Хроника событий Если не будут брать - отключим газ: Евросоюз продлил антироссийские санкции Порошенко назвал санкции против России ценой агрессии и неоимперских амбиций В Кремле рассказали об ответе на продление санкций ЕС Захарова: Россия готовит ответные меры на арест дипсобственности в США В Совфеде предложили Евросоюзу ввести санкции против Украины

На родине Тургенева придадут ускорение моде на русское

18 мая 2017 в 14:43, просмотров: 1212

26-27 мая в Орле, на родине Ивана Тургенева, пройдет Международный фестиваль «Мода на русское», который станет первым в череде мероприятий к 200-летию писателя, сумевшего в XIX веке, когда в России была мода исключительно на европейское — искусство, литературу, философию и т.д., донести русские ценности до европейского сознания.

На родине Тургенева придадут ускорение моде на русское
Дизайнер Елена Шаренкова (слева) и журналист Ирина Никишонкова

Фестиваль придумали две орловчанки: дизайнер Елена Шаренкова и журналист Ирина Никишонкова. Ожидаются именитые гости, известные в стране и в мире люди. Сегодня Ирина Никишонкова — гость нашей редакции.

И небу станет жарко

— Всегда интересно: как родилась идея?

— В прошлом году я в составе орловской делегации оказалась на заседании Клуба главных редакторов, существующем при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО Александре Беглове. Тема, которую там обсуждали, — межрегиональный туризм. И Беглов попросил: придумайте что-то такое, что б, образно говоря, небу стало жарко, а мы, дескать, поможем. Ну, мы и стали думать. Сначала была идея как-то продвинуть образ русской женщины — я, к примеру, считаю, что русские женщины — лучшие в мире. Но в своем развитии эта идея доросла почти до тургеневской миссии — соединить европейскую и русскую культуры сегодня, во время санкций, недоверия и напряженности.

— А «мы» — это кто? Кто организует фестиваль?

— Общественный фонд «Культурное движение», который возглавляет дизайнер Елена Шаренкова, в совет которого я тоже вхожу. Фонд известен своими проектами по популяризации литературного и культурного наследия Орловщины («литературная» роспись фасадов, «литературный забор» на остановке «Музей И.С. Тургенева, МумуФест, инфографический проект «Достопримечательные здания Орла» и т. д.), а также благотворительными акциями.

Но очень существенно нам помогают все орловские театры, музеи, областная филармония, центры творчества, учреждения культуры, опорный университет им. И.С. Тургенева выступает партнером, дизайнеры, модельеры, художники, ребята из клубов исторического танца, галерея «Арбат», просто разные люди, готовые быть и волонтерами, и участниками, и помощниками. Это здорово.

Орел — это точка отсчета

— Ты уж меня извини: но где Орел, а где Европа? Разве что в названии одного из супермаркетов.

— Орел — это точка отсчета. Так, во всяком случае, мы предполагаем. Здесь, в месте средоточия дворянских усадеб, формировались представления о России. И Тургенев, задавший моду на русское, здесь родился. Что-то особенное есть в этом месте… В общем, оформили мы свой проект и подали заявку на Президентский грант. Выиграли его. Правда, получили в пять раз меньше, чем хотелось бы. Именно из-за этого программу пришлось значительно урезать: мы планировали фестиваль на шесть дней, а будем укладываться в два.

— Тем не менее фестиваль — международный?

— Конечно. Свое участие подтверждают представители Посольства Франции, не приедут, но сердцем с нами немецкий Баден-Баден, где до сих пор стоит вилла Тургенева, а русские идеи продвигают Тургеневское общество, возглавляемое Ренатой Эфферн, и французский Буживаль, где находится музей Тургенева и Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран. В Орел на фестиваль приедет писатель, психолог, ведущая группы русскоязычной диаспоры на Facebook «Лягушка в водке и медведь в шампанском» Лола Елистратова (Франция), объединяющая женщин, живущих за границей, и продвигающая наши культурные ценности. Приедет писатель Елена Ронина, открывшая в Москве, можно сказать, на старый лад культурный салон. Нашим проектом заинтересовались в Министерстве иностранных дел России и Министерстве культуры.  Ждем их представителей и других интереснейших людей, которые уже занимаются продвижением и популяризацией русских ценностей, русской культуры, русской моды и в своей стране, и за пределами России. 

— Замах не провинциальный. А кто режиссер?

— Известный дизайнер, основатель первого в СССР Театра моды Раф Сардаров. Он провел множество конкурсов моды и дизайна. В том числе в Орле — в 2004 году с Леной устроили международный конкурс «ИнтерДизайн», который в их профессиональной среде считается эталоном. Раф будет проводить театрализованный конкурс «Тургеневская девушка», на который уже заявились девушки из нескольких областей ЦФО. Местный конкурс с таким названием проводится уже несколько лет — силами областного центра народного творчества. Мы решили придать ему новое звучание и новый масштаб. Тургеневские девушки наверняка сохранились не только на Орловщине.

Немой город должен заговорить!

Справка МК

Тургеневская девушка — типичная героиня произведений И.С. Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщенного образа нескольких описанных им женских персонажей из произведений 1850 — 1880-х годов. Вот как описывал писатель своих героинь.

Наталья Ласунская, «Рудин»: «…С первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки… Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, — точно она себе во всем хотела дать отчет… Училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно».

Марианна Синецкая, «Новь»: «…Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным… Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ (в России они стали попадаться довольно часто)… Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души».

Елена Стахова, «Накануне»: «Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных… Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором».

— А как ее найти, тургеневскую девушку? Я вот перед интервью провела небольшой опрос в «Фейсбуке» среди своих друзей — мало кто вообще знает, «что это такое». То есть слышали-то все, но представление об этом типе русских женщин в основном весьма поверхностное. А опрос на орловских улицах случайных прохожих вообще показал удручающие результаты: люди моложе 25 лет, как правило, даже не слышали такого словосочетания: «Тургеневская девушка». Тут не конкурс — образовательная программа нужна, чтоб к 200-летию великого земляка его потомки знали хотя бы ключевые понятия, имена главных литературных героев, понимали значимость тургеневского наследия.

— Согласна. И я очень надеюсь, что наш фестиваль будет этому способствовать. Орел — удивительный город, у которого столько поводов для гордости и славы, что не перечесть. Но он немой. Даже те знаки, которые тут установлены, — часто ни о чем. Я иду с сыном по улице, он меня спрашивает: это кто? а это что? Не всегда знаешь, что сказать. Прихожу домой и начинаю искать ответы, потому что установленные знаки не дают никакой информации, кроме имен-дат жизни. И эти пробелы не восполняют ни школы, ни музеи.

— Вернемся к тургеневской девушке. А как выявить-то ее? Это ж не 90х60х90 при росте 180…

— Мне кажется, это будет самое интересное и, возможно, самое таинственное действо. Потому что Раф Сардаров заявил, что он будет искать «тургеневское» не во внешности, а во внутреннем мире конкурсанток, в проявлениях их характеров. Задача непростая даже в формулировке. Но Раф с его талантом, энергией и способностью «раскрывать» лучшие стороны людей знает, как это сделать.

— Тургеневской девушке положен приз?

— Да. И власть, и предприниматели обещают нам, что победительница будет награждена поездкой во Францию, по тургеневским местам.

— Это будет главным событием «Моды на русское»?

— Нет. Одним из. Главное — мы хотим, чтобы в нашей стране на государственном уровне была учреждена Международная Тургеневская премия за продолжение миссии Ивана Сергеевича по продвижению русских ценностей — тем, кто сохраняет, поддерживает и продвигает русскую культуру за рубежом. Презентация инициативы по учреждению этой премии состоится в Орле. Собственно, к этому и проявил интерес МИД России.

— Где все будет происходить?

— Главной площадкой первого дня фестиваля станет улица Ленина, где будет много музыки, искусства, игры актеров, где люди опять будут читать Тургенева (призов и подарков заготовлено великое множество), учиться танцевать бальные танцы, участвовать в мастер-классах, чаепитиях и т.д.

А второй день пройдет в стенах фундаментальной библиотеки ОГУ. Там состоятся публичные интерактивные лекции «Мода от русских», «Миссия продолжается: как русские женщины сохраняют русскую культуру за рубежом», лекция об орловских усадьбах.

— В общем, «тургеневские девушки» на два дня возьмут в Орле власть в свои руки?!

— Они могут. Не зря Тургенев рисовал их более сильными и цельными, чем влюбленных в них мужчин. Так что… читайте Тургенева! А фестиваль… Это праздник, который, мы надеемся, побудит орловцев взять в руки книгу. Ведь быть образованным и культурным — это очень по-русски!

Кто же она?

«МК Черноземье» провел опрос на улицах города Орла. Вопросы были просты: слышали ли орловцы выражение «Тургеневская девушка» и как они представляют себе их образ.

Павел, 20 лет, студент ОГАУ: «Не слышал такого выражения».

Людмила Ростиславовна, музыкант, педагог: «Это прежде всего воспитание. Тогда образованию уделяли огромное внимание. И шло все от семьи. Хотелось бы, чтоб и наши девушки приближались к этому образу. Но сегодня они — редкое исключение».

Анна, 20 лет, студентка консерватории: «Тургеневская девушка — это утонченность, изысканность, грация именно в поведении. Интроверт, ориентирована во внутренний мир».

Яна (17 лет, студентка сельхозтехникума) и Андрей (24 года, студент Железнодорожного техникума): «Нет, мы не слышали».

Катерина, 33 года: «Это совершенно не про современных девушек. Это было в то время, где и осталось. Это нормально. Я таких не встречала. Их отличительная черта? Умение писать длинные письма. Красивый слог».

Ольга, 37 лет: «Романтичная, тонкая, томная».

Елена, медик: «Нежная, воспитанная, которых сейчас единицы остались, — они не приживаются в нашем мире. И не надо. Надо быть пожестче, чтобы выстоять в современном мире».

Игорь Васильевич, горный инженер: «Знаю еще со школы — нас хорошо учили, мы продукты ХХ века… А теперь сплошь бедность мозга. Чистотой характеризуется. Таких сегодня нет. Сегодня добро должно быть с кулаками. Это при советской власти был профком, цехком — они могли защитить человека, а сейчас полагаешься только на себя».

Мужчина, не представился, 40 лет: «Я никогда не слышал о тургеневских девушках».

Светлана Анатольевна, юрист: «Это русская девушка — коса до пояса, естественно, без косметики. Простота душевная. Такие сегодня есть и очень много».

Роман, 47 лет, гендиректор компании: «Отличается от других воспитанностью, красотой, умеет вести себя в обществе, преподать себя. Таких сейчас мало. В те времена тургеневская девушка была нормой жизни, а теперь другие нормы».

Али, 17 лет, школьник: «На уроках об этом не говорили. Тургенева читал, «Асю». Но не помню. Это, наверное, простые девушки, чистые, скромные. Для семьи это хорошо. Потому что для мужчины главное — дети, жена».

Дарья, 25 лет, специалист по управлению персоналом: «Тургеневская девушка — лирическая, утонченная натура, очень восприимчивая, может быть влюбленной, впечатлительная. Воздушная такая, обращенная внутрь себя. Если сейчас были бы такие девушки, им было б очень тяжело. Потому что общество у нас злое и на таких наивных делали бы деньги. Хотя для мужчины это, наверное, хорошо. Она покорная. Она создаст уют, тепло».

Пожилой мужчина, не представился: «Есть Спасское-Лутовиново, там — мать, женщины… А вот что вы имеете в виду под тургеневскими девушками, я не знаю. Провокационный вопрос! Тургенев же и за границей жил — его туда девушки поманили…»

Светлана, 27 лет, юрист: «Нежная, утонченная. Такие и сегодня есть, они всегда были и будут. Но культура общества деградирует, а его развитие просто уничтожает такой дух».

Санкции . Хроника событий



    Партнеры