«Работа чиновника — не сладкая малина»
— Что вы узнали за это время такого, чего не знали о спорте до высокой должности?
— Я понял, что работа чиновника не сладкая малина. Колоссальный объем информации, новая нормативная документация, связанная с переходом всех спортшкол из системы дополнительного образования в систему спортивной подготовки, взаимодействие с Министерством спорта, в том числе, по привлечению в регион федеральных денег. Как известно, в 2018 году Орловская область не получила от Москвы гранта — сказались последствия просчетов 2016 года.
— Как такое могло случиться? Ваш суперсильный предшественник, гнущий о голову прутья, вроде, «с ноги» открывал дверь в министерстве…
— С моей стороны оценку коллеге по работе, наверное, давать, некорректно. Но официально — снижен ряд ключевых показателей, которые являются основанием для финансирования или нефинансирования тех или иных спортивных программ на местах. Выяснилось что ряд положений нашей областной программы не соответствует государственной; не достигнуты показатели по доле занимающихся спортом и зафиксировано снижение числа занимающихся базовыми видами спорта, которые утвердил Минспорта на период 2014-2018 годы для Орловской области, а это — пулевая стрельба, стрельба из лука, бобслей, велоспорт, спорт слепых, спорт глухих и спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Более того, организация работы по базовым видам спорта не соответствовала по ряду показателей тем требованиям, которые предъявляют к данному делу. Например, базовый вид спорта предполагает наличие школы, титулованных спортсменов, базы. Если все соблюдено, то субсидии выделяют, если нет — получаем ноль рублей.
Чтобы получить субсидии на 2019 год, нам пришлось привести все в соответствие с требованиями Москвы.
— О какой сумме идет речь?
— Чуть больше 40 миллионов.
— Они будут потрачены исключительно на базовые виды спорта или, хотя бы частично, и на решение кричащих проблем, которые, к слову сказать, врио губернатора Андрею Клычкову на его первых встречах с разного общественными группами озвучивали спортсмены в Манеже — о плохом ремонте стадиона им. Ленина, об отсутствии трибун в Манеже, об исчезновении с футбольной карты России местного клуба и т.д.?
— Одна из таких проблем уже решена — найдены и выделены деньги для строительства трибун в Манеже — уже проходят конкурсные процедуры, так что к 1 сентября он будет отвечать всем требованиям для проведения Всероссийских соревнований.
Что касается базовых программ, то в этом году к тем семи видам спорта, которые у нас были, добавили еще пять: легкую атлетику, художественную гимнастику, каратэ, дзюдо и бокс по заявке, которая подавалась моим предшественником, еще до нового года. С одной стороны, это хорошо — можно получить больше денег от федерального центра, но с другой стороны, есть сложности по некоторым видам спорта. Чтобы мы не допустили снижения показателей, что чревато отказом в субсидиях, мы по каждому базовому виду спорта создадим рабочие группы, в которые будут входить руководители федераций, школ, в которых культивируются данные виды спорта, старшие тренеры, которые будут вести не только тренировочный процесс, но организаторскую работу — в общем все те, кто может повлиять на ситуацию в том или ином виде спорта. К слову, недавно мы получили новый список требований и теперь разрабатываем критерии для мониторинга базовых видов спорта, чтобы понять, где проблемы, что у нас получается, а что — нет, что можно решить на региональном уровне. Возможно, придется вносить, и это допускается, корректировки в базовые виды спорта, заменить какие-то из них или удалить, или добавить другие.
— А на эти пять новых базовых видов спорта деньги дали?
— Да. Должны получить более шести миллионов.
— Это много или мало?
— Это один из лучших лучший показателей в ЦФО.
Старт развитию будет дан в Орле
— Вот вы говорили об энтузиастах, которые должны появиться. У нас, вроде, есть такие. Вернулся на родину титулованный профессиональный шоссейный велогонщик Денис Меньшов, победитель двух из трех самых престижных Гранд Туров — Вуэльта Испании (2005, 2007) и Джиро д’Италия (2009), есть Олег Кошелев, директор ДЮСШ «Орел-Карат», вырастивший немало чемпионов по карате, есть даже бобслеисты, которых, по логике, в Орловском Нечерноземье вообще быть не должно. В этих видах спорта есть перспективы на какой-то серьезный прорыв?
— Вы забыли упомянуть, как минимум, хорошую орловскую школу стрелков, сильную легкую атлетику, высокий уровень орловских паралимпийцев, достижения высокого уровня глухих спортсменов.
Но давайте по порядку. Велоспорт. В этом году нас ждет интересное событие — Всероссийские соревнования по велосипедному спорту «Город первого салюта» — Кубок «Газпром — РусВело». Это соревнования для детей 14-17 лет, инициатором которых выступила профессиональная континентальная команда Газпрома. Задумка понятна: российский велоспорт находится не на очень хорошем этапе развития, вид спорта в стране не особо раскрученный, достаточно дорогостоящий. Очевидно, что соревнование даст толчок к его развитию.
О карате. Это теперь уже олимпийский вид спорта. В августе Орел проведет Кубок России, и это станет началом отбора на Олимпиаду, которая будет проходить в Токио в 2020 году. Убежден, что число желающих заняться карате сразу значительно вырастет, хотя этот вид спорта давно популярен среди орловцев.
Зачем ДОСААФу тир?
— А теперь давайте поговорим о нерешенных проблемах. Вот вы говорите об успехах орловских стрелков. Между тем, главный тир — тот, что находится возле стадиона им Ленина, почти развален, фактически лишился лицензии. И что дальше?
— Тир принадлежит ДОСААФ, так что региональные или федеральные государственные деньги туда нельзя вкладывать. Но и смотреть, в каком состоянии он находится, тяжело. Если ДОСААФ сможет привести его в порядок своими силами, мы, конечно, будем рады, тем более что эта та структура, которая исторически занималась данным видом спорта. Но если проблема не будет решаться, думаю, придется выносить ее на самый высокий уровень и с главой региона искать решение, чтобы не допустить закрытие тира. Тяжелый вопрос, который однозначно требует решения.
— Может, купить его у ДОСААФ? Или убедить хозяев отдать его области, как в свое время предприятия отдавали муниципалитетам детские сады, например? Кстати, там и с планерным спортом проблемы — база есть, а деятельности нет.
— До конкретики не доходило, но мы, безусловно, заинтересованы в решении проблем. К сожалению, мы не можем влиять на ДОСААФ — это федеральная структура, которая не подчиняется региональной власти.
Футбол по-орловски
— Зато региональная власть может решить вопрос с возрождением футбольного клуба, однако это не наблюдается. Почему?
— При отсутствии денег невозможно говорить даже об участии в низших лигах. Нужны минимальные затраты на выезды, оплату судейства, медицину, безопасность. Сегодня профессиональный спорт сам по себе не может выйти на самоокупаемость. А тратить деньги на большие зарплаты футболистов, когда есть нуждающиеся пенсионеры, согласитесь, не очень правильно.
Государство уже уделяет внимание спортивной инфраструктуре, в ряде городов построены хорошие стадионы: и футбольные, и хоккейные. Наверное, когда инфраструктура по всей стране будет соответствовать той, какая есть в Европе, когда и в Орле появится большой спортивный многофункциональный объект, который можно будет использовать и для футбола, и для баскетбола, и для проповедей, и для концертов — тогда можно будет задуматься о создании профессионального футбольного клуба. А пока это нереально.
Но орловский футбол жив. Есть команда, которая базируется в спортивной школе «Русичи», она называется «Орел». 80% ее членов играет в Национальной студенческой футбольной лиге. В прошлом году команду финансировал ОГУ, в этом — спортивная школа. Может, данная команда и не станет профессиональной, но нам это и не нужно. Нам важно, чтобы ребята показывали хорошую игру. Если мы выстроим такую вертикаль, что под «Орлом» у нас еще будет команда выпускников спортшколы и они будут знать, что у них есть шанс попасть в главную команду, а затем и в профессиональный клуб — будь то «Локомотив», «Спартак» или «Зенит» — мы будем довольны. И у нас есть примеры, когда наши орловские ребята, начинающие вот в таких командах, добились звездных успехов.
— Экс-тренер когда-то звездной орловской футбольной команды Анатолий Шелест, вроде бы, предложил чуть не европейские инвестиции в создание частного клуба. Вы его поддержали?
— Если бы все это случилось, региону от этого хуже б не стало. Мы встречались, но я ему сказал: все должно быть прозрачно, а главное — должно быть понимание, для чего это делается, чего мы хотим добиться. Но пока никакой концепции никто не предоставил.
— То есть вы ждете инвестпроект?
— Просто до всего рук не хватает. Но я считаю, что мы орловский футбол не потеряли, существующая команда участвует в соревнованиях, сохранен ее костяк. А если еще будет подпитка со стороны, чтобы этих ребят-альтруистов поддержать, думаю, проблему можно будет поэтапно решать.
Зато в женском футболе — сплошной позитив, и я люблю приводить этот пример.
— Вы имеете в виду мини-футбол?
— Да. Хорошая история. Меня нередко спрашивают: по какому принципу вы выбираете развитие того или иного вида спорта? А он один — все должно развиваться естественно, не надо за уши притягивать. Именно по такому принципу у нас родилась женская футбольная команда. Появился тренер и группа энтузиастов — девочек. Он их собрал, начал тренировать. пришел к руководству Орловского технического университета и предложил вместе развиваться. Ему ответили: а что такое женский футбол?! Неинтересно.
Он сам нашел спонсоров, отвез свою команду на соревнования, и они привезли медали. Тут уже на них посмотрели более серьезно и разрешили пользоваться спортзалом с условием, чтобы никому не мешали. Они не мешали, тренировались, опять поехали на соревнования и снова выиграли медали, а тут — студенческая Универсиада в Пензе, и девчонки ее выиграли. Вот с того момента на них стали смотреть по-другому. Сейчас эта команда играет в высшей лиге Чемпионата России, и университет понимает, что она — спортивное лицо вуза. Итогом стало то, что в университете сегодня учится несколько кандидатов и членов сборной страны. И со всей страны в Орел, в университет, едут поступать девчонки, мечтающие играть в мини-футбол!
Мечта Алексея Берестова
— У вас есть какая-нибудь мечта — спортивная ли, чиновничья?
— Чтобы в Орле появился крупный спортивный объект. Согласитесь: любой регион измеряется наличием событийных мест. Если говорить о спортивном событийном месте, то это должен быть крупный спортивный объект, куда можно было бы приходить, приезжать и с комфортом поддерживать любимую команду. Вот построили отличные спорткомплексы в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу — уверен: в этих городах спортивные достижения, интерес к спорту, физкультуре резко пойдут вверх. Мы это видим и на примере наших соседей — курян, белгородцев, где такие спортсооружения есть. А если команда будет еще и хорошо играть, как в Курске, например, победитель Евролиги 2017 женская баскетбольная «Динамо», в Белгороде — восьмикратный чемпион России волейбольная команда «Белогорье», в Рязани — женская футбольная команда «Рязань — ВДВ» — участник Чемпионата России, это станет орловской визитной карточкой. Любая команда, хоть по гандболу, — и она станет спортивным лицом региона. Вот об этом я мечтаю.
— И в какому виде спорта она может появиться?
— Абсолютно в любом. Найдется энтузиаст — и дело пойдет. Как с женским мини-футболом. Я мечтаю именно о команде, крупной команде, которая могла бы стать достопримечательностью Орла, которой город и горожане могли бы гордиться.