За счет средств гособорон заказа ОАО «Строймост» намеревалось погасить долги предприятия

Центральное таможенное управление, являясь госзаказчиком, не открыло финансирование объекта

21 февраля 2017 года строительство служебно-производственного здания Курской таможни было приостановлено. К консервации стройки привело неисполнение Центральным таможенным управлением Москвы своих обязательств по государственному контракту. Компания генподрядчика до настоящего времени так и не смогла добраться до перечисленного заказчиком аванса в 212 миллионов рублей.

Центральное таможенное управление, являясь госзаказчиком, не открыло финансирование объекта
Замороженная стройка служебно-производственного здания Курской таможни

28 ноября 2016 года между Центральным таможенным управлением Москвы и ОАО «Курская мостостроительная фирма «Строймост» был заключен государственный контракт на строительство служебно-производственного здания Курской таможни общей стоимостью в 550 миллионов рублей. Положениями госконтракта предусмотрен аванс в сумме 212 миллионов рублей, который ЦТУ 23 декабря перечислило на счет подрядчика в Управлении Федерального казначейства. Строительство таможни набирало обороты: геодезическая разбивка выполнена, котлован готов. И все бы ничего, да вот злополучные миллионы стали причиной раздора между двумя договорниками.

Перетягивание каната ценой в 212 миллионов

Как оказалось, таможенное управление Москвы не было готово расстаться с деньгами и наотрез отказалось открывать финансирование «Строймосту». Ссылаясь на Приказ Минфина РФ №213Н, начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов затребовал «Сведения о направлениях расходования целевых средств на 2017 год». Финансовый директор строительный фирмы Наталья Грибенюк, в свою очередь, оперативно расписав 212 миллионов под нужды компании вплоть до последнего рубля, 17 января 2017 года предоставила сведения в ЦТУ. Но тут снова случилась оказия — управленцы таможни сочли расходование аванса необоснованным и не подписали документ.

На протяжении двух месяцев перетягивание «каната» под названием «финансирование строительства» ни к чему не привело. Финансирование не открыто, котлован, присыпанный снегом, начал осыпаться, строительных материалов нет, на территории стройки полная тишина.

Сложившейся ситуацией заинтересовалась Федеральная таможенная служба. Целой делегацией сотрудники ФТС прибыли на объект строительства, дабы разобраться, в чем же все-таки причина задержки объекта. Генеральный директор ОАО «Строймост» Андрей Иващенко и здесь не растерялся. Все так же оперативно перед приездом федералов руководитель фирмы пригнал рабочую технику на объект, установил строительные вагоны и, высказывая массу негодования, требовал открыть финансирование.

И снова незадача. Заместитель начальника тыловой службы таможенного управления Алексей Комков, оберегая многострадальные миллионы, предложил генеральному директору «Строймоста» взять кредит на строительство и продолжить работы на объекте: для начала огородить территорию забором, закатать асфальт для проезда строительной техники и застраховать объект, которого нет. И только потом, возможно, финансирование будет открыто.

Действительно, в чем, собственно, суть конфликта? Бери да строй. Закупай материалы, нанимай рабочую силу, кредитуйся. В любом случае заказчик произведет оплату по госконтракту. Но с этого места начинается все самое интересное…

Проект здания Курской таможни

Денег нет, но вы держитесь…

На сегодняшний день ОАО «Строймост» занято строительством «Средней общеобразовательной школы в поселке Медвенка», выполняет работы по реконструкции моста через реку Зуша в городе Мценске, ведет застройку многоэтажного жилого дома по улице Гайдара в городе Курске. Также предприятие реализует квартиры в 10-этажном доме по улице Дейнеки, который недавно был введен в эксплуатацию. Вот только объемов строительства не хватает, чтобы исправить плачевную финансовую ситуацию, сложившуюся в компании.

В октябре прошлого года в отношении генерального директора ОАО «Строймост» Иващенко было возбуждено уголовное дело по факту невыплаты заработной платы сотрудникам предприятия. Долг превышал 7,7 миллиона рублей и до настоящего времени погашен только частично. Но русский народ на ошибках не учится, и, наступая на те же грабли, руководитель «Строймоста» по сей день продолжает задерживать зарплату. На этот раз «козлом отпущения» Наталья Грибенюк назначила таможню, ведь именно она не отдает злополучный несколькомиллионный аванс. Долги предприятия продолжают расти.

Ситуация с поставщиками, субподрядчиками и коммунальщиками аналогичная. Первые наотрез отказываются поставлять строительные материалы до полного погашения задолженности, вторые прекращают свою рабочую деятельность и ждут исполнения договорных обязательств, ну а коммунальные службы сделали «шаг конем» — перекрыли подачу газа и отключили отопление не только в офисе предприятия, но и на строительных объектах. Суды, претензии, жалобы — в этом калейдоскопе задолженности, которая приблизилась к сумме в 80 миллионов рублей, едва ли можно разглядеть хотя бы намек на светлое будущее. «Строймост» обрастает долгами ежедневно.

Часть реализуемых квартир находится в залоге у банка, еще часть — у инвесторов. Это значит, что, продавая остаток квартир на улицах Гайдара и Дейнеки, мостостроительная фирма не погасит и малой части образовавшихся долгов, а также исключает возможность кредитования.

В ноябре прошлого года «Строймосту» все-таки улыбнулась удача, и тендер на подряд строительства служебно-производственного здания Курской таможни ценой свыше 500 миллионов достался именно ему. Заветный аванс в 212 миллионов мог бы покрыть долги предприятия, но на деле только глубже загнал фирму в «долговую яму».

Инспекция Федеральной налоговой службы добавила масла в огнь. Как только на счет в казначействе был перечислен аванс, предусмотренный госконтрактом, налоговики сразу же выставили ОАО «Строймост» счет на оплату НДС суммой в 32 миллиона рублей. Впоследствии все счета мостостроительной фирмы были заблокированы налоговыми органами по причине неоплаченного НДС.

В свете развернувшихся событий финансирование строительства текущих объектов предприятия было остановлено. «Мертвая точка» поставлена.

«Строймост» и до президента доберется

Так и не найдя общего языка с Центральным таможенным управлением, подрядчик решился на кардинальные меры. Во-первых, 21 февраля этого года генеральным директором ОАО «Строймост» было принято решение о консервации строительства здания Курской таможни. Во-вторых, руководитель предприятия обратился с официальным заявлением к заместителю губернатора Курской области Сергею Дюмину с просьбой созвать собрание по решению вопроса строительства служебно-производственного здания Курской таможни, на которое прибыли представители Управления Федерального казначейства по Курской области, сотрудники Федеральной и Курской таможенных служб.

Но не удивляйтесь, заместитель губернатора Курской области тоже не смог разрешить ситуацию с пресловутым авансом. 212 миллионов все также находятся «за семью замками» в казначействе. На этот раз таможенники заявили, что перечисленные денежные средства вовсе не являются авансом и станут доступны подрядчику только тогда, как половина строительно-монтажных работ будет осуществлена. Но возникает другой вопрос — законность хранения денежных средств, не являющихся авансом, на счете в Федеральном казначействе.

Дальше — больше. В борьбе за миллионы принял участие сам губернатор Курской области Александр Михайлов. 14 марта из Дома Советов Владимиру Булавину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, было отправлено письмо с просьбой оказать содействие в решении вопроса «…позволить ОАО «Строймост» распоряжаться средствами аванса…». Также из официального письма губернатора стало известно, что одной из причин неподписания госзаказчиком сведений о направлении расходования целевых средств стало несвоевременное предоставление подрядчиком проектно-сметной документации в управление таможни. ОАО «Строймост» устранило недостатки, но, несмотря на это, аванс так и не был освоен.

Результат обращения предсказуем, но не будем загадывать — вдруг обращаться к президенту не придется и походы с «ножницами и расческой» к Центральному таможенному управлению увенчаются «стрижкой» государственного заказчика.

Подведем итоги. ОАО «Строймост» пытается удержаться на плаву и довести строительство существующих объектов до конца, хватаясь за последнюю соломинку в виде строительства Курской таможни. Ведь по долгам рано или поздно платить все-таки придется. А вот к Центральному таможенному управлению имеется масса вопросов: законность хранения денежных средств на счете в органах казначейства и добросовестность исполнения договорных обязательств государственного оборонного заказа.

Также «МК Черноземье» заинтересовал тот факт, что выигранный тендер одной из российских компаний на проектировку здания таможни странным образом перекочевал в руки к ФГБУ «РОСТЭК», которое занимается организацией строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, что создает новую пищу для размышлений.

Так кто же в конечном счете будет распоряжаться миллионами и как скоро возобновится строительство служебно-производственного здания Курской таможни?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2017

Заголовок в газете: «Мертвые» миллионы Центрального таможенного управления

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру