Кто такой Павел Пясецкий?

Потрясающий сюжет из прошлого

Орловец Павел Яковлевич Пясецкий остался в истории России, прежде всего, как автор уникального памятника русского акварельного искусства — панорамы «Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894-1899)» размером около 900 метров.

Потрясающий сюжет из прошлого
Портрет кисти художника И.К.Макарова, 1897 год

Судьба

Еще не появился тот, кто исследовал бы жизнь и творчество этого удивительного человека, которого современники знали как врача (он был одним из первых русских хирургов-транспотологов), путешественника, этнографа, географа, оригинального художника, писателя и просветителя.

Известно, что Павел Пясецкий родился в 1843 году в Орле в семье «из обер-офицерских детей». Он блестяще окончил начальную школу, а затем и Орловскую гимназию. Слабый здоровьем, решил обрести профессию врача и в 1861 году поступил на медицинский факультет Московского университета: спустя пять лет получил степень лекаря. Жизнь сложилась так, что он стал военным медиком. Как «врачу для командировок» ему предложили отправиться в Китай в составе экспедиции, которой руководил капитан Генштаба Сосновский. Поездка во многом определила его судьбу: он отошел от врачебной практики, к которой его на время вернет лишь Русско-турецкая война, и стал путешественником и художником.

Как орловец строгановских профессоров удивил

Он любил рисовать с детства. Получив медицинское образование, поступил вольнослушателем-учеником в Академию художеств, где особенно ценил уроки Павла Чистякова, наставника крупнейших русских живописцев — Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля. Собираясь в поездку в Китай, которая планировалась как «учено-торговая», он вряд ли знал, что ему понадобятся не столько врачебные навыки, сколько умение рисовать и излагать. По возвращении из экспедиции он подготовит двухтомник «Путешествие по Китаю в 1874-1875 гг. (через Сибирь, Монголию, Восточный, Средний и Северо-Западный Китай). Из дневника члена экспедиции П.Я. Пясецкого», который Русское географическое общество отметит Большой золотой медалью.

Другим результатом поездки станут рисунки. Их будет столько, что художники Пясецкому не поверят. Вот как об этом написал позже сам Павел Яковлевич в своей автобиографии:

«…Пясецкий сделал в течение одного года и трех месяцев своего пребывания в Китае такую массу рисунков с натуры, иллюстрирующую со всех сторон быт китайского народа, что даже возбудил недоверие, что бы все эти рисунки были выполнены одним человеком в течение столь непродолжительного времени. Это недоверие было выражено официально советом профессоров Строгановского училища технического рисования, попросивших Пясецкого убедить их на деле, что возможно работать с такою быстротою. Тогда в их присутствии он повторил один из рисунков своей коллекции, про который сказал, что он был сделан не более 5 минут. В те же 5 минут по часам была готова и копия, оставшаяся на хранении в названном училище».

Пытаясь привлечь внимание к своим работам не только коллег по кисти, но и влиятельных лиц, Павел Яковлевич к весне 1877 года сделал свою первую панораму — «стоаршинный акварельный рисунок», изображающий путь от Китая до западносибирской границы России (аршин — 0, 7112 м). Работа понравилась Александру II и его семье. Пясецкий получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.

Кроме рисунков пытливый орловец привезет в Россию коллекцию минералов, растений, образцы почв, чучела животных, предметы одежды и традиционную обувь китайцев — для многих россиян диковинные. Выставка пройдет на III Международном конгрессе ориенталистов, а затем и в Русском географическом обществе.

Старания Пясецкого отметят достойно. Путешественник получит чин надворного советника, а 11 января 1877 года его наградят орденом Св. Владимира 4-й степени и, как бы мы сегодня сказали, премируют 1 500 рублями. Это была весьма солидная сумма. К примеру, заведующий земской больницей получал в то время около 125 руб. в месяц, 1 кг паюсной черной икры стоил 1,8 руб., телятины — 1,4 руб., курицы — 1.8 руб., шейка свинины стоила 50 коп., рояль — 200 рублей.

На пути к Томску (фрагмент)

Если бы все путешественники…

Русско-турецкая война призвала к ружью, и Пясецкого-врача отправляют в действующую армию. Боевые действия сводят его с раненым Алексеем Куропаткиным, будущим военным министром и членом Госсовета. Врач помог офицеру, и это стало началом многолетней дружбы, что, пожалуй, было важнее, чем награды за участие в войне: орден Св. Станислава 2-й степени с мечами и орден Св. Анны 2-й степени…

В 1883 году Пясецкий уходит в отставку и окончательно посвящает себя просветительской работе и рисованию, даже брал заказы на портреты. Впрочем, никто из ныне живущих тех портретов не видел и даже неизвестно, в какой технике он их писал, но сам Пясецкий считал, что «его талант и знания не находили себе применения до 1891 года, когда он после двухлетнего пребывания в Англии и Франции был вызван в Закаспийскую область ее новым начальником генералом Куропаткиным».

В то время Закаспийская область представляла собой территорию между восточными берегами Каспийского моря и западными окраинами Бухарского эмирата и Хивинского ханства, доходя на севере до Уральской области, а на юге до Персии и Афганистана. В 1886 году она вошла наряду с другими среднеазиатскими областями в Туркестанский край. Пясецкий же был нужен своему другу для того, чтобы фиксировать результаты его административной деятельности — строительство городов, храмов, школ и, конечно же, Закаспийской железной дороги, которая имела не только экономическое, но и политическое значение. Исторический факт: объединение этих земель и закрепление Бухары за Россией было реально достигнуто лишь по окончании строительства дороги, которая упрочила русское военное присутствие в регионе. И Пясецкий рисовал…

Запечатленная в рисунках Средняя Азия произвела в Петербурге большое впечатление. Журнал «Нива» писал: «При созерцании живописных отчетов Пясецкого невольно сожалеешь, что и все остальные путешествия не сопровождаются подобными иллюстрациями. Если бы все путешественники делали подобные маршрутные съемки, музеи и библиотеки географических обществ обладали бы великолепными сокровищами».

Увидев работу художника, не осталось равнодушным и Управление Сибирской железной дороги, которое предложило художнику «изготовить подобную панораму Великого Сибирского пути, начав ее от Волги у Сызрани».

На крыше спецвагона

Замечу, что Сибирская железная дорога — крупнейшая в мире железнодорожная магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком: Сызрань — Уфа — Златоуст — Челябинск — Петропавловск — Омск — Барабинская степь — Новониколаевск (будущий Новосибирск) — Томск — Ачинск — Красноярск — Канск — Нижнеудинск — Иркутск — Владивосток.

Конечно, Пясецкий рисовал лишь определенные отрезки великой стройки: в среднем на один метр рисунка приходилось несколько десятков километров пути. Чтобы фиксировать все происходящее по максимуму, художнику был выделен спецвагон. На его крыше установили крытую беседку, в которой Пясецкий и творил.

Пользовался он не только карандашом, кистью и краской, но и фотоаппаратом, и камерой. На больших станциях мастер покидал вагон и отправлялся в город, где зарисовывал улицы, здания, людей, благодаря чему и сегодня можно увидеть, какими были сибирские города более ста лет назад. Не меньшую ценность представляют и зарисовки самих строительных работ. Тысячи километров дороги нашли отражение в 914 метрах акварельных рисунков. Эта работа заняла у Павла Пясецкого почти шесть лет. За работу ему заплатили 18 500 рублей.

Интерьеры вагонов времен Пясецкого (фрагмент)

И ахнули французы…

Панорама Транссиба настолько впечатлила Управление Сибирской железной дороги, что оно решило ее продемонстрировать на Всемирной выставке в Париже. Пясецкий хотел, чтобы его рулоны рисунков были просто развернуты по всей длине, однако устроители выставки придумали более оригинальный способ показа.

Посетители поднимались на второй этаж русского павильона и сразу попадали на импровизированную железнодорожную станцию в Москве. «У платформы стоял железнодорожный состав из нескольких настоящих вагонов, которые в реальной жизни курсировали между Москвой и Владивостоком. Демонстрировались наиболее комфортные из них: вагон-ресторан, вагон-гостиная, ванная, гимнастический зал со стационарным велосипедом и библиотека. Все это было скопировано с зарисовок Пясецкого».

Журнал «Нива» так описывал дальнейшее: «Зрители (за особую плату) занимали места в вагонах, и поезд медленно трогался — мелькали поля, деревни и весь путь. «Переезд» длился полчаса, при этом пассажиры действительно испытывали впечатление путешествия. Иллюзия достигалась хитроумным и простым способом: первый план за окном занимал балласт — трава, телеграфные столбы, будки и прочее; второй план — все, что находится на более дальнем расстоянии 10 сажен от вагона, и третий план — горизонт. Когда поезд трогался, приводилась в движение и панорама, но в противоположную сторону, причем первый план двигался с большей скоростью, чем второй, а второй быстрее третьего»…

Панорама Пясецкого получила большую золотую медаль выставки, художник — орден Почетного легиона — высший знак отличия и заслуг во Франции, ну а министерство путей сообщения России и Комитет Сибирской железной дороги удостоились гран-при за строительство Транссиба.

После огромного успеха в Париже картина должна была по договору перейти в собственность МПС, но проследовала в Русский музей императора Александра III…

Будет возможность восхититься?

В жизни Пясецкого будет еще и панорама с видами виды Японии и пути от Порт-Артура до Мукдена. Позже художник вновь отправится в Китай и привезет оттуда «новый рисунок — панораму в 100 аршин длиной, где представлены Богдыханские дворцы и парки, ранее недоступные для иностранцев». К Пясецкому придет признание и заслуженная популярность…

Художник умер в 1919 году. В Центральном Географическом музее, учрежденном в 1919 году Наркомпросом, демонстрировалась его последняя панорама. Она представляла собой уникальное полотно шириной около 1 метра и длиной 2,5 км(!), закрепленное на двух больших деревянных валах. На нем запечатлены Заволжские степи, Уральские горы — весь Сибирский путь вплоть до Тихого океана… Где она — Бог весть…

Сегодня доподлинно известна лишь судьба «Панорамы Персии», которая показывает путь по Шахской дороге от города Энзели до Тегерана. В 2015 году она экспонировалась в Эрмитаже в рамках выставки «Культура и искусство Ирана VIII — начала XX века».

Редакция "МК Черноземье" благодарит писателя Александра Полынкина, который помог сделать данный материал более точным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2017

Заголовок в газете: Сюжет из прошлого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру