Цепь событий
В 1988 году Александр Руцкой, совершивший более пятисот боевых вылетов на штурмовике СУ-25, прошедший плен и пытки в Афганистане, удостаивается высшей награды — звезды Героя СССР.
Начинаются выборы депутатов в Верховный Совет РСФСР, и он выдвигает свою кандидатуру. Баллотировался он от Курской области по Восточному округу.
Тогда происходит знакомство офицера-героя и Владыки Ювеналия. Александр Владимирович дал обещание в случае своего избрания в Верховный Совет всячески помогать епархии, а конкретно — сделать все от него зависящее для восстановления Курской Коренной пустыни.
Во второй тур вышли два кандидата — А.В. Руцкой и благочинный Курской епархии протоиерей Никодим Ермолатий, настоятель Никитского храма. Владыка вызвал отца Никодима к себе.
— Отец, в Верховном Совете уже есть один батюшка, Глеб Якунин. Его нам будет достаточно. А ты мне здесь, в епархии нужен. Снимать свою кандидатуру не надо. А надо агитировать за Руцкого во втором туре.
Благочинный так и сделал.
4 марта 1990 года Александр Руцкой стал депутатом. Через год — вице-президентом России.
Занимая высокий государственный пост, он частенько приезжал в Курск и каждый свой приезд наведывался к архиепископу. Без всякой натяжки — он дорожил этими отношениями, понимая, что и вице-президенты ходят под Богом, и на все Божья воля. А с Владыкой надо дружить.
Потом был расстрел Белого дома, Лефортово, опала на грани забвения. И в 1996 году, перед тем как заявить свою кандидатуру на выборах губернатора Курской области, генерал Руцкой опять приехал к владыке: стоит ли ему выдвигаться?
— Иди до конца, — сказал тогда архиерей.
Коммунист Александр Михайлов, кандидат, крайне близкий к победе, был в те годы далек от Владыки. Он жил своим умом и партийным уставом. Духовных советов и благословения не искал.
Однако есть сведения, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов все-таки заглядывал в покои к архиерею, испрашивая поддержки для своего однопартийца Михайлова. И Владыка якобы посоветовал тогда поддержать бывшего вице-президента России.
Осенью 1996 года Александр Руцкой стал губернатором Курской области.
Причастие для губернатора
Генерал-губернатор сразу сказал: «Владыка, я хочу делать все по-православному!». Был такой запал, благое намерение. Он даже упорно отказывался от светской части инаугурации: не хочу, мол, проводить торжественное собрание в драмтеатре, а хочу как раньше, как в «те» времена.
— Ничего не хочу! — твердо говорил Александр Владимирович. — Зачем эти церемонии в областной Думе, если все они там против меня боролись? Я буду давать клятву перед Богом, перед иконами, на Евангелии в Знаменском соборе!
Накануне он вошел к Сергею Локтионову (заместитель губернатора, бывший комсомольский активист, ставший духовным чадом Владыки Ювеналия — «МК»), который был в его команде и сообщил, что решил причаститься «по-настоящему».
— Как это сделать?
Сергей Павлович достал молитвослов, подчеркнул карандашом в оглавлении, что надо читать.
— И мяса не ешьте, а я завтра заеду с утра и поедем в Коренную Пустынь на причастие, а оттуда уже в драмтеатр на торжественное мероприятие.
Его все-таки уговорили не отказываться от светской части.
— Александр Владимирович, — напоследок решился сказать Локтионов, — только не курите с утра. С утра вообще ни одного макового зерна в рот нельзя.
С курением, конечно, проблема. Руцкой одну тушил, другую уже поджигал.
На следующий день были с утра в Коренной. Руцкой отстоял службу. Владыка лично его исповедовал и причастил.
И на полных парах в драмтеатр. Там новый губернатор принес клятву на верность служения во благо Курского края. И уже потом пешком все пошли к Знаменскому собору.
Среди высоких гостей был губернатор Белгородской области Евгений Савченко, скульптор Вячеслав Клыков, политик Борис Немцов.
Владыка всех встретил. Провел в Державный зал собора. Горели свечи, пел хор, взирали лики с древних икон, и губернатор прочел клятву, написанную специально для этого случая выпускником факультета русского языка и литературы Александром Шаповаловым.
Текст этой клятвы даже согласовывали с Патриархом Алексием II. Он утвердил его лично.
Мракобесы!
Через месяц своего правления, на свои именины, то есть 6 декабря 1996 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, Александр Руцкой подписал указ о введении в школьную программу «Основ православной культуры».
Подготовили соответствующие документы.
Началась кропотливая проработка нюансов. И вот настал тот солнечный мартовский день 1997 года, когда предстояло объявить о нововведении самим педагогам.
В админитсрацию пригласили директоров школ, завучей, работников комитетов образования, городского и областного. Полный зал умных людей.
Заседание ведут Владыка Ювеналий и Сергей Локтионов.
— Надо же помолиться, — сказал архиерей перед началом.
Неудобный момент. Зал областной администрации за долгие десятилетия был «намолен» другими «молитвами». Опять же, собрались люди светские, от церкви далекие. Но встают. И все как-то стесняются, всем неловко. Странная ситуация.
Царю Небесный, Утешителю, душе истины, Иже везде сый и вся исполняй…
Молитву Святому духу никто наизусть не знает.
А когда дошли до сути, когда объявили о том, что теперь в школах будет вводиться новый предмет — Основы православной культуры — в зале поднялся такой шум и гам! Гвалт недовольства и возмущения. Кто-то кричал: «Мракобесы! Вы разрушите образование!». Кто-то свистел и смеялся. Это было настоящее нечто.
Потом Владыка взял слово. Он сказал все, что думает об этих взрослых, воспитанных и образованных людях. Он говорил о нравственном состоянии общества, о необходимости духовного возрождения и все более и более распалялся.
— Ну уж нет! — и бац кулаком по трибуне! Теперь время не то! Теперь мы не отдадим вам наших детей!
Зал молчал. До людей доходило.
Вопрос о введении нового предмета в курских школах был решен губернатором Руцким в административном порядке. Предстояла большая работа по внедрению «Основ» на местах…
С верой и Ириной
Руцкой издал постановление о реконструкции Знаменского собора силами администрации области. У Курской епархии не было таких денег.
Бюджет внушительный — примерно шестьдесят миллионов рублей. Этот указ стал поводом для кляуз в различные инстанции столицы: губернатор, мол, тратит бюджетные средства не по назначению, отдает их на нужды храма.
Приезжали проверки по линии нескольких ведомств, считали, читали, разбирались, насколько это законно. Тогда Руцкому хватило административных ресурсов на то, чтобы отбиться. Сработали старые связи первого в истории современной России вице-президента.
Он разрубил такие узлы, которые другие распутывали бы десятилетиями.
Притом, что внешне не был религиозным. «Смирением высокая, нищетою богатая» — это точно не про него. Между тем одна из любимых цитат губернатора — слова русского философа Ильина: «Человек по-всякому может поступить со своей судьбой. В одном ему отказано — жить без веры». Не выказывая возвышенных религиозных чувств, он решительно исправлял страшный грех поругания святыни.
Руцкой держался дерзко, говорил резко, курил безостановочно, пил в гусарских традициях и матерился. А тут еще разговоров на всю область: губернатор с молодой связался!
Его отношения с молодой девушкой из Рыльска Ириной Поповой — разница в возрасте составляла 26 лет — стали тогда широко обсуждаемой темой.
Александр Владимирович развелся, когда вышел из Лефортово. Познакомившись с Ириной, он привез девушку в покои Владыки.
— Выйдите на полчаса, цветочки там посмотрите, — попросил архиерей губернатора. Ему надо было наедине побеседовать с его избранницей.
Кстати, цветоводство было их общим увлечением. Руцкой любил розы, выращивал их до сотни разных сортов, а Владыка просто любил цветы, без особенных предпочтений.
Александр Владимирович походил по двору. Вскоре вышла Ирина: «Тебя зовет!».
— Живите с Богом, — сказал тогда владыка Руцкому.