Бить или не бить — вот в чем вопрос?

Психологи и родители рассуждают о воспитании детей

С 1 июля этого года вступает в силу так называемый закон о декриминализации побоев в семье. Побои в отношении близких родственников теперь исключены из числа уголовных преступлений и переходят в категорию административных. Законопроект вызвал широкий резонанс, и в этом нет ничего удивительного. В канун Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин «МК Черноземье» писал о том, что ежегодно в России 14 тысяч женщин погибает от рук своих мужей. А ведь это только одна сторона вопроса. Есть еще дети.

Психологи и родители рассуждают о воспитании детей
pandaland.kz

И здесь все очень запутанно. Нет, в вопросе побоев, наносимых детям, все как раз однозначно — это плохо и нельзя. И в данном случае новый законопроект развязывает руки тем родителям, которые не гнушаются воспитывать своих чад исключительно методом кнута. Но та же общественность на стадии обсуждения законопроекта задалась вопросом: а шлепки в целях воспитания считаются побоями? После того как закон о декриминализации побоев вступит в силу, решение о том, шлепать или не шлепать ребенка, останется на усмотрение самих родителей. Мнения на этот счет мы собрали из разных источников, опросив психологов, родителей и просто людей на улице.

Анастасия Маркова, психолог, Курск: «Меня, как маму-психолога, часто спрашивают: «Насть, а все-таки можно бить ребенка или нельзя?» Вот вам ответ Леонида Сурженко, который нашел стопроцентный отклик во мне: «Уж сколько копий сломали педагоги да воспитатели, великие и не очень гуманисты а-ля Руссо в спорах о том, что физические наказания — это анахронизм, дикость, что воспитательный процесс ни в коем случае не должен использовать такую мерзость, как ремень или розги. Даже ставить ребенка в угол — это преступление против его ранимой психики, а уж на горох на колени — чистая инквизиция. Этого нужно избегать любым путем, поэтому изобретаются новые, прогрессивные методики воспитания, выдумываются все более эффективные средства контроля над ребенком, которые не подразумевают физического насилия. Только насилие психологическое. И порой мы искренне считаем, что получасовые психологические атаки на психику ребенка будут ему полезнее, чем шлепок по мягким тканям. Я не причисляю себя к великим гуманистам. Хотя, с другой стороны, не считаю себя и жестоким человеком. Однако к физическим наказаниям отношусь весьма спокойно. Не раз на своем жизненном пути я встречал ситуации, когда ремень оказывается самым безболезненным и эффективным средством. Именно ситуации. Единичные, когда другие методы убеждения не действуют. Но ремень ни в коем случае не должен становиться основным и постоянным инструментом воспитания. В то же время есть дети, в отношении которых физические наказания просто недопустимы. Впрочем, любой родитель увидит различие сам и, думаю, без проблем примет правильное решение». На мой взгляд, это высказывание абсолютно в точку. Истины в последней инстанции здесь и не стоит искать, она у каждого из нас своя, а вот ориентиры в тексте представлены хорошо. Я считаю, что наказание четко можно разделить на физическое и психологическое, третьего не дано. И для меня психологическое насилие категорически неприемлемо.

А вот знаменитый российский психолог и многодетная мама Лариса Суркова в вопросе физического наказания более категорична. Процитируем ее блог: «Можно ли или как наказывать детей? Часто спрашивают меня родители. Разберемся в понятиях. Наказание — это что? Ну вот если своими словами? Как будто ребенку объясняете? Наверное, это ограничение? Невозможность делать то, что хочешь?

Многие ли скажут, что наказание — это боль? Обида? Унижение? Дадите ли своему ребенку такое объяснение?

Это к чему? Мы не рассматриваем физические наказания. Конечно, в жизни почти каждого родителя случается срыв и шлепок по попе. У меня, честно, было один раз. Когда Глаша вылезла в окно 4 этажа, а я бежала и думала, жива ли она там, не выпала ли. И вот тогда дала ей по попе. Два раза.

Стыдно до сих пор. Физическое наказание — это слабость родителя. Это то, когда он не может найти аргументов, кроме применения силы.

Боль не даст урока. Она начнет рыть яму между вами и ребенком. Чем чаще вы будете практиковать этот способ — тем больше будет пропасть.

Категорически неприемлемы с точки зрения психологии физические наказания к детям до пяти лет точно. Это все заляжет в подсознание и будет вредить ребенку долгие годы.

После тоже не хорошо, но там ребенок помнит. А если помнит, можно говорить, извиняться, решать».

Суркова уверена, что родительская жестокость впоследствии окажет определяющее воздействие на характер повзрослевшего человека. Психолог вспоминает, как к ней за помощью обратилась семья, отец в которой перманентно лупил своих маленьких сыновей, жена готова была подавать на развод. После нескольких бесед мужчина рассказал, что его самого нещадно били в детстве. Но больше всего его потрясло, как отец наказал ремнем за разбитую чашку, пригрозив, что, если ребенок станет плакать, достанется и маме мальчика. Ужас был настолько сильным, что малыш замкнулся в себе, но психологическая травма десятилетия спустя вылилась в насилие над собственными детьми.

Казалось бы, ремень и легкий шлепок не имеют ничего общего. Но здесь важна не форма, а тот факт, что вы уже решились поднять руку, то есть переступили через какой-то психологический барьер. А дальше уже неважно, шлепок это будет или удар ремнем.

Одна курская мама сказала мне очень правильную вещь: «Сегодня я шлепну сына, но завтра он станет сильнее меня, и в какую плоскость перейдет этот конфликт?»

И все же даже у психологов нет единого мнения на этот счет. Причинно-следственная связь между телесным наказанием и психическим развитием ребенка научно не обоснована. И если у европейцев в этом вопросе гораздо больше единодушия, то россиянам вообще сложно, ведь советская система воспитания вполне допускала физические наказания в разумных пределах. Но вот в одном психологи все-таки сошлись во мнении: шлепая ребенка, вы успокаиваете себя, а вовсе не своего отпрыска.

Однажды в интервью инспектор ПДН из Курска Екатерина Переверзева призналась мне, что за годы работы в инспекции больше всего ее поражало жестокое обращение родителей со своими детьми.

— Это и телесные повреждения, и унижение ребенка как личности, а также психологическое унижение, ненадлежащее материальное обеспечение, халатное отношение к здоровью и образованию, — пояснила Екатерина. Она рассказала чудовищный случай, когда 14-летний мальчишка прибежал в отдел полиции зимой по страшному морозу в одном спортивном костюме. Из дома в таком виде ребенка выгнал страх перед матерью, которая систематически поднимала на него руку.

Здесь, конечно, речь идет не о невинных шлепках, но ведь неизвестно, как все начиналось.

Комитет ООН по правам ребенка считает абсолютно недопустимым любое насилие в отношении несовершеннолетних. Телесное наказание там трактуется как наказание, при котором применяется физическая сила и которое призвано причинить некоторую степень боли или дискомфорта, какими бы легкими они ни являлись. Это закрепленная документами формулировка. Осенью прошлого года нашумевшая история произошла в Финляндии. У проживавшей там россиянки местные власти забрали троих детей. Причиной стали те самые шлепки. В Финляндии запрет на применение к детям телесных наказаний закреплен на законодательном уровне. Более того, в некоторых европейских странах за это можно попасть в тюрьму или лишиться родительских прав.

Новый законопроект оставляет все вышесказанное на совесть и убеждения родителей. Да, вам точно не будет ничего, если вы немного отшлепаете своего непослушного ребенка, но решит ли это проблему? И не породит ли в дальнейшем новые, более глубокие проблемы?

Инфографика РИА Новости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру