Этот десяток лет без данной организации обернулся приличным ущербом облика города. Первым ударом стал внезапный снос здания Георгиевской аптеки на перекрестке улиц Дзержинского и Гайдара, вокруг которого было много споров, ругани и прочих неприятных вещей. Теперь, вот уже почти четыре года, на месте этого здания находится пустырь, огороженный металлическим забором. Почему там еще не вырос очередной торговый центр — загадка.
В начале февраля «МК Черноземье» уже публиковал материал о незаконном строительстве многоэтажного дома в центре Курска, с нарушением всех возможных законов, а теперь на очереди новый эпизод.
Буквально недавно, 27 марта, был уничтожен дом купца Наумова на Дзержинского, 76. Куряне негодуют, и их можно понять. Ведь от новых бизнес-центров облик города точно не улучшается. Ждать же на месте уничтоженного памятника культуры чего-то действительно достойного не приходится. Застройка Курска последних лет стала настолько утопична, что даже бассейны в городе строятся исключительно над торговыми площадями.
Но вернемся пока к последнему сносу. В ноябре прошлого года состоялось итоговое совещание представителей 18 регионов Центрального федерального округа и Министерства культуры, на котором ключевым вопросом стала защита памятников архитектуры. Представители регионального комитета по культуре тогда смело заявляли, что Георгиевская аптека стала последним объектом культурного наследия, который был снесен на территории области. Но это было то ли проявление шизофрении, то ли откровенная и наглая ложь.
А дело в том, что все было решено пятью годами ранее.
Индульгенцию на снос дал приказ Комитета по культуре Курской области от 21 февраля 2012 года, подписанный его председателем. Документ этот основан на решении Ленинского районного суда от 30 января 2012 года. Включил список в себя 18 объектов, одним из которых был как раз тот самый дом №76 на Дзержинского. Суть приказа в том, что он выводит исторические объекты из списка культурного наследия, представляющие историческую, научную, художественную или другую ценность. Проще говоря — круши, ломай, застраивай. Только статус объекта изменить не забудь, во избежание проблем.
Далее, в декабре 2016 года на сайте госзакупок появляется «Форма плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 финансовый год», в которой фигурирует информация о сносе дома купца Наумова, оцененного в 617 тысяч 257 рублей. История закончилась сносом 27 марта этого года. Классическое развитие событий, ничего нового и удивительного тут нет. Кроме разве что одного пикантного нюанса.
Официальный сайт Министерства культуры РФ в декабре 2014 года пообещал открыть в здании по улице Дзержинского, 76 музей им. Георгия Свиридова. Планировалось, что откроет свои двери восстановленный и отремонтированный музей в 2015 году, в честь 100-летия рождения композитора. Кроме того, Минкультуры заявило, что наследники Георгия Свиридова готовы передать будущему центру искусств сохранившиеся мебель, картины, иконы, книги, а также его архив. И все бы ничего, но с двумя оговорками: заявление действительно было официальным, и Министерство культуры наградило эти мероприятия официальным статусом.
То есть теперь открывается полная картина. Задолго до сноса несчастной аптеки появляется документ, уничтожающий исторический облик города. Далее аптеку уничтожают по еще одному приказу и еще одному решению суда. За нее так яро «боролся» комитет по культуре, что в случае с домом на Красной Армии, 72 он от бессилия опустил руки и сам лично поставил подпись под разрешением его уничтожить. После Минкультуры официально заявило: здание на Дзержинского будет восстановлено и торжественно открыто. Но этого не случилось в обещанном 2015 году, не исправили ситуацию и год спустя. Ноябрь 2016 года, всех убеждают, что сносов не будет, несмотря на то что на ул. Красной Армии сравняли с землей сразу несколько домов уже после аптеки, фактически втихую. Через месяц после совещания в открытом доступе в Интернете появляется объяснение относительно дальнейшего развития событий. Уничтожение будет в период с марта по декабрь. Ответственные люди решили не затягивать и исполнили поручение практически моментально.
Отдельно акцентировать внимание необходимо на ноябрьском интервью Елены Прохоренко, как раз во время того самого совещания ЦФО: «По Курской области у нас сложилась положительная судебная практика, и таких ситуаций по исключению из списка за последние два года через суд у нас нет».
Это же просто восхитительно. Прохоренко, которая является начальником Управления по охране объектов культурного наследия Курской области, повергает своим заявлением в шок. Она либо не в курсе про исключение из списков ценностей и постепенное уничтожение вверенных ей зданий, либо объекты, из этого списка вычеркнутые, ее не интересуют. Действительно, диво дивное: подготовить заранее документы, не обращать внимания на тихий снос, а после докладывать о положительных результатах работы.
Кто бы ни стоял за игнорированием приказов Министерства культуры, он решает сразу две проблемы. Первая — не надо ничего реставрировать и тратить деньги. Вторая — сама земля на Дзержинского, стоимость которой, по разным оценкам, достигает семи миллионов рублей.
Получается, что регулярные сносы зданий стали возможны именно с разрешения комитета по культуре области. Без полноценно функционирующего ВООПИКа облик города мы потеряем безвозвратно максимум за пару десятков лет. Курск является самым древним городом Черноземья, но по его виду этого не сказать. Главное сейчас — не лишиться того, что еще осталось. Под ударом сейчас здание МЭСИ на Луначарского, 15-17 и дом Малевича на Почтовой, 17. Если со вторым решить вопрос мешают регулярные упоминания в прессе, то первый уже не нужен никому. Там и место в самом центре, и стоимость те же 7-8 миллионов рублей. А ведь спасти его еще представляется возможным, только интереса к этому у администрации нет.
Всего на территории Курской области находится более трех тысяч памятников культурного наследия, многие из них нуждаются в реставрации. А пока восстановления нет, количество их с каждым днем сокращается. За последние пять лет уничтожили больше десятка памятных объектов на территории областного центра, и сносы будут продолжаться. Земля дорогая, земли крайне не хватает. В центральной части города почти нет свободных площадей, остался только стадион «Трудовые резервы», который можно с таким же успехом сравнять с землей и открыть на его месте новый ТРЦ.