Инна Дериглазова завоевала медаль вопреки

Как победа курянки стала сенсационной

До Дериглазовой в личном первенстве золото сборная тогда еще СССР получала лишь 48 лет назад благодаря победе уроженки Приморья Елены Беловой. И тогда, и сегодня этот вид спорта не считался «нашим», а к рекордам девушки шли, что называется, вопреки.

Как победа курянки стала сенсационной

И от Дериглазовой, и от Беловой национальная федерация не ждала особых побед, но при этом верила, в то, что заполучить медаль им все же удастся. Но чтобы сразу золотую?! Это было сенсацией.

В спорт — по собственному желанию

В то время, когда их сверстницы всерьез подумывали, что бы еще придумать, чтобы пропустить физкультуру, и Елена, и десятилетия спустя Инна сами сделали выбор в пользу спорта. Если для первой приход в секцию был скорее продолжением предыдущих занятий — Елена с детства серьезно занималась баскетболом, и лишь к тринадцати годам решила посвятить жизнь фехтованию, то для Инны Дериглазовой выбора, строго говоря, и не было. Сама спортсменка нередко в различных интервью признавалась в том, что в Курчатове, где она родилась, альтернативы этому виду спорта попросту нет. Удивительно, но в городке, где пожилых жителей не так много, годами существовала сильная фехтовальная школа, во многом державшаяся на энтузиазме тренеров, и все. Остальные кружки были не более чем кружками на уровне дворовой игры или тех же самых уроков физкультуры, только преподнесенных под несколько иным соусом. При этом будущую победительницу Олимпиады в Рио на занятия привели не родители — она сама откликнулась на призыв тренера принять участие в очередном отборе спортсменов. Интерес появился позднее, когда от общей подготовки дело перешло к занятиям с оружием.

И одной, и второй россиянке повезло с тренерами. Изначально Елену Белову тренировала Лариса Бокун. Инну Дериглазову — Лидия Сафиуллина. Они стали не только спортивными наставниками девочек, но и многое делали для того, чтобы научить их справляться с трудностями, поддержать в сложных ситуациях, а иногда и помочь найти общий язык с родными. Инна нередко вспоминает, что дома были против того, чтобы она занималась фехтованием, считая этот вид спорта сугубо мужским. Только после первых побед будущей олимпийской чемпионки отношение начало меняться. И потому, чтобы дочь Инны — Диана — занималась, как и мама, фехтованием, родители Дериглазовой уже не возражают.

Что же касается Елены Беловой, то ее первому тренеру немало пришлось поработать для того, чтобы воспитанница, обладавшая отличным спортивным потенциалом, научилась справляться со стрессовыми ситуациями. Будущая рапиристка настолько волновалась перед каждыми соревнованиями и так сильно расстраивалась из-за проигрышей, что у нее всерьез начало садиться зрение. Чтобы не потерять спортсменку, тренер отрабатывала с ней не только приемы поведения на фехтовальной дорожке, но и различные варианты окончания встречи, став по сути ее психоаналитиком, хотя в Советском Союзе такой профессии и не было. Соперницы, выходившие против нее, всегда поражались стойкости, хладнокровию и умению концентрировать внимание Беловой, каким трудом это было достигнуто, мало кто из них догадывался.

Материнство и фехтование

Счастье материнства для любой спортсменки — это еще и огромный страх потерять все наработки и, уйдя в декрет, так и не вернуться к любимому делу. Кто-то откладывает рождение детей на потом, кто-то пытается совмещать спорт и личную жизнь. С разной степенью успешности. У обеих золотых олимпийских рапиристок нашей страны пути к семейному счастью были совершенно различными.

В одном из интервью, данном несколько лет назад крупному спортивному изданию, Елена Белова призналась, что достаточно долго оттягивала появление детей. Ребенка она родила только после того, как покинула большой спорт — в сорок лет. До этого были постоянные сборы, тренировки, нередко травмы и продолжительное лечение. Зачастую даже на крупные соревнования ей приходилось выходить под новокаиновой блокадой из-за очередного сильного растяжения или травмы. Почти каждая ее медаль — результат сражения не только с соперницами, но и с самой собой, собственным организмом. Несколько раз врачи пытались не пустить спортсменку на фехтовальную дорожку, понимая возможные риски. Стране Советов медали были нужны, но все же не такой ценой. Елена вновь и вновь вопреки всему выходила и побеждала.

Для тренера Инны Дериглазовой, который и сегодня занимается со спортсменкой и стал тренером сборной России, сообщение о том, что одна из его лучших учениц забеременела и собралась замуж, стало полной неожиданностью. Он был уверен, что теперь на карьере Дериглазовой, которая только-только начала выходить на серьезные соревнования и одерживать юношеские победы, можно ставить точку. Тем не менее спортсменка сумела доказать, что годы, потраченные на тренировки, прошли не зря. Даже будучи в положении она до последнего приходила на тренировки. В последние оставшиеся до родов недели, когда сложно было стоять, она сидя отрабатывала приемы. Уже через две недели после того, как на свет появилась ее дочь, Инна вернулась к спортивным занятиям. Сейчас Диане уже семь лет, и она мечтает пойти по стопам мамы, а также надеется, что та сделает небольшой перерыв в карьере и подарит ей братика или сестричку.

Признание

Для Елены Беловой после серии блестящих побед началась не лучшая полоса в спорте. Сказывались старые травмы, тяжелее было противостоять более молодым спортсменкам. Из спорта она ушла, но обрела себя в педагогике. Несмотря на то, что родилась в России, большую часть жизни спортсменка прожила в республике Беларусь. Несколько лет она отдала работе в Высшей школе тренеров по подготовке специалистов для национальных сборных, награждена медалью Пьера де Кубертена за вклад в развитие олимпийских видов спорта.

У Инны Дериглазовой, как надеются россияне, впереди еще не одна Олимпиада и не одна победа на различного уровня соревнованиях. Принимать поздравления после награждения она начала практически сразу как только попала в гостиничный номер. Как сообщили в администрации Курской области, одним из первых спортсменку поздравил губернатор Александр Михайлов. В то время, как в Курске было лишь шесть часов утра, в Рио, на другом конце планеты — полночь. В разговоре с главой родного региона Инна пожаловалась, что на допинг ее проверяли больше двух часов. К слову, на то же жалуются и другие спортсмены-россияне, участвующие в этой Олимпиаде. Сперва до последнего решался вопрос, допускать или нет их на соревнования, теперь уже на месте перепроверяют до последнего, очевидно, рассчитывая нивелировать радость от побед. «Я очень рад за нее! — признается Александр Михайлов. — В крайне сложных условиях наши спортсмены вынуждены сражаться с сильными соперниками. При этом воли и силы духа им не занимать, что убедительно доказала наша Инна!» Поздравительные телеграммы от главы региона, президента и многих других радующихся их победе тренер Ильдар Мавлютов и сама чемпионка прочтут еще раз, вернувшись на Родину. Оттягивать с отъездом Инна не стала. На следующий день после соревнований она вылетела в Москву, а уже в выходные — в родной Курчатов, где ее ждала семья.

Что имеем — не храним

Больше сорока лет понадобилось россиянам для того, чтобы вновь доказать миру, что наши рапиристки — сильнейшие. Что тому виной? Отсутствие школы? Преемственности поколений? Почему наши чемпионки, как звездочки, вспыхивают раз в десятилетия, не оставляя за собой продолжения из десятка последовательниц? Этими вопросами задаются десятки болельщиков и далеких от спорта людей. Можно списать все на перестройку, последовавшую за тем разруху, но это явно не промежуток длиной в без малого полвека. Более того, прогремевшая на всю страну курчатовская школа фехтования переживает сегодня не лучшие времена. В комментарии «Спорт Экспрессу», данном в первые часы после победы Инны Дериглазовой ее тренером Ильдаром Мавлютовым, говорится, что ждать, что она принесет России новых чемпионов едва ли приходится: «Курчатовскую школу, откуда вышла Инна и многие другие рапиристы, прикрывают, ее превратили в кружок фехтования, все свернули. Я в знак протеста против этого решения руководства Курской атомной электростанции оттуда уволился. Теперь работаю тренером сборной России и на полставки в Курске», — заметил он. Вполне вероятно, что Олимпийскую эстафетную палочку у райцентра подхватит центр областной. Не зря же в Курске открылась школа олимпийского резерва по фехтованию. Однако без поддержки спонсоров и она едва ли долго сможет удерживать планку. Вот только пока редко кто из предпринимателей считает успешным бизнес-проектом помощь талантливым ребятам, а возможности родительских кошельков не безграничны и нередко не могут позволить школьникам с выходом на определенный профессиональный уровень обеспечивать необходимые для выступлений инвентарь и экипировку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2016

Заголовок в газете: Женская рапира сквозь призму времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру