Кто и как в Курске зарабатывает на благотворительности

Сетевики используют для заработка юных курян, цинично обманывая их и прикрываясь благотворительностью

Так много развелось компаний, название которых начинается с «рос». Наряду с федеральными министерствами и серьезными агентствами, такими как «Роскосмос» и «Росвооружение», например, среди них затесалась и гниль. Подобная мутной шарашке под названием «Россодействие». Пора уже реестр создавать федеральный. «Росподонки», например. И маркировать таковых клеймом. Ну или, вываляв в смоле и перьях, носить на шесте по городам.

Сетевики используют для заработка юных курян, цинично обманывая их и прикрываясь благотворительностью

Счастливая жизнь роста «Россодействия»

В Курске контора «Россодействие» активизировалась в конце февраля. Она же, кстати, в ряде регистрационных документов именуется сразу двумя названиями — «Россодействие» и «Рост содействие». Не особо важно — какое из названий первично. Важно то, что подонки, регулирующие ее деятельность, нашли максимально циничный способ того, как обирать сердобольных курян. При помощи несуразных подростков в футболках волонтеров они собирают деньги на помощь маленьким изувеченным или страшно больным детям. Которых нет. До 80 тысяч рублей в день собирают...

В последних числах февраля куряне отметили, что число волонтеров, осаждающих остановки общественного транспорта на улице Ленина, заметно выросло. То ли с потеплением это связано, то ли люди весной становятся более щедрыми и отзывчивыми, а значит, легкой мишенью для мошенников. Мы попытались узнать поподробнее о работе благотворительного фонда «Россодействие», он же ранее «Счастливая жизнь», и понять, насколько желание заработать любым путем сильнее других добродетелей.

«Россодействие» VS «Синий кит» и «Беги или умри»

Волонтеры с прозрачными кубками для пожертвований вызывают у некоторых смесь сострадания и жалости, у других — отвращение и злость. Любопытно наблюдать отношение людей к мальчикам и девочкам в накидках с огромными буквами «волонтер», которые тоненькими голосами просят подарить жизнь какому-нибудь ребенку. Многие стыдливо отводят глаза, но есть те, кто достают кошельки, достают купюры и отдают, полагая, что сделали доброе дело.

Как быть, когда на милосердии и сострадании людей зарабатывают? Что делать, если псевдоблаготворительные фонды играют на человеческих чувствах, а попавшись — рождают в людях ненависть и полное нежелание помогать кому-либо в принципе. Сложно осуждать людей, которые раз обожглись и больше не готовы жертвовать ни деньгами, ни временем и силами ради спасения вымышленных больных детей. Но в силах СМИ рассказать о том, что есть добро и зло, есть честные фонды, а есть организации, наживающиеся на людском горе, откровенно обманывающие людей, прикрываясь некогда честным словом «волонтер».

В Курске работают разные благотворительные фонды и организации. Многие из них помогали спасти жизнь. Нам же не повезло (а может, все же повезло) натолкнуться на мошеннический фонд с крайне беспринципными людьми во главе.

Волонтеры в белых накидках, представляющие фонд «Россодействие», повсюду. Дети в белом с ящиками в руках заполонили собой все центральные улицы города Курска: они в общественном транспорте, около магазинов, на остановках, в социальных сетях. И самое страшное, что создатели подлого бизнеса наверняка понимают, что уродуют детей гораздо сильнее и страшнее любых «синих китов» и «беги или умри». Мальчишки и девчонки понимают, что зарабатывать на чужом горе и на сострадании — выгодный бизнес, необременительный заработок. Как они применят полученный опыт лет эдак через 10?

История 1: Алиса. Страна без чудес

Летом школьник в качестве подработки выбирает между грузчиком, разносчиком листовок и, если повезет, продавцом-консультантом. Есть и другой весьма привлекательный вариант для тех, кто не любит особо напрягаться, сидеть в душном офисе и продавать, — благотворительный фонд. Безусловно, многие ребята туда идут, потому что хотят искренне помочь. Однако оставим веру во всеобъемлющее людское сострадание и признаем: большинство ребят оказываются там ради денег.

В прошлом году курянка Алиса искала работу на период летних каникул. В группе в социальной сети «ВКонтакте» увидела объявление о подработке для школьников, не раздумывая, написала некоему Антону Головареву. Алиса посчитала, что справится с работой промоутера: проговаривать рекламный текст за 100-200 рублей за час кажется несложным. Собеседник Алисы отказался обсуждать рабочие вопросы по телефону и, естественно, не сообщил, что на самом деле школьница попадет на работу в благотворительный фонд.

Алиса засмеялась: «Нет смысла и пытаться»

«Тогда этот фонд назывался «Счастливая жизнь». Главный офис якобы находился в Казани, а в Курске, Туле, Иваново и других городах работают филиалы. Мне сразу предоставили все копии документов, рассказали о мальчике, которому нужно было собирать деньги на лечение. Эту папку с документами каждый волонтер должен был носить постоянно с собой на улицу, для виду. Нас уверяли, что работа официальная, полиция не имеет права нас останавливать», — вспоминает Алиса. 

Алиса: не все ли равно, о чем спрашивать, если ответа все равно не получишь?

Однако спустя неделю школьница поняла, что деятельность благотворительного фонда вызывает ряд вопросов. Алиса заметила, что на сайте фонда «Россодействие» нет никакой информации, телефоны горячей линии не отвечают, а номер мамы мальчика Захара Шентяева, которому на тот момент собирали деньги, заблокирован.

«Особенно меня поразил один момент. Вместе со мной работала еще одна девчонка, она каждый день собирала большое количество денег. Однажды она унесла ящик с пожертвованиями домой, а на следующий день просто не вышла на работу. Девочка перестала отвечать на звонки. Антон Головарев говорил, что пойдет в полицию, но совершенно туда не спешил. И спустя месяц он ничего не сделал. Я не стала поднимать кипиш, а просто решила проследить за работой этого псевдофонда. Я около месяца пыталась найти директора фонда, хотя бы его номер, но безуспешно», — рассказывает Алиса.

Алиса поняла: нельзя делать то, что нельзя

Школьница провела собственное расследование. Ей удалось найти номер мамы Захара, которая рассказала, что о фонде она ничего не слышала, а сбор средств давно завершен. Алиса вспоминает, что Головарева со временем сменил Жидеев: «Скотина и хам еще тот, с таким иметь дело плохо. Считает, что все знает, хотя закончил 9 классов вечерней школы». Школьница порвала свои документы и ушла с работы, как только убедилась в том, что фонд обманывает людей. Недавно Алиса обратила внимание на маленьких мальчиков, которые ходят с той же самой папкой документов и пластиковой коробкой. Правда, накидки сменили цвет с зеленого на белый, а фонд стал называться «Россодействием».

История 2: Неуловимые не мстители

«Как они вовлекли детей во все это? Куда смотрели родители? Неужели они приходили в школы? Мы не просто должны перерезать пути, установив контроль в транспорте и рассказав в социальных сетях о псевдофонде, но и найти всех главарей банды». Сергей неоднократно был лидером общественных движений и знает, как должны на самом деле работать благотворительные фонды. А потому не может смириться с тем, что всех волонтеров считают жуликами и ворами.

Нечистая, братцы, нечистая тута

«Я уверен на 90%, что этот фонд — шарашкина контора, тем более отзывы о нем не самые лестные, — заявил Сергей. — Я лично в нем не работал, но у меня с ребятами из других общественных организаций была идея устроиться туда под прикрытием. К сожалению, с точки зрения закона там не подкопаться. Я сто раз пытался поговорить с волонтерами, останавливал их на улице. Все отвечают одно: «Ну, вы же понимаете, мне нужны деньги, найдите мне другую работу».

Сергей сокрушается: никто из ребят не признается, где их вербуют для работы в фонде. Как-то раз ему удалось провести воспитательную беседу с одним из волонтеров и внимательнее изучить документы, с которыми они «штурмуют» центральные улицы города, сделать их ксерокопии. Однако разговор на этом не закончился.

«После ко мне приехали «волонтеры», бугаи какие-то. Предложили выйти поговорить. Я немного растерялся. Сказал, что можем поговорить, но при всех. Псевдоволонтеров это не устроило, они остались ждать меня у дверей. Блин, они могли запросто узнать, где я живу. Мне пришлось выходить через черный ход», — вспоминает Сергей.

А казачок-то — засланный

Молодой человек вначале боялся, что просто оклеветал хороших и добрых людей. Но после того как к нему пришли «урки на разборку», сомнения отпали. Сергей звонил в ПАТП, где ему пообещали не впускать волонтеров в общественный транспорт бесплатно. «Я разговаривал с одиннадцатиклассником, ему нужны деньги, поэтому приходится «волонтерить». Он рассказал, что им платят 20% от собранных средств. А вообще я слышал, что у них есть договоренность с начальником автотранспортных предприятий города о беспрепятственном разрешении проезда на одну остановку. Если эта информация верна, наши усилия бесполезны. Когда дети зарабатывают, разумеется, они уже не волонтеры!» — комментирует Сергей.

История 3: Не волшебный голос Джельсомино

В том, что вокруг благотворительного фонда «Россодействие» есть ореол таинственности, которого не должно быть вокруг честного фонда, мы убедились сами. Обратившись к школьнику, который работает волонтером, за помощью, решили туда устроиться. Школьник не стал делиться подробностями о вакансии в социальной сети «ВКонтакте», настаивая только на личной встрече. Неоправданная для волонтера бдительность, в интересах которого, по идее, привлечь к сбору средств как можно больше людей, не позволила ему прийти на встречу. Сославшись на то, что он в Орле, школьник заявил, что пообщается со своим директором и только после этого расскажет, как стать волонтером их фонда.

А для начала — попробуйте говорить правду

Стойко перенеся неудачу, решили почерпнуть информацию о фонде «Россодействие» на их официальном сайте. Но и там потерпели фиаско. В разделе отчетов — «Ой! Страница не найдена», в контактах — номер телефона горячей линии, который на момент подготовки публикации был недоступен. Но надо отметить, что на сайте нашлись имена детей, которым собирают деньги, — Миша Фролов и Яна Трунова. Но и тут без смущения не обошлось, когда в глаза бросились разночтения в написании названия благотворительного фонда. Где-то он «Россодействие», где-то — «Ростсодействие». И всякого рода нестыковок в работе данного фонда — невероятное множество.

Что ж, мы не будем огульно обвинять волонтеров благотворительного фонда. Да и за что? За желание подзаработать на халяву? За то, что им нет 18 лет? За то, что они обманывают людей? У них можно поинтересоваться только одним — знакомы ли им понятия морали и совести? А вот к владельцам фонда «Россодействие» возникает ряд вопросов.

Поэтому обращаем ваше внимание, что данная публикация является официальным запросом в УМВД Курской области с просьбой проверить деятельность этого псевдоблаготворительного фонда на предмет мошенничества.

Скажем вместе — стоп обману!

3 марта 2017 года члены Ассоциации «Все вместе» составили и опубликовали Декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки:

«Настоящий документ претендует на то, чтобы выражать мнение профессиональной российской благотворительности. Перед нами стоит задача донести до максимально широкой аудитории нашу оценку набирающей силу опасной практики. Нам представляется необходимым сформировать общую позицию и всеми средствами распространить ее как можно шире. Речь идет о практике сбора пожертвований от имени организаций в местах скопления людей (на улицах, в электричках, в пробках) как с применением внешних признаков благотворительного сбора (прозрачный ящик, фотографии подопечных, информация о фонде-сборщике и так далее), так и под видом «благотворительной продажи сувениров». Как правило, этим занимаются люди, выдающие себя за волонтеров, а на деле получающие процент от собранных денег – то есть коммерческие агенты, которые обманывают общественность.

Ряд расследований, проведенных СМИ, показывают:

— никаких подтверждений того, что собранные средства в полном или хотя бы значительном объеме доходят до нуждающихся, не существует;

— большая часть собранных наличных денег изымается руководством лжеволонтеров в собственный карман;

— в лучшем случае их небольшая часть используется для создания видимости благотворительной работы.

Эта практика признается нами порочной и недопустимой для прозрачной и профессиональной организации...

...Мы однозначно осуждаем практику сбора наличных денег от имени организации вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий и вне стационарных ящиков для сбора наличных денег, опечатанных и вскрываемых в присутствии независимых контролеров.

– Мы не будем применять такого рода технологии для сбора пожертвований.

– Мы призываем общественность и частных жертвователей не вносить пожертвования наличными деньгами вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий.

– Мы призываем все честные организации присоединиться к этому документу.

Также мы призываем СМИ и просто небезразличных людей присоединиться к инициируемой нами информационной кампании и донести до максимально широкой аудитории материалы, которые мы предложим в дальнейшем. На наших глазах ширится и крепнет мошенническое движение, ставящее под угрозу благотворительный сектор. Всякого мошенника рано или поздно разоблачают, но любые скандалы серьезно ударят и по всем нам, а значит — по нашим подопечным. Ушли годы, прежде чем нам начали доверять, и если мы не будем сами бороться с обманом в благотворительной среде, то мы ничем не будем отличаться в глазах общественности от тех, кто обманывает».

Ассоциация «Все вместе» призывает благотворительные организации присоединиться к данной инициативе и поставить свою подпись под декларацией. Напишите нам на info@wse-wmeste.ru.

Эта декларация подписана 127 российскими благотворительными организациями. Названия «Россодействие» среди них нет....

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2017

Заголовок в газете: Росподонки? из «Россодействия»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру