«Чему быть, того не миновать, а семи смертям не бывать». Так жительница Рыльска Валентина Ивановна ответила корреспонденту РБК на вопрос о том, почему после эвакуации она не осталась в пункте временного размещения в Орле. Валентина – не единственная жительница маленького курского города, которая решила вернуться домой, несмотря на активные боевые действия всего в 30 км от ее малой родины.
Сейчас Рыльск оживает, хотя обстановку в городе едва ли можно назвать обычной. Хотя бы потому, что после 18:00 магазины не работают, уличное освещение не включают, а люди практически не выходят вечером из домов. К тому же над Рыльском часто слышны пролетающие истребители и звуки работающих сил ПВО.
Активная фаза выезда местных жителей пришлась на середину августа, вскоре после того, как вэсэушники вторглись в приграничье Курской области. Но сейчас люди возвращаются, это в разговоре с РБК подтвердил и глава Рыльского района Андрей Белоусов. Он также заверил, что перебоев с поставкой в райцентр продуктов нет, город продолжает готовиться к отопительному сезону, а местная больница работает, хотя и стационар в ней закрыт.
«В больнице выписывают людям лекарства, которые им положены, привозят их, оказывают помощь [врачи], например терапевт, в случае необходимости могут оказать первую помощь. Если что-то серьезное, то направляют за пределы района. Но стационар не работает», – пояснил Белоусов.
Также пока приостановлено производство на расположенных в районе маслозаводе, сахарном заводе и заводе чертежных принадлежностей. Однако уборочную кампанию никто не отменял – аграрии продолжают уборку культур на рыльских полях.
Пассажирского сообщения сейчас с Рыльском нет. Люди добираются до города на междугороднем такси или договариваются в специальных чатах с водителями, которые едут в райцентр – чтобы их подвезли.
Кроме того, в Рыльске организована волонтерская помощь – не только местным жителям, но и курянам, проживающим в приграничных районах. Одной из таких точек стал Успенский собор, где курирует волонтеров матушка Ксения.
По словам Андрея Белоусова, люди приспособились к нынешним условиям жизни в Рыльске и районе.
«Это не то, к чему человек готов и чего ему хочется, но он живет в таких условиях. Мы живем там, где происходят эти события, и, когда мы с этим встаем, ложимся, когда летает авиация, слышны разрывы, ты это воспринимаешь как «так сегодня есть», – заключил он в беседе с РБК.