Факт священен, комментарии — вольны!

Вместо манифеста журналистского коллектива «МК Черноземье»

Денис Шайкин: Хедлайн « Факт священен, комментарии — вольны!» в 1997 году был слоганом, вернее — в то время просто «девизом» курской газеты «Хорошие Новости». Тогда я пришел в журналистику. Мне повезло. Журналистикой профессия могла называться еще года три. Быть таковой. Называется-то она и сейчас так. Уже не вспомнить, в какой из моментов на стыке двух тысячелетий журналистика, считавшаяся второй древнейшей профессией, как-то ассимилировалась с первой древнейшей и уже в этом качестве была пристроена для обслуживания власти. Стала полной чувства собственного достоинства куртизанкой. Ну или службой эскорта. Чаще — уличной девкой. У каждого уровня власти свои предпочтения. Уж для совсем маленьких чиновников хватает и «плечевых». Пропаганда. Малоприятное слово, да? Но именно оно подменило собой суть журналистики. И теперь журналистику уже не считают равнозначной первой древнейшей. Она такая и есть. Так вот: нам, журналистам «МК Черноземье» это не нравится. И мы будем продолжать пытаться существующее положение изменить…

Вместо манифеста журналистского коллектива «МК Черноземье»

Бесконечные споры о скорой смерти журналистики, с нашей точки зрения, ведутся исключительно для того, чтобы за идеей благородной смерти великой профессии скрыть неприглядную данность ее превращения в проститутку. Лучше бы умерла, как говорится, да? Ну уж нет! Будем пробовать реанимировать и реабилитироваться. Пробуем, точнее. С апреля 2016 года.

И как, спросите, получается ли? По-разному. Тяжело. Но в кайф. С проблемами и потерями. Но, и это гораздо важнее, с ощущением того, что мы делаем нужное дело. Не только нам нужное и значимое.

Выжить в первые 100 дней независимости было сложно. Помогли читатели. Помогли и те, кто начал обращаться к нам за помощью. Помогли друзья. Зачастую не понимающие смысла того, зачем мы это делаем. Но их непонимание и ирония, адресованная лично мне — «ну ты же старый опытный камикадзе. Тебе цель виднее», отличаются от общего глобального непонимания в пределах локального региона:

Как это — никому не принадлежит газета? Как это — никто не может запретить главреду поставить тааакой материал? Как это — чернуху за деньги опубликовать нельзя? Как это — в статье о конфликте должна быть вторая сторона и ее мнение? Как это — газета обязана предоставить слово тому, кого этого слова пытаются лишить? И еще с десяток подобных «как это?».

* * *

Выходит статья в «МК Черноземье» о непорядочном чиновнике, околополитическая тусовка обсуждает не вопиющий факт того — почему и как этот филистер получил такую должность. А то, чьим заказом является статья?

Ничьим не является. Все подлые поступки рано или поздно получают ответ. Подлость этого человека документальное подтверждение обрела недавно. Карма. Закон бумеранга. Который, кстати, пока еще не весь долетел.

* * *

Выходит статья в «МК Черноземье» о народных избранниках, фальсифицировавших свои декларации о доходах, никто из их коллег по регпарламенту не задает «героям» никаких вопросов. Единственный вопрос, который всех вокруг волнует — это ж кто и из какого ведомства так «слил» нардепов и за что? Кто истинная цель из 15 проштрафившихся?

По источнику ответ очевиден. А «за что?» и «кто цель?» — вопросы настолько глупые, что за них самих надо наказывать задающих. В статье даны на них ответы и не понять их нельзя. Цель одна — народ, избиравший этих депутатов, должен знать правду о своих избранниках. Что касается «за что?», то задающий такой вопрос нарушение нескольких законов, видимо, основательной причиной не только для публикации, но и для наказания не считает.

* * *

Выходит статья в «МК Черноземье», часть которой посвящена политику, правда у которого не в приоритете, «аналитики» начинают наперегонки рассуждать — «это заказ губернатора, который хочет в Совфед вместо этого чудака».

Глупость. Потому что только глупцы могли вычитать это в статье. Да и нормально все у курского губернатора в плане отношений с забывчивым политиком. Давно точки на «Ё» расставлены и статус кво соблюдается.

Или — «не иначе, даже если и есть запись этого абсурдного ответа, все это подстроено. Цель — поссорить уважаемого политика с губернатором».

Запись есть, не волнуйтесь. Но вот, что удивляет: вы на полном серьезе считаете, что журналисты упросили политика лгать, отвечая на вопрос?! И кого может интересовать в данном случае не факт прямой лжи солидного человека журналистам, а гипотетическое  «происхождение заказа»?

Да, кстати, обсуждается и то, что мы целенаправленно наносим ущерб общему делу, команде и региону в период выборов. Точно мы? Эй! Вы в каком мире живете?! У нас нет общего дела с региональными политиками. Командой счастливых молочников и хлебопеков, а также идущих в думу по малому делу мы не считаем. А уж большего вреда региональным единороссам, чем некоторые из них, не наносит никто. 

Регион от наличия во власти таких политиков страдает больше, чем от любых публикаций.

* * *

Что еще? Ну вот, например, в контексте вышедших в «МК Черноземье» статей, на одном из высоких совещаний по текущей ситуации на полном серьезе, с подачи не просто женщины, но видного общественно-политического деятеля обсуждаются в первую очередь не грядущие выборы и проблемы, с ними связанные.

Темой комеража высоких особ является наиважнейший вопрос — «не гей ли генеральный директор издания и не потому ли с ним развелась жена?».

Вернее, даже не обсуждается, а утверждается. Ау? В своем постельном белье ройтесь и со своими аберрациями разбирайтесь. Не прямо ответил, да? Нет, я не гей. С каминг аутами — не ко мне.

Далее. «У «МК Черноземье» контракт с Руцким».

У «МК Черноземье «контракт» с читателями, законом о СМИ и своими планами по возрождению независимой журналистики. Кто бы и как ни оценивал Руцкого как политика и экс-губернатора, это Герой Советского Союза, генерал авиации и почетный житель Курска, пытаться создавать которому блокаду на региональном уровне — пожалуй, самое глупое, что можно было сделать.

* * *

А еще «МК Черноземье» принадлежит Карамышеву».

«МК» принадлежит Павлу Николаевичу Гусеву. Издателем газеты на территории Курской, Орловской, Белгордской и Липецкой областей является «МК Черноземье». Наша компания принадлежит коллективу редакции. Мне жаль, что на сегодняшний день наши публикации являются головной болью для господина Карамышева. Но вместе с тем редакция не планирует менять свою политику по освещению знаковых для общества событий.

Будут вопросы, идеи, предложения обращайтесь прямо. Я понимаю, что так не принято сейчас. Но так «как принято» — исподволь, полунамеками, инсинуациями, интригами и «чернухой» с позицией одной из сторон любого конфликта, журналисты «МК Черноземье» не работают и работать не будут. И это наше общее решение. Оно может казаться, да и кажется многим абсурдным, но мы так не считаем. Как не считаем абсурдом и анахронизмом Декларацию принципов поведения журналистов:

1. Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат; умышленное искажение фактов; клевету, оскорбление, необоснованное обвинение; получение взятки в любой форме за публикацию (не публикацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.

В общем: Факт священен, комментарии — вольны!

Денис Шайкин, Надежда Сургина, Светлана Петрова,

Мария Яковлева, Юлия Кельина, Вадим Коротких,

Наталья Федоркова, Александр Свиридов, Александр Хуснутдинов,

собкоры редакции в Орле, Белгороде и Липецке, а также внештатные журналисты — Ирина Ботвиньева и иже с ней, сотрудничающие

с «МК Черноземье».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру