгают если не в разные дни, то хотя бы в разное время. Перед этим необходимо пройти подробнейший инструктаж. Первый прыжок, хоть он будет и единственным, отмечается специальным сертификатом или свидетельством. «Сиганул» несколько раз — уже можешь получить парашютную книжку и записывать туда свои достижения. Глядишь, и на профессиональный уровень выйдешь. Правда, говорят, парашютный спорт — дело затратное: стоимость аренды самолета, оборудование не из дешевых. В объявлениях о продаже б/у парашютов, например, встречаются предложения за 70 тысяч рублей. Цена новых может переваливать за сотню, а то и две. А еще одежда и другие комплектующие. Ну уж если вы влюбились в голубую бездну окончательно и бесповоротно, придется раскошелиться на шикарный «наряд». Ведь, как известно, небо ошибок не прощает.

Последний прыжок

По статистике, на 100 парашютистов приходится 22 серьезно травмированных. В основном ЧП происходят при приземлении. Соответственно самые распространенные травмы — это переломы нижних конечностей, порывы связок. Реже страдают пальцы рук, плечевые суставы, шея и позвоночник. Имеют место в этом виде спорта и случаи с летальным исходом. Ежегодно в нашей стране смертельными становятся в среднем 10-15 прыжков. И, как правило, речь идет не о новичках.

За примером далеко ходить не надо: два года назад в Липецкой области разбился 36-летний парашютист из Воронежа. Мужчина погиб при выполнении плановых прыжков на аэродроме ДОСААФ. У него отказал основной парашют. Когда удалось раскрыть запасной, было уже поздно — спортсмен потерял высоту.

И все же подобные случаи — скорее трагические исключения из правил. Ведь если учесть, что ежегодно россияне совершают более 500 тысяч прыжков с парашютом, то количество летальных исходов в этом виде спорта не больше, чем в других, таких же экстремальных. Зато эмоции, которые дает знакомство с небом, ни с чем не сравнить.

Небо, парашют, девушка

Прошло более 80 лет с тех пор, как первая советская женщина-парашютист ринулась в небесную бездну с рюкзаком за плечами, а прыжки с котельниковским изобретением до сих пор воспринимаются как сугубо мужское увлечение. Хотя представительниц женского пола в аэроклубах немало. Трое наших землячек прыгали с парашютом совсем недавно и поделились с «МК Черноземье» своими впечатлениями.

Антонина Марчук, 21 год, Белгород:

— На прыжок я решалась долго — 5 лет. Решила, что после выпускного в университете точно прыгну. Очень сильно боялась, но в последнюю неделю, когда началась подготовка, все переживания ушли. Мне попался очень хороший инструктор, который все доступно объяснял. И 16 июля я, наконец, прыгнула. Много шуток, конечно, было, например такая: «Какой номер парашюта? 6? А это тот, который порван!» И вот когда села в самолет, когда мы стали набирать высоту, я сидела и думала: начну переживать, придется меня инструктору выкидывать. Но нет, прыгнула сама. Парашют раскрылся, все прошло хорошо. Я осмотрелась, расчековала (вытащила специальный шнур, чтобы запасной парашют не раскрылся — прим. ред.) запасной и в этот момент поняла: это самый лучший момент в жизни! И не надо было так долго ждать. В августе у меня день рождения — после него обязательно прыгну еще раз. А потом еще и еще (по мере финансовых возможностей). Хочется взять новую высоту и испытать другие парашюты. Может, и в спортсмены запишусь.

Анастасия Шатрова, 19 лет, Курск:

— Я мечтала о прыжке с парашютом еще с 16 лет, но все это было просто в мыслях. И вот перед своим 19-летием я решилась, разузнала: что, где и почем. И в этот же день встретила незнакомого мужчину, который ни с того, ни с сего спросил: собираюсь ли я прыгать с парашютом? Сказать, что я удивилась — ничего не сказать, но это добавило мне еще больше уверенности в правильности моего решения. Я пошла на инструктаж, где нам все очень доходчиво объяснили. Прыжок удалось совершить лишь со второго раза, так как в первый был сильный ветер. Всех снарядили, и мы несмелым шагом отправились в самолет. Нельзя передать словами, как было волнительно, когда мы только взлетали, но это ничто по сравнению с теми чувствами и эмоциями, которые тебя захлестывают перед раскрытой дверью самолета. Хлопок по плечу, строгий голос «Давай», и я делаю этот шаг в пустоту. Сильный порыв ветра, меня закрутило, я вся сжалась и крепко зажмурила глаза. Спустя несколько секунд что-то дернуло, и я поняла, что парашют раскрылся.Такие эмоции вдохновили меня и как гитариста, поэтому спустя некоторое время я исполнила песню, которую в качестве благодарности посвятила своему инструктору и всем парашютистам. Но и на этом моя история не заканчивается: в ближайшие выходные я планирую совершить второй прыжок, который, по словам профессионалов, самый страшный.

Марина Бубликова, 27 лет, Курск:

— Мой первый прыжок был аж 8 лет назад, и решиться на него мне не стоило никаких усилий, поскольку это была юношеская мечта (если не брать во внимание усилия убедить родителей, что я не откажусь от своего желания). К тому же я совсем не боюсь высоты. В отличие от мужа и подруги, которых я потянула на свой второй прыжок и заставила прыгнуть за компанию. Это было месяц назад, и впечатления еще свежи. Когда летишь с раскрывшимся парашютом минуты две, впечатления примерно такие: «До чего все вокруг с высоты красиво!» Намного сильнее эмоции при шаге из открытого люка самолета, при его скорости 140-150 километров в час и двух секундах свободного падения. Хочется повторять снова и снова. Говорят про первый, да и второй прыжок много и разное, но, как говорится, самый верный способ проверить — попробовать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2016

Заголовок в газете: Влюбленные в небо

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру