Нельзя молчать
– Что явилось предпосылками зарождения движения «Градозащита»?
– Необходимость в появлении общественной организации, которая объединила бы курян, желающих способствовать сохранению исторической среды, культурных объектов и памятников нашего города, назрела давно. Уничтожение дореволюционных зданий, представляющих неоспоримую ценность как для ныне живущих, так и для будущих поколений, особенно активно ведется в течение последних лет. Новая волна сносов купеческих особняков в этом году всерьез обеспокоила горожан, вызвав очередной сильный всплеск возмущений в соцсетях и СМИ.
К счастью, небезразличных среди курян становится все больше. Огромные исследования по краеведению были проделаны курскими историками Владимиром Степановым, Юрием Бугровым, Еленой Холодовой, Юрием Озеровым. Написанные ими книги, созданный электронный портал «Курск дореволюционный» - это целые путеводители по старому городу, который так мало знаком нашим современникам. Свой вклад в сохранение архитектуры вносят художник и общественный деятель Олег Радин, выступающий за открытие полноценного музея Казимира Малевича, председатель регионального отделения Союза архитекторов России Сергей Писарев и многие другие. У культурно-просветительского движения «Возрождение» есть целое направление по защите исторического ядра Курска. То есть не мы одни проводим работу в этом направлении. «Градозащита» и является той площадкой, где мы можем объединять наши усилия.
– День образования «Градозащиты», 17 февраля, не случайно совпал с пикетом против открытия на Красной площади Курска сетевого супермаркета?
– В здании гостиницы «Центральная» в самом сердце города готовился к открытию супермаркет известной компании. Это нонсенс, учитывая, что по соседству находятся горадминистрация и другие деловые и культурные объекты. Иван Звягин из «Возрождения» поднял эту проблему и сплотил возле себя еще несколько человек, организовавших пикет. Позже проблемную точку в ходе предвыборной программы посетила кандидат в президенты России Ксения Собчак. В итоге магазин открывать все-таки не стали.
Камни тоже плачут
– Каких еще результатов удалось в этом году добиться защитникам курской архитектуры?
– Был приостановлен снос купеческих домов на Максима Горького, 16; Малых, 30; Дубровинского, 26; Семеновской, 15, и ряда других. Однако без присвоения им защитного статуса тендер на снос может быть объявлен снова. Так произошло с образцом архитектуры второй половины XIX века – особняком мещан братьев Беньковских на углу Красной Армии и Рассыльной. Один из братьев был церковным старостой расположенного неподалеку Богословского храма. 17 сентября старинное каменное здание повторно приговорили к сносу. И это несмотря на то, что желающие приобрести его были, только в планах Комитета ЖКХ реставрация не предусмотрена, там настаивают на сносе. У нас осталось совсем мало времени, чтобы не допустить этой ошибки. Нам нужна помощь в расширении архивной справки, на основании которой можно подать документы на внесение дома в список объектов культурного наследия.
Пятая часть вновь выявленных в 1990-е годы объектов культурного наследия по Курску уничтожена. По области цифра еще больше - Рыльск, Льгов, Суджа страдают от искоренения старины. Все это противоречит 73-му федеральному закону об объектах культурного наследия. По нему даже вновь выявленные объекты нельзя выводить из списка только лишь по причине признания постройки аварийной.
– Почему заброшенные здания, имеющие историческую, архитектурную ценность, сейчас находятся в неприглядном состоянии, отпугивая местных жителей, которые, может, и сами уже хотят избавиться от такого «наследия». Как это возможно?
– Очень просто. Кому-то нужно это место под застройку, земля в центре всегда ценилась, здесь и квадратный метр жилья дороже, и за аренду в офисах платят больше. Сейчас из перечня вновь выявленных объектов культурного наследия выводят дом на улице Садовой, входящий в единый ансамбль с бывшими конюшнями рядом. Несмотря на то, что особняк был мещанский, известно имя его прежнего хозяина, какие-то интересные факты, некоторые «эксперты» настаивают на том, что дом культурной ценности не представляет. На самом деле, это просто отстаивание чьего-то интереса, ведь заказчиком данной экспертизы выступил представитель бизнеса. Такие же экспертизы заказывались застройщиками, которые собирались возводить высотки в районе Сергиево-Казанского собора. Поэтому в исторических кварталах Курска, где охранное законодательство вообще запрещает строить многоэтажные дома, они все равно появляются. С позволения городской администрации, Комитета архитектуры. Споры по этим объектам иногда доходят до суда, как например, громкое разбирательство с элитной новостройкой на улице Марата, 21, вообще частично признанной самостроем.
Раскрась город в радугу
– Помогает ли в отстаивании исторических объектов опыт других городов?
– Да, данная проблема актуальна не только в нашем регионе. Борьба идет в масштабах всей страны. В марте на всероссийском съезде градозащитников я познакомился с единомышленниками, озадаченными защитой архитектурного наследия в разных уголках России. Меры борьбы схожи. Кто-то ведет переписку с чиновниками, кто-то сидит в архивах. Проводят общественные экспертизы, устраивают пикеты, митинги, судятся, обращаются в прокуратуру. К самым радикальным мерам прибегают москвичи. Если все вышеперечисленное не принесло результата, они создают живые щиты, приковывают себя наручниками к бульдозерам, организуют в зданиях под снос круглосуточное дежурство.
– Есть ли федеральные силы, которые стоят на стороне градозащитников?
– Не все столичные инициативы благотворны. В 2015 году Министерством культуры в десять раз уменьшен список исторических городов России, из которого выбыл и Курск, то есть шансов привлечь на охрану наших объектов культурного наследия средства из федерального бюджета стало меньше. Но по-прежнему действует Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, мы длительное время ведем переговоры с тем, чтобы они открыли свое отделение в Курске. Параллельно пытаемся запустить совместный проект с одной из государственных СМИ, а это, в случае успеха, позволило бы спасти от уничтожения уже не единицы, а десятки старинных курских зданий.
– Напоследок расскажите, пожалуйста, об участии Курска во всероссийском движении Том Сойер фест…
– Стартовав три года назад, с тех пор фестиваль распространился на 23 региона, а в этом году впервые прошел у нас. Суть его в приведении в порядок деревянных домиков силами волонтеров. По выходным они собираются, чтобы чистить, шкурить и красить нуждающиеся в реставрации фасады. Наш первый дом на Белинского, 8, почти завершен, остались только декоративные элементы и наличники. В следующий сезон, я надеюсь, мы привлечем больше спонсоров и волонтеров, поэтому и восстановить успеем больше зданий.