История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали». Это было давно, сегодняшние «светланы» если и гадают, то не всерьез, а если что и бросают, то — себя в прорубь. Окунуться на Крещение в ледяную воду наравне с мужчинами — это запросто, что в век Жуковского было немыслимо…​

История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань

Память о евангельском событии

Наберите в поисковой строке на экране компьютера «Воронеж Крещение» или «Липецк Крещение», кликните «Картинки» и наряду с напускающими на себя бравый вид мужиками вы увидите представительниц прекрасного пола в весьма откровенных купальниках.

О купальниках упомянул намеренно, так как крещенские купания не воспринимаются уже как нечто благочестивое и богоугодное, а ожидаются и проходят как обычные экстремальные светские развлечения и очередная головная боль для спасателей.

Впрочем, речь сегодня не о нравах, уровень которых все понижается, просто постараемся вспомнить истинный смысл и предназначение православного праздника.

19 января православные празднуют Крещение Господне, или Богоявление. Это память о евангельском событии — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Что такое крещение? Если брать значение этого слова с греческого, то оно означает «погружение» — «баптисма» (отсюда и баптисты).

Этимология же нашего слова «крещение» не очень ясна, но скорее всего корни здесь лежат в слове «хрещение», то есть в погружении во Христа, в его учение. Согласно православным нормам, христианином может называться только тот, кто во всем старается подражать Иисусу Христу.

Вода же издревле является символом жизни и смерти. Поэтому, когда младенца или же взрослого при таинстве крещения погружают в воду, человек как бы умирает для старой, прошлой жизни, чтобы потом, выйдя из воды, воскреснуть для новой жизни во Христе и не грешить.

Явление Троицы

Иисус был безгрешен, и ему крещение было не нужно, но он вошел в воды Иордана, чтобы всем нам дать пример. С небес спустился Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал Христа Сыном.

Так была явлена в доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. Людям явился Бог, отсюда и второе название праздника — Богоявление.

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминания об этом дне находятся в Постановлениях и Правилах апостольских.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что таинство крещения просвещает Светом Христовым.

Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности, как пишет архимандрит Рафаил (Карелин), «был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия».

Символ жизни и смерти

Уже в древности была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Это главная особенность богоявленского богослужения — освящение воды — древнего символа жизни и смерти. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января в Крещенский сочельник — чином великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой (агиасма — святая вода). И второй раз — в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

По традиции крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. После какого освящения и в какой день праздника набрать воды — неважно, «сила» ее одинакова.

Хождение на Иордань

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Правда, к нынешней зиме это не относится…

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». В сам праздник Крещения воду освящали в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга.

Рядом ставили аналой (столик, на который кладется икона) и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань».

Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга.

Просто традиция

Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к православию не имеет никакого отношения.

Купание в проруби не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Церковь учит, что грехи прощаются только покаянием через таинство Исповеди.

А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде.

То есть, если вы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 14 января 2020

Заголовок в газете: Сила агиасмы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру